Меню
Мядельский райисполком

Небесный ас из Кыргызстана. История воздушного стрелка Абдыкасыма Карымшакова

В списке воздушных стрелков-радистов, ставших в годы Великой Отечественной войны полными кавалерами ордена Славы, в котором 48 человек, есть и имя гвардии старшины из 75-го штурмового авиационного полка, уроженца Кыргызстана Абдыкасыма Карымшакова, которого в полку с легкой руки его командира экипажа Анатолия Брандыса звали Андреем.

«Андрей, так мы звали по-русски Карымшакова, — воин и просто замечательный человек. Очень храбрый товарищ. Несколько раз был ранен, но не считал свои ранения серьезными. Не уходил из строя. Имеет на счету сбитые самолеты — индивидуальные и групповые. Всю войну я пролетал с одним воздушным стрелком — с Андреем»: из книги «Героям слава «дважды Героя Советского Союза летчика-штурмовика А. Я. Брандыса.

Материал о белорусе — воздушном стрелке-радисте, полном кавалере ордена Славы Федоре Петровиче Занько.

Как Карымшаков стал воздушным стрелком

В августе 1941 года Абдыкасым Карымшаков добровольцем ушел на фронт Великой Отечественной войны и был направлен в авиационный полк на должность оружейника. Зарекомендовал себя Абдыкасым хорошо, стал опытным наземным авиационным специалистом, но хотел воевать непосредственно в небе, и его направили в воздушно-техническую школу для обучения на воздушного стрелка.

«Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот,

Будешь ты летать на Иле задом наперед…»

В годы войны эта незатейливая песенка была очень популярной. Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном, а затем в двухместном варианте, ибо опыт боев показал, что Ил-2 является отличной машиной, но незащищенный сзади, и слишком уязвим для немецких истребителей.

Выживаемость Ил-2 зависела во многом от мастерства стрелка, при этом его кабина из-за особенностей конструкции самолета была защищена хуже, чем кабина летчика. И потери среди стрелков были куда большими, чем среди летчиков. Абдыкасым Карымшаков о подстерегающей в воздухе смертельной опасности прекрасно знал, но стремился воевать именно воздушным стрелком-радистом.

Несколько отступая от темы повествования, но в подтверждение сказанному: поисковики Беларуси, поднимавшие сбитые советские самолеты времен Великой Отечественной войны, как правило, находили останки воздушных стрелков-радистов, так как они погибали еще в воздухе, ведя бой с атакующими немецкими истребителями.

Становление и первые награды воздушного стрелка

Кто воевал на ИЛах, хорошо знал высокую цену понимания и боевого взаимодействия между летчиком и воздушным стрелком, ведь стрелок — главный в обороне штурмовике от атак немецких истребителей. Именно в его руках были две жизни: командира и самого его. Воздушный стрелок-радист обязан был не только первым увидеть вражеские истребители и доложить о них командиру, но и огнем отбить их атаки, обеспечив выполнение боевой задачи и сохранив самолет и экипаж. И плохо было, если летчику приходилось оглядываться на хвост самолета.

Поэтому лишь после того, как экипаж Брандыса—Карымшакова произвел более двадцати успешных вылетов, когда Абдыкасым Карымшаков на деле доказал, что глаза у него действительно «особые», как и меткость его огня, вот тогда в кругу командиров экипажей летчик Брандыс и сказал:

«Мне оглядываться не надо. У меня за спиной Абдыкасым. Это покрепче любой брони!».

И действительно, начав боевой путь в качестве воздушного стрелка-радиста во время Донбасской наступательной операции Абдыкасым Карымшаков зарекомендовал себя умелым воздушным стрелком, настоящим мастером огня. Во время штурмовок живой силы и техники противника, объектов его военной инфраструктуры и вражеских эшелонов огнем пулемета он неоднократно отбивал атаки немецких истребителей, позволяя своему летчику успешно выполнять поставленные боевые задачи.

Так, 6 сентября 1943 года в районе станции Скотоватая гвардии младший сержант Карымшаков участвовал в групповом воздушном бою с вражескими бомбардировщиками, в ходе которого летчики и воздушные стрелки сбили 6 «юнкерсов». За умелые действия в бою Абдыкасыму перед строем была объявлена благодарность командиром полка гвардии майором Н. Ф. Ляховским.

А к середине февраля 1944 года на боевом счету воздушного стрелка-радиста Абдыкасыма Карымшакова значилось более 50 боевых вылетов, и за отличия в боях он был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, что красноречиво говорило о его выучке, остроте реакции на складывающуюся воздушную обстановку и меткость огня.

Читаем в наградных листах на Карымшакова такие строки: «На боевые задания летает с большим желанием, в воздушных боях смелый, бесстрашный воздушный боец».

