Меню

И машины заговорят. Как реставраторы выводят на марш автомобили, приближавшие Победу

И машины заговорят. Как реставраторы выводят на марш автомобили, приближавшие Победу

Реконструкторы Великой Отечественной войны и реставраторы ретро-техники все чаще объединяются, чтобы вместе донести до современников самые драматичные эпизоды борьбы советского народа против фашизма.

Мастера историко-патриотического общественного объединения «Будем помнить» воссоздают редкие машины, которые помогали приближать Победу. Сегодня реплики этих авто, собранные из устаревших и современных деталей, выезжают на поля условных сражений. Любители старинной техники рассказали, как необычное увлечение обрело для них высокий смысл.

«Чувствую трагедию деда, когда возрождаю старинный грузовик»

В ретро-блоке в Минске стоит почти готовая точная копия автомобиля Shkoda 430. Это один из первых легких грузовиков, восстановленных в нашей стране для исторических реконструкций. Оригинал теперь можно увидеть только в альбомах.

Руководитель реставрационной мастерской историко-патриотического общественного объединения «Будем помнить» Дмитрий Ходанович рассказывает, что за первые месяцы с начала Великой Отечественной войны было мобилизовано 1,5 тыс. грузовиков разного рода.

— Shkoda 430 побывала в трех армиях точно. Участвовала в польско-чешском конфликте в Карпатах, немецком захвате Чехословакии. К нам впервые попала, когда Красная Армия освободила Западную Беларусь. Я сейчас воссоздаю один из вариантов этой техники — модель 1941 года. Наша задача — показать ее на ближайшей самой масштабной реконструкции Великой Отечественной войны, которая пройдет на фестивале «Легендарные эпохи» в Зельве. Сложность этой работы в том, что она сочетает в себе, на первый взгляд, несочетаемые составляющие автомобилей разных эпох.

В этой машине начинка из фрагментов, наверное, пяти машин, нынешнего времени и 50-60-х годов.

— Одни детали мне подарили, другие продали. Вижу, что рама и крылья заводские, но даже не знаю, от какого авто. Тут же использовали мы ГАЗ-69, УАЗ-452. Вошли сюда и запчасти от польского грузовика. Трудность еще и в том, что по этой модели сохранилось очень мало архивных материалов. Помогает, конечно, опыт других реставраторов, которые занимались похожими машинами.

Для «Будем помнить» Дмитрий уже восстановил Opel Olympia, BMW 326, Opel Kapitan, Аdler W 61. Все эти модели участвуют в реконструкциях историко-патриотического объединения. За рулем обычно их автор.

Реставратор делится, что с детства слушал военные воспоминания своих дедов. Но понять масштаб испытанного близкими людьми смог, только когда начал восстанавливать грузовики времен Великой Отечественной войны и выезжать на площадки, где воссоздаются исторические бои.

— Дед мой, Ефим Егорович Ходанович, служил в Прибалтийском военном округе, — вспоминает собеседник семейную историю, вдохновившую его на это небанальное увлечение. — 20 июня 1941 года привез в Брест депешу и вскоре с ответом должен был возвращаться обратно. Но началась война. В Брестской крепости ему оторвало палец на ноге — рядом разорвалась граната. Он попал в плен, однако среди защитников цитадели не числится.

Дядя прошел Первую мировую войну. Хорошо знал немецкий язык, вел допросы фашистов. В Великую Отечественную по возрасту уже не подлежал призыву. Но отправился добровольцем. Когда уходил, сказал: «Есть опасность, что к нам в Речицкий район придут немцы, а я знаю их язык. Сделают меня старостой, стыда не оберусь». Он погиб на Волховском фронте.

Участвуя в реконструкциях операций Великой Отечественной войны, я ощущаю связь с предками. Для меня важно правдивое сохранение исторической памяти.

Немецкий Adler — свидетель поражения фашистов под Лоевом

В качестве водителя ретро-техники Дмитрий снимается в военных фильмах.

— В кинокартине «Василий Сталин» была сцена, когда налетают немецкие бомбардировщики и сбрасывают бомбы на аэродром. И мне надо было через толпу людей везти командира. Там настолько реалистично все было сделано. Люди падали, кровь брызгала, разрывы имитировались. Но самый сильный эффект присутствия все же достигается во время реконструкции. Ты внутри события, и остро чувствуешь происходящее. Сейчас интересное время, когда реконструкторы формы, оружия, событий объединяются с реставраторами машин. Так авторы реплик ретро-авто могут участвовать в воссоздании истории.

Дмитрий открывает другой гараж. Знакомит с еще одной редкой машиной — немецким грузовиком Adler. Реставратор собрал его из груды металлолома. Во время войны грузовик переправляли на плотах для форсирования рек. В нем вместе с расчетом возили легкую пушку. Adler Дмитрия участвовал почти во всех проектах «Будем помнить». С этой машиной реставратор снялся в российском проекте о войне «БИБИ».

