Меню

Будет ли европейский выбор на белорусских выборах? Программу за оппозицию написал политолог

Будет ли европейский выбор на белорусских выборах? Программу за оппозицию написал политолог
Фото: из открытых источников

Если ткнуть пальцем в бюллетень, с вероятностью в 20% можно попасть в европейский выбор. В иные годы его предлагала россыпь кандидаты – от банкиров до безработных, но важна тут не фамилия, а желание жить богато, как в лучших домах Парижа. Чтобы по усам текло, а в рот не попало.

Поскольку на третьей неделе агитации «Минская правда» так и не услышала внятной «европейской» программы, мы сами ее написали для читателей. Нелегкая задача поручена политологу Андрею Лазуткину.

Что лучше: 100 рублей или 100 долларов?

«Европу» и «путь в ЕС» у нас понимают не как свободу и демократию, а как то, что чудным образом на работе будут платить в три раза больше денег. Почему? А потому. Самые умные говорят, что Запад даст нам кредит на реформы, а потом эти волшебные реформы превратятся в еще большие деньги.

Путь в Европу

Поясним, что реформы в понимании ЕС – это выход Беларуси из ЕАЭС, то есть одного пространства с Россией. Это значит, что газ, металл, нефть, транспорт, электроэнергия и рабочая сила у нас резко начнут стоить не как в РФ. После чего все белорусские предприятия стремительно закончатся – как только мы начнем платить за газ 500 долларов вместо 100, половина всей нашей продукции станет нерентабельной.

И если за газ будем платить больше, то за работу – меньше, потому что рынок труда в Восточной Европе давно поделен. На нижних позициях уже 8 лет сидят украинцы, которые копают огороды и моют колеса машинам. А если вы классный инженер или врач, то нет, спасибо, в ЕС такие уже есть. Сначала поработайте таксистом и санитаром, вот их не хватает, а у вас диплом не тот и справок нет.

Внутри страны, которая сделала «европейский выбор» происходит падение уровня жизни из-за того, что растет ЖКХ и цены выравниваются с польскими и литовскими. А вовне идет бешеная трудовая миграция, чтобы эти деньги заработать на европейском рынке труда, потому что собственные предприятия стоят.

Есть примеры стран, типа Польши, которые пошли на шоковую терапию, но это означает 10-15 лет нищеты и бандитизма. После которых вам, быть может, построят новую экономику на разрушенной промышленной базе, которую за три дойчмарки купят немцы. А может, и не построят, потому что немцам не нужен МАЗ – у них есть МАН, а до кучи – Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и другие промышленные страны, которые снабжают их рабсилой, узлами и агрегатами. Поэтому МАЗ надо тихо закрыть, а освободившийся рынок завалить иностранной техникой. Наивные скажут: хорошо, будем ездить на «мерседесах», но тогда и проезд в автобусе будет стоить не 90 копеек, и работать будет негде.

дойчмарки

Казалось бы, что такого, многие ведь и так работают в Польше и ФРГ: гоняют фуры, возят товары и строят дома. Но, во-первых, обычно такая работа нелегальная – а значит, человека могут кинуть на деньги. Во-вторых, по меркам ЕС это небольшие заработки, а большими они становятся только тогда, когда их в кармане привозят на родину и платят здесь коммуналку 10-20 долларов, а за 50 – покупают поесть на неделю на всю семью.

Поэтому единственный возможный европейский выбор для Беларуси – это работать на стыке двух систем, зарабатывать на двух рынках, обеспечивать бесперебойный транзит товаров из Европы в РФ и наоборот. По идее, это всем выгодно (действующая власть как раз это европейцами и предлагала), но вместо того, чтоб снять санкции и дать нам спокойно работать в ЕС, они требуют, чтобы мы, ни много ни мало, – начали войну с Россией для поддержки Украины.

Поэтому вместо традиционной агитации «добрые дяди дадут 100 долларов» оппозиция сейчас рассказывает, что надо срочно прыгать в окоп к ВСУ. Учитывая, что войне этой осталось непонятно сколько месяцев (прогноз «МП» – шесть), то и предлагать европейцам больше особо нечего. Это как сесть в последний вагон поезда, локомотив которого уже валится с моста.