Ордена славы гвардейца Карымшакова

*** В апреле 1944 года наши войска начали освобождение Крымского полуострова, и штурмовики 75-го полка большими группами вылетели на бомбардировку и штурмовку немецких позиций. Одна из групп Ил-2-х, под командованием командира 2-й эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Леонида Беды, в составе которой был и экипаж Брандыса—Карымшакова, 7 апреля атаковала вражеский аэродром, попав при этом под шквальный зенитный огонь противника и подвергшись нападению немецких истребителей. Гвардии младший лейтенант Анатолий Брандыс, бросив самолет в крутое пике, с первого захода положил бомбы точно в склад боеприпасов, но в результате мощного взрыва его машина получила сильные повреждения. На его Ил тут же насели два Ме-109, но воздушный стрелок гвардии сержант Карымшаков умело отбил две атаки истребителей. В это время зенитным огнем был подбит самолет командира эскадрильи Леонида Беды, и тот произвел вынужденную посадку на территории противника. И Брандыс с Карымшаковым немедленно прикрыли своего командира с воздуха, они кружили над местом вынужденной посадки командира на малой высоте, рискуя в любой момент быть сбитыми, и вели огонь по немцам, пытавшимся подобраться к севшей машине, а затем прикрыли от атак вражеских истребителей Ил гвардии младшего лейтенанта Береснева, который совершил посадку и забрал сбитый экипаж.

Весьма памятный бой для Абдыкасыма, о котором впоследствии вспоминал командир экипажа Анатолий Брандыс, произошел 16 апреля 1944 года над мысом Херсонес.

«Я вел шестерку, рассказывал Анатолий Яковлевич, и решил обхитрить противника, обойти огонь зенитной артиллерии. Но получилось не так, как было задумано. Мы сами попали под огонь. С земли, один за одним, стали взлетать истребители противника».

Тогда четыре ФВ-190 взяли в клещи самолет Брандыса—Карымшакова, пытавшегося уйти в сторону моря, но гвардии сержант Карымшаков раз за разом отбивал их атаки, а когда опытный воздушный стрелок поймал в перекрестье прицела один из истребителей неприятеля и открыл прицельный огонь, то тот рухнул вниз. Но сильно досталось и самолету Брандыса—Карымшакова, в результате прямого попадания вражеского снаряда самолет потерял управление и вошел в пике, но даже в этих условиях Абдыкасым продолжал вести огонь по врагу. Практически у самой воды Брандысу все же удалось выровнять самолет, они смогли уйти от погони и вернуться на свой аэродром. Позднее механики насчитали в корпусе машины 72 пробоины.

6 мая во время штурмовки немецкого аэродрома группа Ил-2, в состав которой входил экипаж Брандыса—Карымшакова, была атакована превосходящими силами немецких истребителей, и ходе неравного боя в двух экипажах погибли воздушные стрелки. Тогда наши штурмовики перестроили свой боевой порядок таким образом, чтобы самолет Брандыса был замыкающим, и защита всех самолетов теперь легла на Карымшакова, и он успешно отразил 7 атак вражеских самолетов, благодаря чему все штурмовики смогли вернуться на свой аэродром без потерь.

Всего за время Крымской операции Абдыкасым принимал участие в 28 боевых вылетах, в ходе которых отразил до 15 воздушных атак, им был сбит один немецкий истребитель и подавлено три точки зенитной артиллерии врага. За высокое воинское мастерство и бесстрашие, проявленное в боях в небе Крыма, 27 сентября 1944 года гвардии сержант Абдыкасым Карымшаков был награжден орденом Славы 3-й степени.

*** После освобождения Крыма экипажи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка громили вражеские укрепления уже в Беларуси, под Оршей, мощными бомбово-штурмовыми ударами содействовали стремительному продвижению на запад наших наземных частей. Затем полк осуществлял боевую работу на территории Литовской ССР, а с середины октября 1944 года гвардейцы-штурмовики уже проводили боевые операции в Восточной Пруссии. К концу 1944 года Абдыкасыму Карымшакову было присвоено воинское звание гвардии старшины, а его командир гвардии капитан Анатолий Брандыс стал командиром 2-й эскадрильи.

14 января 1945 года войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление, осуществляя Восточно-Прусскую операцию, во время которой, представляя гвардии старшину Карымшакова к очередной награде, в наградном листе указывалось, что 16 января 1945 года в воздушном бою он успешно отбил две атаки 6 немецких истребителей, 20 января, во время штурмовки немецкой колонны, он меткой очередью поджег автомашину врага. И за мужество и воинскую доблесть 19 марта 1945 года гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков был награжден орденом Славы 2-й степени.

