Лидер итальянской рок-группы «Banda Bassotti» о помощи Донбассу и политике в творчестве
Так уж сложилось, что политики в творчестве сегодня все больше. В нашем мире быть сегодня аполитичным это просто преступление. Вот и наш герой — коммунист Давид Каккионе — использует музыку как средство привлечения внимания к политической обстановке у себя на Родине — в Италии. Музыка его группы «Banda Bassotti» — это призыв к общественным проблемам и борьба за справедливость.
Являясь сыном рабочего класса, сам Давид перепробовал множество рабочих профессий: каменщик, грузчик, газетчик, монтажник, швейцар… А еще он продюсер звукозаписи в Риме, сам занимается производством музыки, пишет тексты песен, ведет агитационную деятельность. Музыка всегда была движущей силой политических процессов, и Давид это прекрасно понимает. Рок-группе «Banda Bassotti» уже более 30 лет. В их послужном списке множество песен коммунистической направленности, они приезжали в Никарагуа, Палестину, Донбасс, поддерживая борьбу этих народов против империалистической агрессии Штатов. Это одна из немногих западных групп, поддержавших народ Донбасса против украинского нацизма. Члены группы открыто выступают против антироссийских санкций.
— Когда вы начали вашу коммунистическую и антифашистскую деятельность?
— Французское коммунистическое движение 1968 года охватило и Италию. Спустя пару лет я начал делать свои первые шаги в мире политики. Те годы были очень тяжелыми: борьба против итальянских фашистов и капиталистического государства, годы демонстраций, проходивших каждую неделю, забастовки и расклеивание плакатов по кварталам — эти плакаты мы делали вручную сами. Каждый день люди выходили на улицы и протестовали против политики правительства, против сокращения рабочих и усилившейся эксплуатации. А я взялся за книги, перечитал все от Джека Лондона до Карла Маркса, Джона Рида и Фанона, дневника Че Гевары и истории Черных пантер. Я стал работать — разгружать грузовики, работать на стройке. С моими коллегами и друзьями мы позже создали проект «Banda Bassotti». Моя юность, несмотря на многие трудности, — период становления моих политических взглядов.
— В Италии в 70-е года Коммунистическая партия имела огромную силу. Что же произошло в итоге?
— Все началось с внедрения еврокоммунистических идей в эту партию. Переломный момент наступил в 1977 году, когда секретарь Итальянской Компартии предложил христианским демократам подписать соглашение о совместном управлении итальянским капиталистическим государством. Этот договор был назван «Историческим обязательством». Сделка не состоялась, но стала одним из поворотных моментов в политике Коммунистической партии. Что ж, этот фактор заложил основы реформизма и карьеризма внутри организации. Хотя в 1984 году партия одержала победу на выборах в Италии, набрав более 12 миллионов голосов, но противоречия между Италией и СССР, критика в адрес его руководства, в конечном итоге повернули курс идеологии Компартии в иное русло. Из марксистско-ленинской она превратилась в социал-демократическую силу. Окончательный сдвиг произошел в феврале 1991 года, когда оппортунисты разрушили партию изнутри и она перестала существовать. Позже они же создали новую Итальянскую социал-демократическую партию.
— В 80-х годах в вашем родном Риме произошло становление музыкального коллектива «Banda Bassotti». Как родилась идея создать группу? И как вам удается держаться вместе даже спустя 40 лет?
— Нас было четверо товарищей. Трое из нас четверых знали друг друга почти всю жизнь. Дело было в начале 1980-х. Я устроился в компанию по производству строительных лесов, где работали мои товарищи по будущей группе — Паскуале и Анджело. Другие товарищи назвали нас «Bassotti». Мы были лысыми, нашими неизменными атрибутами были военные ботинки и подтяжки. Эдакий образ злодеев из мультфильмов Диснея. Мы начинали наш музыкальный путь, как группа друзей. Затем мы стали частью политического коллектива со многими товарищами, которые и по сей день являются частью антифашистского «Каравана» («Караван» — проект гуманитарной помощи жителям Донбасса). Мы ездили в Никарагуа в разгар Сандинистской революции в 1984-86 годах, как рабочие, участвующие в строительстве школы и жилья для учащихся. Сами вкладывали средства в эти проекты. Совместно с коллегами мы выступили с инициативами солидарности с Никарагуа, Сальвадором, Кубой. В 1989 году у моих товарищей Анджело Сигаро и Фабио Скопа возникла идея создать музыкальную группу. Не обладая особыми музыкальными способностями, мы стали частью группы, которая стала объектом нашей совместной работы. Нас осталось только четверо. Наш товарищ Анджело Сигаро, к сожалению, умер пару лет назад. Он был автором почти всех текстов и музыки нашей группы. Музыкальная деятельность у нас всегда была тесно переплетена с политикой, с большим упором на интернационализм.
