Слабоумие и отвага. Китаист объяснил стратегию Польши и Литвы

Порт в Клайпеде закрыт для грузоперевозок. Если Польша закроет международную экспресс-доставку из Китая в Европу, развалится ли этот коридор? Следят ли за ситуацией с другой стороны границы? Об этом и многом другом мы поговорили с востоковедом Никитой Савковым.
О жизни и метро в Шанхае
— Я уже семь лет живу в Китае. Сегодня это Шанхай — довольно либеральный город, там есть все, и даже европейская архитектура. В центре мегаполиса расположена станция метро «Хуанпи Наньлу», это как Патриаршие пруды в Москве, такое супердорогое место, где самые лучшие бары, рестораны и магазины в городе. Два года назад представители компартии эту станцию переименовали. Станция «Хуанпи Наньлу» стала называться «Место первого национального съезда Коммунистической партии Китая Хуанпи Наньлу». То есть заморочились серьезно, и теперь она везде так называется. Самое забавное, что рядом с этим длинным названием на китайском размещен такой же длиннющий перевод на английский. А все потому, что для китайцев такие ритуальные моменты бывают принципиально важны. Так они показывают своим согражданам, что все хорошо и под контролем.

Раньше в Шанхае было несколько районов, где обитали только иностранцы. Англо-американский сеттльмент, французская концессия, японский район. И что интересно, в таких кварталах не действовали китайские законы. Это как если бы в Минске был американский район. То есть ты туда заходишь, а там действует американская конституция, везде американские полицейские. Вот в Шанхае такое было.
Китайцы сейчас относятся к той эпохе негативно, но здания в целом сохранили, это часть истории города, часть Шанхая, а 1927–1937 годы — это «золотое десятилетие».
Не пуганные 90-ми
У китайцев есть понятие землячества. Провинция для них — это что-то совсем абстрактное. Они, скорее, смотрят, из какого уезда и города тот или иной человек. И если встречают своего земляка, могут даже перейти на местный диалект. Еще китайцы могут быть из разных провинций, но иметь какие-то общие религиозные связи, у них может быть общий председатель общины.

Конфуцианство всегда играло важную роль в Китае, сейчас это элемент официальной идеологии. Это как философия или как марксизм-ленинизм для советского человека. В ней ничего оригинального, просто такие установки — скажем, мойте руки перед едой, уважайте старших, ведите себя хорошо…
А вот сект в Китае раньше насчитывалось очень много, например «Фалуньгун». Кстати, сейчас она перебралась на Украину. Помните, после развала СССР в 90-х появились разные кашпировские и чумаки, и у бывших советских людей выработался иммунитет к подобным вещам. Китайцы непуганые в этом плане. Были у них и финансовые пирамиды, но не в таких масштабах, как у нас. Сейчас в Поднебесной много христиан, протестанты проникают к ним через Южную Корею.

Деньги на бочку
Чтобы китайцу жениться, нужно заплатить. В разных регионах страны денежный входной порог разный. Сумма варьируется — от 20 до 150 тысяч юаней. Если денег нет — извольте, жениться не сможете! Я помню, как одна китаянка жаловалась, что наши белорусские девушки не просекают ситуации и выходят за китайских парней бесплатно. Китаец, когда едет за границу, предпочитает помалкивать о том, что у них так принято в Китае, потому что у себя на родине он бы так не женился.

У этой традиции есть одно объяснение: китайские женщины часто не очень доверяют своим мужчинам. И эти деньги выступают для них своеобразной страховкой. Мол, если он ее поматросит и бросит, хотя бы 50 тысяч юаней у нее останется, что уже хорошо.
При чем здесь уйгуры
Бизнес H&M по продаже одежды в Китае долгое время шел успешно. Но шведская частная компания, которую должна интересовать сугубо ее прибыль, внезапно, как по команде, озаботилась правами уйгуров. Производители заявили, что этих людей в Китае обижают, у них рабский труд по сбору хлопка. И H&M принялась обвинять китайские власти и отстаивать свои моральные принципы в этой сомнительной теме. В итоге шведы постепенно уходят с огромного китайского рынка, за место на котором дерутся многие производители. А в это время японская компания Uniqlo заявила, что покупает хлопок только у уйгуров в Сянцзяне. Они даже разместили билборды с хлопковыми тканями и надписями «Уйгуры, мы с вами!» То есть японцы, прямые конкуренты шведов, оказались намного хитрее.
Белорусы в китайском ТикТоке
С недавних пор в Китае появились белорусские стримеры, которые активно продают белорусские товары. И надо отметить, что белорусы в ТикТоке сильно опережают конкурентов. Они действуют четко и профессионально. У них много товаров и масса просмотров, китайцы крайне заинтересованы. Для многих стримеров из России это пример для подражания.

У меня есть знакомая казашка, которая стала заниматься чем-то похожим. Она поделилась своими наблюдениями на этот счет и признала, что казахам до белорусских стримеров еще далеко.
Много лет без сладкого
В китайских массовых круглосуточных магазинах типа Lawson можно часто встретить белорусскую продукцию, например те же шоколадки «Коммунарка» и «Спартак». Стоит отметить, что во всех китайских торговых павильонах присутствуют плюс-минус одни и те же товары, начиная от воды и заканчивая прокладками. И белорусский шоколад есть не во всех магазинах, но зато по всему Китаю. Стоит плитка горького шоколада прилично — 18 юаней. По сравнению с китайским намного дороже.
Чем белорусский шоколад привлекает китайцев, так это оформлением, своей крафтовой оберткой, для местных жителей выглядит необычно, и весом 100 граммов. Такой продукт выделяется на фоне остальных и навевает на китайцев ретровайб. К тому же по вкусу очень достойно, не хуже американских и японских шоколадок. Качество содержимого для китайцев все-таки важнее, чем упаковка.

