Меню

«Страховка на все случаи политической жизни» — разбираемся в функциях ВНС 

«Страховка на все случаи политической жизни» — разбираемся в функциях ВНС 
Фото: president.gov.by и из открытых источников

Не каждый академик скажет, кто в Беларуси главнее Батьки – но «МП» знает ответ. По новой Конституции это Всебелорусское народное собрание. И хотя ВНС изобрели не вчера (впервые оно состоялось в далеком 1996 году, а в апреле 2025-го пройдет уже в седьмой раз), только через два десятка лет своей жизни ВНС получило статус высшего органа страны.

Тому есть две группы причин. Первая — это вопрос, кто в вашей стране должен признавать выборы состоявшимися. Если это ОБСЕ-шники, ЕС и американское посольство – все очень плохо, дальше можете не читать, собирайте чемоданы и бегите. Если ЦИК и Конституционный суд – это хорошо, но мало. Например, когда выбирали пана Ющенко, украинский Центризбирком выдумал третий тур выборов, а судьи КС в это время молчали как рыбы. То же самое касается выборов в Молдове, где в высшей судебной инстанции заседают сплошные румыны, обращайтесь.

Увы, на слабые институты в условиях смены власти можно легко влиять: цифры надиктуют по телефону из американского посольства, а если при этом 3-4% населения города-миллионника, типа Минска, вывести в одну точку, то 60-80 тысяч легко парализуют правительственный квартал и вообще все вокруг. В такой обстановке из 3% можно сделать хоть 33%, хоть 333%.  

Поэтому надейся на лучшее, а готовься к худшему. И чтобы провести честные выборы в условиях цветной революции или гражданского конфликта нужно либо обносить ЦИК забором и пулеметами (а в Беларуси Центризбирком — это орган буквально из 5 человек), либо придумывать что-то еще.

ВНС

Так вот, по новой Конституции не толпа, не улица, не ОБСЕ и даже не ЦИК с КС окончательно признают выборы легитимными – для этого нужно решение Всебелорусского народного собрания через несколько месяцев после даты голосования, когда страсти улеглись. А ВНС — это, на минуту, более тысячи делегатов от всех органов власти и всех областей республики, и делегатов этих невозможно запугать или задавить числом. Даже если группа граждан изберет себе президента на митинге, типа Хуана Гуайдо, ВНС все равно останется высшим органом власти в стране с законными полномочиями по Конституции. Выборы в случае беспорядков будут признаны несостоявшимися и назначены новые, а при необходимости – введено чрезвычайное положение. Это тоже одно из полномочий ВНС на черный день.

Дал слово — держи… импичмент

Вторая группа причин связана не с переворотом, а с мирной передачей власти. Тут тоже есть железное требование Лукашенко: в стране и сейчас, и потом, и вообще никогда не должно быть двоевластия, то есть президиум ВНС не должен хватать лидера за руку и говорить ему, что делать. Иначе это будет не сильная президентская республика, которую мы строили 30 лет, а что-то типа американской системы, где президенты связаны по рукам и ногам своей свитой. Белорусская модель тем и хороша, что Батька в ней один такой, за все отвечает и всегда на виду: поэтому ВНС, конечно, не руководит Батькой. Но ежегодно следит, чтобы страна выполняла данные на выборах обещания.

Потому что бывает всякое: возьмем, например, страну на букву У. Там вполне демократично и с опорой на адекватное население выбрали не лесного брата, а вполне себе русскоязычного КВН-щика. Который обещал даже встать на колени, чтобы всех помирить, а потом долго жить дружно. Но в итоге на колени встала вся страна У., а КВН-щик теперь угрожает вернуть ядерное оружие, построить американские базы и торгует недрами на миллиарды долларов.

Западники в таких случаях обычно говорят — ну, не повезло, это демократия, ждите еще 5 лет и тогда снова выберете хорошего КВН-щика (а мы вам в этом поможем). Но, во-первых, все увидели, как за 5 лет срока можно наворотить последствий на все 50. А, во-вторых, не надо ждать конца срока – если страна валится в яму, то уже на первом году прекрасный президент сложит свои прекрасные полномочия.