Пока толстый ссохнет, худой сдохнет

Читатель может сказать: а вот сын-дочка-племянник друга живет в Польше, и у него все нормально. Заметим, что белорусы так устроены, что внутри страны постоянно ноют, как им плохо живется. Видимо, это национальная черта, связанная с тем, что 500 лет подряд по территории Беларуси проходил фронт, и крестьянину надо было каждый раз, завидев издали чужаков (или родную власть, которая едет собирать налоги), кричать, что все плохо, ничего нет, враги сожгли родную хату.

Поскольку все мы потомки тех самых крестьян, тема легкого прибеднения может по праву считаться национальной. Но как только сціплы белорус уезжает за границу, оттуда сразу же начинают бить фонтаны успеха – потому что мало какой отец или мать признает, что сыночке там плохо. И еще меньше детей расскажут родителям, как оно там на самом деле.

Западная жизнь

Но, безусловно, есть и те, кто вписался в западные схемы. Это две большие категории: первая – «русские жены», причем без разницы, украинки, россиянки, молдаванки, белоруски или кто-то еще из СНГ. Считается, что наши девушки красивы, неприхотливы, дешевы в обслуживании, ремонта почти не требуют – и европейцы их выбирают, как мы – машины. Да, не всегда понятно, какая горит ошибка, зато можно легко поменять на другую такую же, только с меньшим пробегом, украинки стоят в очереди.

Вторая категория – это айтишники. После начала СВО большая часть компаний из РФ и Беларуси убежала в юрисдикцию ЕС, потому что банковские платежи и авиасообщение оказались заблокированы. После чего первая волна поехала в страны, типа Литвы, Армении и Грузии (нанимателю это было дешевле, чем перевозить их в «нормальную» Европу). А затем, по мере того, как компании теряли доступ к дешевым белорусским студентам, они сами собой зачахли. Сегодня в ИТ-отрасли дичайший спад, невозможно найти работу.

Поэтому хорошо, но не всем. Как и не всем в ЕС плохо. Другой вопрос, надо ли для того, чтобы 20% вписалось в рынок, ломать государственный строй для остальных 80% и откидывать страну на 15 лет назад.

Что такое демократия

Был такой анекдот, что свобода слова – это выйти к Белому Дому и крикнуть, что Рейган дурак. Почему-то наши граждане до сих пор считают, что им нельзя критиковать власть, а вот когда станет можно, это и будет демократия.

Демократия

Поясним: попробуйте для начала покритиковать жену и рассказать ей, что вы о ней думаете и как она выглядит. Как минимум, будете есть макароны следующий месяц. Есть задачка посложнее – сходить к начальнику на работе и сказать, кто он на самом деле и почему занимает свое кресло. После этого в доме могут закончиться даже макароны. Говорить все это вам никто не запрещает… кроме здравого смысла.

Так и с белорусской властью, которую ругать можно, но не нужно. А свобода слова, как на Западе – это право ругать не одного политика, а сразу трех-четырех. Но при этом ни в одной западной коммерческой компании нельзя раскрывать рот на начальство (что у нас бывает сплошь и рядом), а любимая западная жена вас засудит по гроб жизни и заберет детей за длинный язык. Потому западное общество настолько политкорректное, а нашим противно с ними жить и работать.

Свобода слова

Все это там считается демократией, но, опять же, выбор в политике есть только в узком коридоре. Например, американцы командуют: все целуем Зеленского. А ваше суверенное правительство решает, куда: в руку, лоб, губы или в известное место. И если вы идете на выборы, то можете поменять тех, кто уж совсем зацеловался, на чуть более приличных. Хотя не факт, что сумасшедший потом не выстрелит в премьера или первый тур выборов не отменят.

Мораль басни: надо уметь зарабатывать там, где родился. А если не умеешь, ленишься, немножко выпиваешь – винить в этом только себя, а не диктатуру, которая мешает жить. К слову, даже упавшего на улице пьяного наша медицина подберет, зашьет лицо и бесплатно покормит в палате. А в Европе у человека со дна одна свобода – свобода лежать в канаве. Люди там, как и здесь, далеко не все успешны, зато для неуспешных есть масса форм досуга – от жизни на пособии до наркотиков. Но если вам надо в Европу именно за этим – так и говорите.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59