А пока ходило по инстанциям его представление к этой награде, Карымшаков отличился еще не раз. Так, в начале февраля 1945 года, при возвращении с боевого вылета, Ил-2 Брандыса—Карымшакова был атакован «мессершмиттами». Тогда прямым попаданием вражеского снаряда оторвало киль самолета, и дотянуть до своего аэродрома летчику не удалось, пришлось сажать машину на территории противника. До линии фронта хоть было недалеко, но командир экипажа был серьезно ранен в ногу, и не желая быть обузой Абдыкасыму, он приказал ему выбираться одному, но Карымшаков не бросил своего боевого товарища и помог ему добраться до нейтральной полосы, а потом буквально перетащил его на себе к позициям своих войск.

Второй эпизод произошел во второй половине февраля, когда в ожесточенном воздушном бою с немецкими истребителями Абдыкасым расстрелял весь боекомплект, и этим попытался воспользоваться немецкий летчик, который упорно хотел зайти советскому самолету в хвост. Брандыс отчаянно маневрировал, но сбросить противника с хвоста никак не удавалось, и тут Абдыкасым вспомнил о трофейном автомате, который он брал с собой на всякий случай. Карымшаков открыл огонь, чтобы немец не думал, что у них нет боеприпасов, и ему невероятно повезло: автоматная пуля попала в щель масляного радиатора немецкого самолета, единственное слабо защищенное место, и тот с задымлением пошел вниз.

*** В конце февраля, марте 1945 года, гвардии старшина Карымшаков неоднократно демонстрировал образцы мужества, отваги и воинского мастерства. Так, 25 февраля 1945 года он отразил три атаки ФВ-190, а 25 марта, когда воспользовавшись плотной облачностью, четыре немецких истребителя неожиданно атаковали группу Ил-2, ведущим которой был гвардии капитан Брандыс, то только молниеносная реакция старшины Карымшакова позволила группе избежать потерь. Плотным огнем он отразил первые две атаки «фокке-вульфов», дав время другим экипажам перестроиться и отбить последующие атаки врага. За этот воздушный бой Абдыкасыму Карымшакову была объявлена благодарность командиром дивизии, а в конце марта 1945 года командованием полка он был представлен к высшей степени ордена Славы — 1-й степени.

И этой высокой награды гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков был удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года!

Полный кавалер ордена Славы гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков за время Великой Отечественной войны совершил 227 боевых вылетов, во время которых он участвовал в 52 воздушных боях и сбил семь самолетов противника (3 индивидуально и 4 в группе). Удостоен Карымшаков также орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалей.

Так славно воевал киргиз Абдыкасым Карымшаков в интернациональном экипаже украинца, родившегося и выросшего в России, Анатолия Брандыса, который стал дважды Героем Советского Союза, а в послевоенный период дослужился до генерал-лейтенанта авиации.

У поэта Николая Анисимова есть такая песня, посвященная летчикам и воздушным стрелкам штурмовых полков Великой Отечественной войны:

Стрелой взлетела к облакам

Зеленая ракета,

И значит нам, штурмовикам,

Опять работать где-то…

Три года ада за спиной,

Мы все друзей теряем,

Нас ждет опять смертельный бой,

Нас ждет опять смертельный бой,

Сомненья прочь — взлетаем!

Забыло небо, то, что есть

Цвет голубой на свете,

Наверно нами движет месть, —

Мы душим гадов этих,

Горит родная Беларусь,

Мороз идет по коже,

Я верю в то, что я вернусь

Я верю в то, что я вернусь,

Стрелок мой верит тоже!

Под плоскостями дым и чад,

Колонна танков прет,

Фашисты в рации кричат:

«Всем ахтунг, шварце тод!»

В пике глубокое вхожу,

Смертям двум не бывать!

Я вам сейчас всем покажу,

Я вам сейчас всем покажу

Такую вашу мать!

Горит земля, вот это бой!

И «мессеры» насели,

Вот черт, мне в хвост зашел «худой»,

Я видно на прицеле!

И мой стрелок навек умолк,

И боль мне сердце давит,

Сегодня вечером наш полк,

В столовой вечером наш полк

Хлеб с водкой нам поставит…

Летят мне трассеры во след, —

Огонь уже в кабине,

Мне прыгать смысла просто нет,

Нет мысли и в помине!

За здорово живешь, в бою

Мне погибать негоже!

И жизнь короткую свою,

И жизнь короткую свою

Продам я подороже!

Мое последнее пике, —

Назад мне не вернуться,

Без бомб я нынче — налегке,

Мне б хоть не промахнуться!

Штурвал бы только удержать

Теперь молитесь, гады!

Еще успел я прокричать

«Ребята! Лихом поминать

Наш экипаж не надо!»

Небо… ты нас не забудешь,

Ты все-таки нашим осталось,

Мы все, как один,

Мы дожить до Победы мечтали…

Небо… мы шли сквозь огонь,

Нам тяжелое бремя досталось,

Сжимая штурвал, стиснув зубы,

Мы в бой улетали!

В небо!

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59