В Китае, примерно как в Советском Союзе до перестройки, когда-то был дефицит, но в разы жестче. Сладкое пропало с прилавков и китайцы, когда ехали в Шанхай, все как один покупали там конфеты типа ирисок. Потому что других нигде больше не было. Они назывались «Большой белый кролик». И их обертка до сих пор сохранила свой дизайн. Конечно, сейчас они проигрывают на фоне современных конфет, но зато это уже бренд.
США или Россия — кого предпочтут
Наиболее важны для КНР отношения с США. А Беларусь рассматривается в контексте с Россией. То есть это направление внешней политики тоже важно, но не так. Совсем недавно прошла короткая встреча министра обороны КНР с американцами, а Председатель КНР Си Цзиньпин два часа общался с Владимиром Путиным. Это все чистой воды ритуальщина. Китайцы показали, что активно поддерживают контакты и с теми, и с теми. И что конфронтация с США еще не достигла критического уровня, хотя постепенно все к этому идет. Однако китайцы демонстрируют США свой нейтралитет. И всегда подчеркивали, что они не только вместе с Россией. В этом плане, мне кажется, дипломатически они занимают правильную позицию, открыто не выступая на чьей-либо стороне. Китайцы пытаются лавировать. В отличие от европейцев, которые говорят про мир, а сами вписываются за Украину, выходя тем самым за дипломатические рамки. Китай тоже преследует свой интерес, но его можно понять — китайцы всегда действуют очень рационально. Хотя, независимо от степени вовлеченности Китая в российско-украинский конфликт, американцы все равно обвиняют китайцев, если те что-то поставили или продали в Россию.

Пояс нестабильности
Нестабильность начинает возникать по всем границам Китая — ближним и дальним. Даже Литва совершила какой-то странный демарш в виде закрытия порта. А у Китая есть проект «Один пояс — один путь». И Беларусь в нем являлась своеобразным хабом, в том числе по пути на Клайпеду и Балтийское море. И вовсе неудивительно, что Польша вслед за Литвой планирует закрыть экспресс-доставку из Китая, они ведь американские друзья. Им скажут — они закроют. Да здравствует слабоумие и отвага!
Кроме того, у Китая нестабильные отношения с Камбоджей, с Мьянмой уже полыхает, с Таиландом начинаются размолвки. Китайская пропагандистская машина работает очень мощно, но она инерционная. В КНР не могут в одночасье заявить, что вот оп — и сегодня мы враждуем с Таиландом, а завтра мы с ним дружим. Так не бывает! Китайцам нужно время для подготовки общественного мнения. Поэтому в СМИ сначала появляются сообщения о том, что в Таиланде ограбили китайскую туристку. А китайцы ездят туда на море, совсем как россияне или белорусы раньше ездили в Крым или Одессу. До ковида 25% туристов в Таиланде были китайцы — примерно 10 млн человек за год. И такие информационные сообщения постепенно на население влияют.
Корея как пример
С Южной Кореей у Китая были отличные отношения. Пока американцы там не разместили систему ПРО. Китайские граждане сразу восприняли это как предательство. Ведь для китайцев до этого Корея была примером, на который они ориентировались. До Кореи брали пример с Японии, но потом решили, что корейцы круче. И это даже распространялось на массовую культуру — в Китае стал популярен кей-поп, неплохие по качеству корейские сериалы, их даже по ТВ показывали. Китайцы даже дали корейцам доступ на свой развлекательный рынок. Но после такого шага в КНР все корейское свернули и китайцы подостыли к этой стране. Корейские рестораны вышли из моды, из эфира убрали поп-звезд.
Зато корейцам стали втюхивать такую местную «задорновщину». И я подозреваю, что за этим стоят американцы. Ну, допустим, им говорят: «Вот был такой философ Конфуций и, оказывается, он был корейцем!» А китайские иероглифы на самом деле корейские. (А, кстати, украинцам внушают, что древние укры вырыли Черное море.) И вот эти странные ролики разгоняются везде, в том числе их показывают китайцам. Последние от таких видео только звереют.
Про агрессивный капитализм и коррупцию
Часто говорят, что в Китае нет коммунистов, дескать, это все ушло в прошлое, там сейчас капитализм. Но почему-то сами китайцы так не думают. То есть да, в плане экономики они могут делать все что хотят. Но что касается власти и коммунизма — это для них святое и неприкосновенное. А политический строй как инструмент: захотели — и вот у них капитализм, а потом захотели — и вернули военный социализм.

Лет 15 назад рассказывали, что коррупционеров в Китае прямо на стадионах расстреливают. Но на самом деле такого нет, их просто сажают в тюрьму. В Китае выше определенного уровня коррупции нет. Уже на уровне ректора университета и заместителя мэра у человека столько власти, что мелким распилом он заниматься не будет.
Староста деревни, хоть и находится на низовом уровне власти, — миллионер. В Китае нет полноценной частной собственности, люди арендуют недвижимость, например, те же квартиры на 50 лет. И староста деревни имеет право распоряжаться коммунальной собственностью, а это заводы, логистические центры, склады и т. д. И там крутятся огромные деньги, которыми он управляет.
Вообще коррупция в Китае в первоначальном значении — это не воровство, скорее, как разложение, порча.
Тайванцы умнее украинцев

— Мне рассказывали знакомые китайцы, как они общались со своими тайваньскими друзьями: «Если начнется война, что вы будете делать?» Тайванцы ответили, что достанут красные флажки и будут ими махать. То есть я не встречал воинствующих тайванцев, таких настроений среди них нет. Они прекрасно понимают, что в любом случае проиграют, остров-то у них маленький. Даже если китайцы их не победят, остров навсегда станет руинами.
Рекомендуем
