Кровавые буквы и лапти из автопокрышек. Какую память хранит музей Березинской гимназии
«Мы держим оборону за рекой Березина. Реку перешли, а там фашисты. Помер мой друг Александр Бручкин, я застался один. Шесть гранат, а танки все лезут. Перебило мне ногу. Скоро не будет меня…» Последняя записка солдата Валюка, буквы в которой выведены кровью прямо во время боя, найдена в гильзе и предваряет уникальную экспозицию в музее Березинской гимназии. Благодаря учителям и школьникам здесь собран огромный архив материалов об участниках Великой Отечественной войны, а тысячи экспонатов хранят память о нашем прошлом.
«Зеркало времени» Березинской гимназии
«Зеркало времени» — единственный историко-краеведческий музей в Березинском районе, поэтому дороги желающих узнать историю этого края ведут в гимназию. Экспозиция открыта в 1972 году, книгу отзывов, уже ставшую раритетом, ведут с 1986-го. Но работа по сбору материалов началась задолго до этого — в 1965-м, посвящает в детали руководитель музея «Зеркало времени» Надежда Кудря.
Создатель музея — учитель истории, участник войны Сергей Игнатович. Он вел кружок юных следопытов и создал музей. Педагог и его ученики переписывались с ветеранами. Вся переписка хранится в архиве, который насчитывает сотни папок. И сегодня дело Сергея Игнатовича живет, и сбор экспонатов продолжается.
— После войны жители передавали в музей много личных вещей солдат, участвовавших в освобождении района, — объясняет Надежда Ивановна. — История некоторых экспонатов вообще уникальна и до этого времени на слуху у березинцев.
На помощь в раскопках позвали гимназистов
Так, как-то раз в один из майских дней 1996 года в лесу, недалеко от автовокзала и здания райсельхозтехники, отдыхая, местные жители наткнулись на окоп, в котором обнаружили останки троих человек, а точнее, черепа. Они быстро присыпали песком увиденное и сообщили о находке в райвоенкомат.
Оперативно на место выехали военный комиссар, подполковник Юрий Кудря и председатель райисполкома Николай Бурый.
— Факт подтвердился, и мы решили обратиться за помощью к директору Березинской гимназии Зое Черной, — вспоминает Юрий Павлович. — Она выделила нам пять самых старательных учеников.
Так, под руководством работников военкомата майора Валерия Ганина и Владимира Кулиженко, Денис Гурин, Виталий Пенкрат, Михаил Сергиенко, Вадим Усачев с помощью саперных лопаток вскрыли захоронение.
Лапти, женский гребень и еще много вопросов
— То, что увидели взрослые и подростки, никого не оставило равнодушным, — вспоминает Юрий Кудря. — Ведь это был скорее всего военный окоп с останками людей. У них руки были связаны колючей проволокой, но следов от пуль ни до, ни после на теле не было — скорее всего, пленников закопали живыми, а рядом с ними лежала довольно интересная обувь.
Было предположение, что это были мужчина и женщина средних лет, а также человек юного возраста. Ведь рядом нашелся женский туфель, остатки от кожаных сапог, металлический женский гребень и …большого размера лапти из автопокрышек.
Лапти вообще сразу вызвали большой интерес у всех. Они были необычно большие: длиной около 30 сантиметров, шириной около 14 сантиметров и высотой 8 сантиметров. Рисунок протектора практически был стерт, но на подошве правого лаптя можно было увидеть буквы К, О, М, Б, а на левой внизу букву Я, а сверху — Н, А. Как позже выяснилось, вырезаны и сделаны лапти в военное время из автопокрышек советского производства.
— Но была и еще одна интересная находка, — уточняет Юрий Павлович. — Под черепами нашлась непонятная вещь с черной костлявой ручкой. Она напоминала металлический контейнер от обычного термоса. Весь он был в дырках диаметром около двух сантиметров. Может там была горючая смесь, какую убийцы бросили в траншею, а потом головы убитых положили лицами на огонь. Вопросов было много.
Ничто не забыто!
Останки погибших с почестями похоронили на березинском кладбище в братской могиле советских солдат, которые освобождали город от немецко- фашистских захватчиков. Но история военного захоронения на этом не закончилась. На этот раз спокойствие местных жителей нарушила статья в местной газете, где автор просил местных жителей отозваться на публикацию и может вспомнить что-нибудь о найденных в окопе.
Первым в редакцию позвонил инвалид труда Владимир Булойчик. Он назвал фамилию бывшего полицейского, который был в Березино.
— Больше, чем он, наверное, никто так подробно не знает про кровавую трагедию тех дней, — утверждал звонивший, — он сам участвовал в казнях наших мирных граждан. Я хорошо знаю этого предателя, но он, в соответствии с законом, отбыл назначенный судом срок наказания, и мы не имеем права больше предъявить ему претензии. А сам он вряд ли захочет говорить о своих преступлениях.
Кроме того, в день выхода публикации в редакцию местной газеты пришли Раиса Кошаль и Виктор Бурый — дети довоенного литсотрудника Григория Бурого.
Они рассказали журналистам про героическую и трагическую судьбу своего отца, который, по их информации, был расстрелян недалеко от найденного военного окопа.
Слово про отца
В годы войны Григорий Бурый жил в деревне Гореничи и поддерживал связь с партизанами. Под носом гитлеровцев он умудрился создать антифашистскую группу.
Про их деятельность вспоминал бывший секретарь Березинского подпольного райкома КП(б) Б Беларуси Иосиф Соколовский так: «Партийно-комсомольская группа деревни Гореничи во главе с членом партии Григорием Бурым собрали 27 винтовок, 3 ручные пулеметы, 42 гранаты, около 4 тысяч патронов и передали все это 245 партизанскому отряду. Члены группы вели разведку в фашистском гарнизоне Березино, распространяли там листовки и наши газеты».
Однако нашелся предатель, который сдал группу врагу. Случилось это в конце июля или начале августа 1943 года. Тогда Виктору Бурому было всего 9 лет, но он вспомнил, что «сначала отца держали в Гореничах, в соседней стопке. Мы всей семьей пошли к нему в первый день ареста. Но к нему никого, кроме меня, не пускали. Разговаривать долго не разрешали. Передали какую-никакую еду, расспросили про здоровье, дела — и все! Больно было смотреть на его избитое лицо. Наверное, и тело было в побоях, потому что когда поднимался с лавочки или садился на нее, все время ойкал, держался за бок. Потом отца перегнали в Березино, оттуда он уже не вернулся. Свидетели тех событий утверждали, что через неделю его расстреляли в Тростянском лесу. Возможно, его останки лежат рядом с тем найденным окопом?».
Горькая правда не будет забыта!
История с захоронением еще долго будоражила жителей Березино, ведь военный окоп находился в излюбленном месте отдыха многих березинцев.
— Конечно, без экспертизы нельзя никак установить, кому принадлежат останки, — говорит Надежда Ивановна, — но факт остается фактом, что в Тростянском лесу лежат мирные жители, расстрелянные немецко- фашистскими захватчиками и их прихвостнями. А чтобы бы мы никогда не забыли про это, в музее хранятся не только лапти, но и старая металлическая кружка и военного времени светильник. Все они уже с явными признаками времени, но всегда собирают вокруг себя много посетителей, в том числе и гимназистов. Интерес у школьников неподдельный, а это значит, что может со временем они точно узнают тайну лаптей из автопокрышек. А пока мы уже точно знаем, что горькая правда войны никогда не будет забыта нашими учениками.