Как у минчанина появился двухтактный Wartburg

Владелец светло-песочного Wartburg 353 1987 года Владимир Астровский провел детство в ГДР. Этот факт мужчина считает знаком судьбы, несмотря на то, что увлекаться Вартбургами он начал лишь в 90-х, после распада СССР. В тот период белорусам открылась возможность пригонять машины из Европы, а на своей родине автомобили из Айзенаха стали ненужными. Чтобы не платить утилизационный сбор, немцы избавлялись от малолитражек всеми способами. В итоге множество таких машин появилось в продаже за символические деньги.
Из Тушино с любовью
Легковушка с литровым двухтактным мотором попала в руки Владимира в 2018 году, сменив сильно пострадавший в ДТП универсал той же марки, которым мужчина владел с 1993 по 2010 год. Московский энтузиаст восточногерманской техники Игорь (он же «дядюшка Кекс») предложил забрать у нашего героя не подлежащее восстановлению авто, а взамен — взять 353-й седан. Недолго думая, Владимир согласился.


— Эту машину когда-то привез в Минск офицер, служивший в ГДР. Через некоторое время он продал «уставший» автомобиль, а в 2014 году Вартбург выкупили москвичи, занимавшиеся представителями восточно-германского автопрома. Машина прошла хорошее восстановление на Тушинском заводе, — рассказывает Владимир об истории своего экземпляра.
На момент покупки Вартбурга салон требовал ремонта, передачи переключались не совсем хорошо, а также имелись вопросы по системе зажигания, которую мужчине пришлось полностью переложить и заново подсоединить. Для этого он привлек своих друзей, имеющих опыт работы с двухтактной техникой еще со времен СССР. В свое время наблюдались проблемы с тормозами из-за заклинившего суппорта. Владимир объясняет, что и сейчас машина порой капризничает:


— Это естественное явление, ведь любое железо ржавеет, а соединения изнашиваются. Но в случае моего Вартбурга это происходит не в таком масштабе, как могло бы быть у почти сорокалетней машины. Главное — вовремя заниматься возникающими проблемами.
Реликт из ГДР
После небольших доработок машина начала участвовать в выставках и олдтаймер-ралли. Салон Вартбурга можно смело назвать стоковым, не считая руля: родной был очень тонким и скользким, поэтому Владимир, сначала планировавший поставить руль от более поздней модели, сделал выбор в пользу классического кожаного трехспицевого Nardi Torino, который соответствовал той эпохе. Обновка отлично вписалась в интерьер.


Никаких глобальных изменений, касающихся автомобиля, в ближайшем будущем не предвидится. Владимир бережно заботится об аутентичном облике машины и уверяет: пока законодательство будет позволять ему ездить на двухтактном моторе, седану не придется стоять в гараже в теплое время года.
— Своеобразный звук двигателя — фишка этого Вартбурга, ведь не так много двухтактных автомобилей осталось в мире. Возможно, со временем сделаю антикоррозионную защиту кузова, займусь доработкой аудиосистемы, слегка обновлю интерьер, который уже нуждается в небольшом косметическом ремонте. В планах также замена сидений на аналогичные, но в родном цвете, — делится мыслями собеседник.
Машина времени и дружбы
Владимир считает свою машину частью истории его жизни, которая напоминает о детстве, проведенном в уже не существующем на карте государстве.


— Не могу сказать, что у меня есть ностальгия по ГДР как по стране социалистического лагеря. Все-таки эта тема догнала меня позже, а машина превратилась в фон, на котором и развивался мой интерес к марке. Со временем я узнал о глубоких исторических корнях бренда, о том, что по всему миру зарегистрировано множество клубов любителей Вартбургов, – рассказывает о чувстве причастности к охватившему многих увлечению Владимир, для которого двухтактная техника ГДР — как фауна Австралии, которая больше нигде на планете не встречается. — Машин с такими же решениями уже давно не существует, а вот у меня есть одна из них. Когда мне задают вопрос, сколько осталось таких экземпляров у нас, я отвечаю: в Минске — две, о которых я знаю, в Беларуси — в таком же хорошем состоянии, как у меня – наверное три, а всего в стране — штук пять. У меня достойный выставочный авто, который, кроме того, выезжает в летний сезон на пробеги и ралли олдтаймеров.



Вартбург едва не обзавелся и киношным портфолио. Собеседник вспоминает, как его однажды попросили предоставить машину для съемок сериала «ГДР». Речь шла об эпизодах, где в реалиях Гродно предстояло воссоздать атмосферу улиц Германской Демократической Республики.
— Но тогда седан еще не был в отличном состоянии. А доверять его управление кому-то постороннему тоже не хотелось — он достаточно специфичен в эксплуатации и порой капризен.
Вартбург для Владимира — это целая история, охватывающая сам завод, местность, страну. В прошлом, во время командировок в Германию, мужчина старался посещать все возможные автомузеи, побывал в том числе и в Айзенахе — городе, где располагается музей завода AWE (Automobile Werk Eisenach), а также в самом замке Вартбург, именем которого названы легковушки.


— Вот так автомобиль заставляет меня искать дополнительные приключения, развиваться, расширять кругозор. Я попал в международную тусовку любителей этих машин, завел новых друзей из других стран, которые до сих пор присылают мне какие-то артефакты, связанные с маркой: брелочки, буклеты. Увлечение Вартбургами объединяет нас, и это чувствуется постоянно: когда ты идешь по Копенгагену, видишь человека на такой же машине, и вы сходу начинаете общаться как старые друзья, или когда смотритель музея марки Трабант в Цвиккау может запросто оставить тебя одного на полчаса после закрытия, просто потому, что ты «свой» из клуба Вартбург. Эти машины — не просто техника. Они создают свою собственную, очень теплую и дружелюбную вселенную, объединяя людей по всему миру, — на сентиментальной ноте заканчивает рассказ Владимир Астровский.
Автор: Диана Хвалько
Рекомендуем


