Золотовалютные резервы Беларуси бьют рекорды — что это значит для экономики?
За 11 месяцев текущего года золотовалютные резервы приблизились к новому историческому рекорду, который достиг 13,9 млрд. долларов. Сам по себе исторический максимум установил ещё один рекорд – никогда ЗВР не росли такими высокими темпами, как в этом году, увеличившись с начала года более чем на 4 млрд. долларов.
Как удалось выйти на рекорд
В условиях небывалого санкционного давления, сопровождающегося ограничением доступа к международным рынкам капитала, нашему государству всё равно удалось рекордно нарастить резервы. Сделать это стало возможным благодаря жесткому отслеживанию валютных потоков, ограничению вывоза капитала за границу, новой стратегии управления внешним долгом и благоприятной конъюнктуре по отдельным позициям, таким, как рост стоимости золота и покупке Нацбанком валюты на бирже. Больше всего на рекорд повлияла сама составляющая ЗВР, т.е. «золото+валюта».
В начале года тройская унция золота торговалась на уровне 2600 долларов, а в конце ноября – приблизительно по 4300. Этому помогла геополитика и снижение курсов резервных валют, в результате чего центральные банки государств с наиболее развитой экономикой начали стремительно наращивать «золотую» составляющую в своих резервах, покупая физический металл. Наша страна, обладающая значительным золотым запасом, выиграла от роста цен.

Новая стоимость золотого запаса стала не единственной причиной роста ЗВР, поскольку Нацбанк сумел накопить реальные валютные активы, покупая валюту на бирже. «Лишняя» валюта образовалась за счет ее продажи физическими и юридическими лицами, которые за последние месяцы продали валюты больше, чем купили.
Почему важен рост ЗВР
В первую очередь, высокие ЗВР усиливают защиту от любого рода экономических вызовов, включая поддержку, когда это необходимо, курса национальной валюты, обеспечивая, в том числе, своевременность расчетов по импорту.
ЗВР представляют собой ничто иное, как валютную «подушку безопасности», призванную противодействовать кризисам и связанным с ним дисбалансам без существенной корректировки кредитно-финансовой политики внутри страны. Они также играют роль индикатора состояния макроэкономики в масштабах государства.

Металлическая составляющая ЗВР позволяет иметь надежный актив, который невозможно «заморозить» санкциями и конфисковать.
Резервы Нацбанка позволяют сглаживать колебания на валютном рынке, не доводя ситуацию на нем до состояния паники у населения и бизнеса.
Есть ли риски даже с высокими ЗВР?
Для нашей экономики такие риски есть. Один из них скрывается в дефиците внешней торговли, что в будущем может стать фактором для повышения спроса на валюту для покрытия внешних обязательств.
ЗВР, несмотря на то, что создают макроэкономический запас прочности, не очень стабильны в части их металлической составляющей, поскольку стоимость золота на мировом рынке может уменьшаться.
С другой стороны, золото, даже добавляя в цене, ограничивает возможность Нацбанка оперативно в случае необходимости поддержать финансирование импорта, поскольку оно, несмотря на надежность, не очень ликвидно. Поэтому Нацбанк достаточно высокое значение в ЗВР придает ее валютной составляющей. Доллары и евро пока ещё имеют большую емкость рынка и практически мгновенную ликвидность, поэтому их высокая доля в ЗВР полностью оправдана.
Рекомендуем