Для того и нужен ВНС, который в конце каждого года президентского правления будет заслушивать отчет, что лидер сделал, не сделал и почему. И если, условно, вместо дружбы с Россией нам резко запели про военные базы НАТО и войну с РФ, такого президента ВНС сразу отправит в отставку, не дожидаясь войны и прочих тяжелых последствий через 5 лет.

Базы НАТО

Но, опять же, это не модель импичмента со скандалом и цирком, как в США, когда Биллу Клинтону сначала подкладывают Монику, а потом воют, какой он плохой муж и его надо наказать за аморалку. Это пиар и политиканство, а в Беларуси для импичмента есть основные документы, в первую очередь – военная доктрина и концепция национальной безопасности, где закреплены отношения с РФ, ОДКБ, ЕАЭС и прочие ключевые для страны вопросы. Новый президент, конечно, будет иметь полную свободу действий и сохранит все полномочия, как у Батьки – кроме вопросов войны и мира, где он должен будет консультироваться с ВНС. Чтобы простых и непростых людей нельзя было временно обмануть на выборах, а затем проводить совсем другую политику, типа входа в НАТО и выхода из ОДКБ.

Пятилетку — в четыре года

Говорят, что все новое – хорошо забытое старое. ВНС по форме похож на съезд КПСС, и главное сходство в том, что им тоже принимается социально-экономическая программа на пятилетку, которую правительство и президент обещают выполнить к следующему сроку… и следующему ВНС. Это тоже важный вопрос, потому что 80% управленческих решений любого президента – это сплошная экономика. Более того, можно тихо молчать в тряпочку по поводу Запада, но при этом готовить масштабную приватизацию и дерибан всего и вся. Такие нескромные планы на пятилетку тоже вызовут больший интерес у ВНС и требование за них отчитаться. Поэтому и в политике, и в экономике ВНС задает некую рамку, в которой будет действовать президент. Подчеркнем – любой, а не только Лукашенко.

Лукашенко

С персоналиями, к слову, тоже много интересных моментов. Александр Григорьевич сейчас совмещает два поста (и главы государства, и главы ВНС), но по новой Конституции президент избирается всего на два срока, после чего переходит в президиум Всебелорусского собрания. Поэтому вполне возможна ситуация, когда Батька даже на пенсии будет зорко следить, чтобы новый президент не делал глупостей. И понятно, что именно личный авторитет Лукашенко будет определять, как ВНС оценит того или иного нового деятеля.

При этом замом председателя ВНС является Александр Косинец. Второй номер тоже крайне важен для такой системы, потом что здесь нужна не громкая фамилия (это не модель преемника-вице-президента, как в США). Но это самый доверенный человек, максимально не подверженный никаким внешним влияниям. Потому что, не дай бог, если что-то случится с Батькой, именно он временно становится первым номером в государстве и должен будет не управлять страной (для этого есть правительство), а организовать процедуру новых выборах так, чтобы никто не смог на нее влиять.

Косинец
Фото: sb.by

Так что ВНС это такая страховка на все случаи политической жизни. Понятно, что описанных нами ситуаций может и не быть — если вы застраховали машину, это не значит, что вы обязательно попадете в ДТП. Но как раз на случай ДТП в политике Всебелорусское собрание и существует — в моменты кризиса оно просыпается и говорит свое веское слово.

Так уже было в 1996 году, когда шла реформа Конституции и надо было урезать полномочия Верховного Совета. Тогда ВНС показало себя очень неплохо, потому что кризисы власти в СНГ на тот момент заканчивались стрельбой по парламенту. Беларусь тоже шла к такой ситуации, но с помощью ВНС, то есть прямой опоры на народ, дело решилось миром. Похожая ситуация была и в 2020-м, когда надо было показать, кто реально контролирует страну спустя полгода протестов – не тетка из Вильнюса и шайка ЦРУ-шников из американского посольства в Литве, а Батька и его сторонники.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59