Нас приглашали играть правительство Венесуэлы при Чавесе, правительство Эквадора при Рафаэле Корреа. Мы были на Кубе, когда ее возглавлял Фидель Кастро. Были в Чили, Мексике, Аргентине. И когда мы ездили играть в эти и другие страны, наши концерты объединяли в себе творчество и политические инициативы. Нас позвали сыграть в Сальвадоре и Колумбии в честь окончания войны, когда коммунистические партизаны в обоих странах участвовали в первых политических выборах. Мы играли в Японии, в России, по всей Европе. За эти 30 лет мы записали 12 альбомов.
— С вашей помощью удалось построить школу в Никарагуа? Как удалось реализовать этот проект?
— В 1983 году мы проводили программу солидарности с сандинистской Никарагуа. Мы обратились в Посольство Никарагуа в Риме с целью объяснить дипломатам наш проект. Уверив их, что все расходы будем оплачивать сами, мы стали готовиться к поездке. В Никарагуа отправились 3 группы строителей по 5 человек в каждой. Каждая пятерка жила и работала в стране по 3 месяца. В составе первой группы в поездку отправились мы с товарищами, как самые опытные в кладке. Мы прибыли в поселок под названием Матигуас, сами закупили все материалы для строительства, выплачивали зарплату рабочим, сотрудничавшим с нами. Солдаты и местное население приняли нас, как своих. Люди бросились помогать, готовить для нас еду, решать наши бытовые проблемы. Плечом к плечу мы жили с дружелюбным никарагуанским народом 3 месяца, и они пролетели незаметно. Так, постепенно мы построили школу для детей, участвовали в строительстве общежитий для учащихся аграрных школ. Мы обзавелись новыми знакомствами, строить школу также помогали монахини, которых мы там встретили. Самое главное — мы сделали благое дело. Могу сказать, что этот опыт обогащает тебя как личность, дает силы и смелости двигаться дальше.
— Как зародилась гуманитарная инициатива помощи жителям Донбасса?
— Когда мы увидели первые кадры Одесской Хатыни в Доме профсоюзов в Одессе в мае 2014 года, мы решили, что пришло время действовать. Наша группа создала антифашистский проект «Caravana» — его идея заключалась в гуманитарных поездках на Донбасс, чтобы как можно скорее доставить конкретную помощь нуждающимся людям. Мы спешили выразить жителям Донбасса слова поддержки, обеспечить их продуктами и медикаментами. С сентября 2014 года мы были в Донбассе как минимум 10 раз. Это наш коллективный проект, к нему приобщены люди, далеко выходящие за рамки нашего музыкального мира. Благодаря этим людям проект набрал силу, и что самое важное, он стал регулярным. Когда мы решили создать этот антифашистский проект, на дворе был 2014 год. Ни одно западное СМИ не хотело говорить правду о происходящем на Украине. Мы заранее знали, что нас обвинят в том, что мы пророссийские, пропутинские, что мы якобы не знаем истории.
Первый «Караван» состоялся еще в сентябре 2014 года, он насчитывал 59 товарищей — итальянцев, испанцев, которые неравнодушно отнеслись судьбе народа Донбасса. Второй «Караван» в 2015 году уже насчитывал 106 товарищей — к нам присоединились греки, швейцарцы, англичане, ирландцы, французы! Каждый из нас вез по 20-23 кг лекарств, медицинской утвари, школьных принадлежностей. При необходимости мы готовы были сражаться. Мы участвовали в конференциях в Донбассе, официальных встречах, но наше постоянное желание — встречаться с местными жителями, которые взялись за оружие, чтобы бороться с фашизмом. Во время наших поездок мы никак не были ограничены в перемещениях, нам никогда не запрещали с кем-либо разговаривать, брать интервью, фотографироваться, снимать видео. К нам всегда относились как к товарищам, приехавшим издалека, чтобы проявить солидарность.
Товарищи немцы, португальцы, чилийцы, колумбийцы, мексиканцы, баски, каталонцы, испанцы и многие другие — они все являются частью нашего огромного интернационалистического проекта. Наша сила в единстве народов, и мы протянули руку помощи другому братскому народу!
— Что вы думаете о Беларуси и ее лидере Александре Лукашенко?
— Александр Лукашенко не побоялся в трудный момент в 2020 году выйти с оружием в руках лицом к врагу. Он показал, кто здесь хозяин, что он не отступит. Белорусы всегда славились своими подвигами во имя Родины, выполняли свой воинский и гражданский долг, рисковали жизнью, посвящали себя восстановлению страны, спасали мирных жителей, охраняли мир и покой своего государства. И Президент это достоинство своего народа не уронил.
Автор: Анастасия Кубарева