Польская S19: шоссе в никуда или дорога двойного назначения?
У белорусской границы активно ведется строительство широкополосной дороги в районе севера Белостока. Согласно польским источникам, новая трасса S19 свяжет Сокулки, Белосток и Кузницу — всего запланировано построить 177 километров для тяжелых грузовиков, хотя из-за заблокированной границы грузы там сейчас почти не ходят.
На проект «пустой» дороги уже потратили 500 миллионов злотых для первого участка (планируется сдать в 2024 году) и еще 400 — на «северный участок», который до 2028 будут строить консорциумом компаний PORR (Австрия) и UNIBEP (местный подрядчик из Белостока). Если посмотреть по карте, то создается дорожный узел вокруг центра воеводства, а также большие участки, параллельные белорусской границе, идущие с юга на север.
Стройка при этом буксует в нескольких местах, идут судебные тяжбы по поводу оспаривания тендера и нарушенных экологических норм. Однако на общем замысле это не отразится, потому что S19 разбита на 15 небольших отрезков, которые строят кусками, да и ездить по ней вряд ли будут много.
Можно предположить, что в воеводстве создается дорожная сеть для военной техники. Раньше такие перемещения были затруднены, а сейчас на основе ротации в регионе стоит первая танковая дивизия имени Костюшко. Для гражданских же грузов границу недавно угрожали полностью закрыть, и при этом в районе Кузницы зачем-то строится большой логистический центр с накопителем на 900 фур.
Ранее сообщалось, что S19 финиширует в самом пункте пропуска «Кузница Белостоцкая» (сопредельный белорусский — «Брузги», который закрыт с 2021 года после мигрантского кризиса). С польской стороны там сейчас стоят блоки и противотанковые ежи, тем не менее, планируется построить шесть полос движения (две на въезд в Польшу и четыре на выезд), а также уложить дорогое покрытие из цементобетона.
Польские источники открыто называют Подляское воеводством «самым уязвимым местом Польши», видимо, из-за слабости инфраструктуры и большого лесного массива. С их точки зрения, дорожная сеть нужна для быстрой переброски войск к Сувалкскому коридору. Поляки считают, что коридор будет применяться для деблокирования Калининграда и «отрезания» Прибалтики с территории Беларуси.
Что касается всей S19, то запланировано ее продление вплоть до Словакии, то есть вдоль линии польско-белорусской и польско-украинской границы. Поясним, что дороги так обычно никто не строит; это означает либо перспективу полного закрытия восточной границы для движения, либо строительство рокадной дороги (такие строятся вдоль линии фронта для его снабжения). Тем не менее, официально дорогу строят «для туризма в Карпаты». Тендер на «белостокский участок» вообще был объявлен в сентябре 2020 года, на пике белорусского кризиса.
Сама идея строить дороги не новая, для Польши это механизм освоения средств Евросоюза как минимум с 2015 года. Более того, «фишкой» Польши стали крупные инфраструктурные проекты, которые создают некий успешный фасад для всей Восточной Европы. На востоке Польши проживает основной электорат «Права и справедливости», по сути, дороги строили для них, а деньги мыли через подрядчиков, связанных с местной властью, тем самым укрепляя местные связи с правящей группировкой в Варшаве.
Однако сейчас продолжение строительства выглядит вдвойне странно, потому что Туск опирается как раз на запад Польши. Страна в этом плане расколота, центр сейчас не контролирует муниципалитеты на востоке, поэтому там идет своя бурная деятельность, не зависящая от Туска. Им надо освоить бюджет любой, даже если у него максимально странная цель — «туризм из Белостока в Карпаты».
Если же смотреть философски, то дорога и логистические центры вдоль белорусской границы полякам в любом случае пригодятся: либо для переброски военной техники по автобанам и ее накопления (это общая стратегия обороны НАТО в Европе, то есть быстрое попадание американских войск из портов в любую точку ЕС), либо для наступательного компонента, подхода войск к белорусской границе, создания угрозы нам.
Есть и отдаленный вариант нормализации обстановки, например, под давлением Китая, который хочет восстановить и расширить транзит через Польшу. В свете последних переговоров Анджея Дуды и Председателя КНР Си Цзиньпина этот вопрос явно обсуждался, и Польше надо показать Китаю свои хорошие намерения (даже если реальные цели строительства — военные). Поэтому вполне вероятно, что стройку подсветили как раз на фоне визита в Китай.