Заместитель председателя «Будем помнить» Алексей Коробущенко обращает внимание, что специализация реставраторов объединения — машины 20, 30, 40-х годов 20-го столетия. Они участвовали в ключевых событиях, которые разворачивались на белорусской земле.

Дмитрий показывает фотографию чешского броневика, который планирует реплицировать. В Беларуси находят все больше упоминаний о нем.

— Автомобиль был во 2-й охранной словацкой дивизии, призванной воевать с партизанами на стороне фашистов, — погружает реставратор в историю. — Но это соединение переходило на сторону партизан и боролось с фашистами. В битве под Лоевом было зафиксировано семь таких машин.

В гараже у Дмитрия два стенда со старинными деталями. Их извлекли из земли поисковики объединения.

— Подпорка крыла BMW, огромный гаечный ключ, детали с советского фронтового джипа ГАЗ 67, оригинальные номера с машин и немецкого мотоцикла, — знакомит мой собеседник с необычными экспонатами.

Дима по образованию историк. Одно время преподавал в университете. Потом увлекся ретро-техникой. Чтобы восстанавливать машины, прошел курсы сварщика в машиностроительном колледже, учился у реставраторов.

— Сделал сам Москвич-301, BMW 321, BMW 326. Это мои первые автомобили. Благодаря «Будем помнить», я знакомлюсь с более опытными коллегами, развиваюсь.

В помощь ему служат текстовые и фотодокументы, содержащие сведения о старинной технике.

— Прежде чем взяться за работу, изучаю историю автомобиля, — посвящает в свою кухню мастер. — Использую российские и зарубежные архивы. Удача, если ты нашел чертежи с оригинальными размерами. Иначе приходится прибегать к другим методам, чтобы воссоздать параметры. Дальше идет подбор материала, деталей. У некоторых моделей элементы схожи с частями довоенных автомобилей.

 Дмитрий говорит, что, по словам мамы, рос странным ребенком. За все детство не сломал ни одной игрушки, а вот починить что-то умел. Любил собирать конструктор не по инструкции. Сегодня собирать старинные машины из различных фрагментов — его основное занятие.

Моего дедушку спас немецкий офицер

У реставратора жесткий график. На воссоздание Shkoda 430 заместитель руководителя объединения отвел ему два месяца. Грузовик должен выехать 13 июля на реконструкцию Великой Отечественной войны в Зельве.

Помогают Дмитрию школьник Геогрий Рыжиченко и пенсионер Владимир Ворошило.

Владимир Петрович — заслуженный железнодорожник Беларуси. По состоянию здоровья ему нельзя находиться вблизи мест, где работает пиротехника. Поэтому его основной вклад в проекты «Будем помнить» — работа в ретро-боксе.

«Что интересное сделать?» — с таким настроением он приходит в гараж.

— Окунуться в атмосферу истории, подышать воздухом старины — это для меня огромное удовольствие. Когда работаю, вспоминаю своих родственников-ветеранов. Мой дядя Василий не дожил всего два с половиной месяца до Победы. 13 февраля 1945 года в Пруссии сгорел в самоходной артиллеристской установке. Он, будучи санинструктором, спасал своих ребят. Дед Тихон в 1941 году пропал без вести. У меня до сих пор хранится оригинал этой повестки. Я искал информацию. Похоже, что погиб он на Волховском фронте. Мой труд — дань памяти победителям.

Десятиклассник Гимназии №38 города Минска Георгий Рыжиченко уже давно интересуется бронетехникой. Для него участие в реконструкциях Великой Отечественной войны и реставрации исторической техники — это тоже причастность к наследию поколения освободителей.

— Красноармейцы отвоевали нашу землю, и я этим горжусь. В нашей семье передаются рассказы прабабушки Ары. Она сидела с 4-летним сыном на руках в оккупированном доме. Немцы варили еду. Мой будущий дедушка подполз к котлу и плюнул туда. Фашисты раскричались и повели маму с ребенком на расстрел через всю деревню. К счастью, их остановил немецкий офицер, который шел навстречу. Он ударил по лицу заводилу, сказав: «Это же мать с сыном. Мальчик маленький, не понимает, что делает. Отпустите». Были человечные и среди них, но мало.   Мой посыл и как реконструктора, и как начинающего реставратора — показать, как тяжело давалась нашим дедам победа, как важно помнить об этом.

Эта цель сплачивает всех участников историко-патриотического объединения. Воссоздатели техники дают слово молчаливым свидетелям войны — старинным машинам. Они, ожившие на марше реконструкции, с ревом переносят зрителей в далекие сороковые, чтобы те тоже знали и помнили.

Автор: Ольга Косякова

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59