Меню

Работать с ними — то еще приключение: дрессировщик попугаев рассказал о своих подопечных

Попугаи
Фото: Дарья Костюкевич

Известно, что попугаи — одни из самых умных пернатых на Земле. Интеллект у них — как у 8-летнего ребенка. У каждого  свой характер. Работать с ними — то еще приключение.

Кошками и собаками публика пресытилась

Олег Хотим — из династии цирковых артистов. Как принято говорить, «родился в опилках». О попугаях впервые задумался в 12 лет, когда отец-акробат предложил ему выбрать понравившийся цирковой жанр.

— Я тогда посмотрел на свои возможности, — вспоминает Олег. — Видел, что многие работают с собаками, с кошками, но таких было предостаточно, а в силу возраста (на тот момент) к работе с более серьезными хищниками меня никто бы не допустил. И тогда я подумал про попугаев. Узнав, что я хочу ввязаться в эту авантюру, все искренне желали удачи, потому что заниматься этими умными птицами довольно тяжело. Многое зависит от их характера и настроения.

Сейчас у Олега 11 подопечных, из которых две птицы-носорога, попугаи ара, амазон и какаду. Все они появились у дрессировщика разными путями. Кого-то привезли из немецких питомников, кого-то выкупили у зоопарков, а кого-то просто отдали.

— Поначалу я читал литературу, смотрел фильмы, пытался что-то спрашивать у других дрессировщиков, которые занимаются попугаями, но чаще всего слышал: «Это сложно». И все. Возможно, многие просто не хотели делиться со мной информацией, боялись, что я узнаю какие-то секреты. Хотя, на мой взгляд, это странно. Я никогда не отказываю в помощи или совете, если это кому-то необходимо. И вообще конкуренция в цирковом искусстве — стимул к развитию.

Первый трюк, которому учат всех пернатых, — шаг на руку. По сути, основа основ, может понадобиться не только во время выступления на цирковой арене, но и при медицинском осмотре, например.

Как говорит Олег, попугаи настолько умные, что зачастую сами предлагают какие-то трюки. Например, зеленокрылая ара Мальвина любит кататься на спине. Дрессировщик это заметил и закрепил трюк угощением.

Мексиканские страсти в пернатой семье

Попугаи, как и люди, случается, тоже  ревнуют. Птица с самым скверным характером в «труппе» Олега — ара-макао Боня. Она страшно ревнует хозяина к соперницам. Регулярно устраивает семейные драмы.

— Иногда она хочет, чтобы ее погладили, а в какой-то момент у нее резко портится настроение, и она начинает кусаться. По той же причине может отказаться делать трюки. Но это нормально, хотя зрителю не объяснишь. Тогда ты напрягаешь все свое мастерство и уговариваешь ара выступить.

А клювы у них, к слову, неслабые. С легкостью перекусят даже кость.

Бывали в практике Олега случаи, когда во время выступления птицы начинали серьезно кусаться. Главное в тот момент — быстро сориентироваться и принять меры.

— У меня есть пара птиц-носорогов Сильвия и Рей, — говорит дрессировщик. — Сейчас у них период полового созревания, из-за чего самец Рей начал воспринимать меня как угрозу для своей дамы. Интеллект у птиц-носорогов не такой высокий, как у тех же ара, во многом их поведением  управляют инстинкты. Вот и получилось, что во время одного из представлений, когда я подставил Рею руку, он воспринял это как агрессию и вцепился мне в палец, начал грызть. Представьте, полный зал зрителей, идет программа, а у меня вся рука в крови, и я даже не могу освободиться. Когда это все-таки получилось, я быстро убрал птицу с манежа и перевел все в шутку, что-то вроде: «Не переживайте, у меня есть еще четыре пальца!» Все захлопали, засмеялись.

Как важна поддержка

Сейчас Олегу во многом помогает Татьяна Ипполитовна. Причем не только кормит птиц и ухаживает за ними, но и лечит, если кто-то заболел, посвящает им практически все свое время. Дрессировщик признается, что такая помощь просто неоценима и необходима ему, как воздух. Птицы, в свою очередь, также любят и уважают Татьяну Ипполитовну, считают ее членом своей стаи.

— Для работы с животными должен быть талант, если хотите, — говорит Олег. — Должна душа ко всему этому лежать. Я знаю людей, которые в дрессуре не один десяток лет, но делают все механически, и животные чувствуют такое отношение. А вот Татьяна Ипполитовна с попугаями очень легко находит общий язык. Быстро выяснила, что заработанный своим трудом орех птицы ценят гораздо больше, чем просто корм или лакомство.

У питомцев Олега существует жесткая иерархия, с которой также приходится иметь дело во время подготовки к выступлениям. Вот, скажем, ара Вождь кличку свою оправдывает полностью. Как-то раз одна из самок, Лиза, полезла к нему в клетку, чтобы  засвидетельствовать романтические чувства. В результате недовольный зеленокрылый гигант  едва не откусил ей палец. Олегу и Татьяне Ипполитовне даже пришлось лечить незадачливую Лизу, посягнувшую на личное пространство Вождя.

Улетел в море

Курьезы на работе, давайте согласимся, случаются у каждого. Но когда ты имеешь дело с пернатыми, ошибки могут стать фатальными.

— Пару лет назад мы были в Сочи. Там у меня улетели два попугая, — вспоминает Олег. — Произошло все по нелепой случайности. Птицы сидели на присаде на улице, когда рядом у проезжавшей машины лопнуло колесо. От громкого звука  оба ара тут же сорвались в неизвестном направлении. В результате одного мы поймали только через неделю. Он сидел на дереве и нам удалось его снять. А второй улетел аж на стоявший в порту большой турецкий круизный лайнер. Туристы, которые видели, как я снимал первого попугая с дерева, сказали мне, что точно такая же птица прилетела к ним на корабль. В результате пришлось просить, чтобы капитан лайнера развернул в акватории судно. К ним подъехала береговая охрана и забрала попугая. Нам передали его в коробке. Все закончилось хорошо.

Питомец на всю жизнь

Если говорить про гастроли, дрессировщик предпочитает Беларусь и Россию, ведь, по словам артиста, у нас лучший цирк в мире.

— В Европе цирки в основном маленькие и чаще всего это формат шапито (когда купол натягивается как брезент). Для меня такой манеж неудобен, особенно если надо репетировать. В любой момент кто-то из посторонних может войти, поднять брезент и напугать животных. Есть риск, что попугаи могут вылететь наружу.

К слову, надо отметить, что дрессировщик является противником жестокого метода обрезания птицам крыльев, как поступают в зоопарках и в некоторых цирках. Якобы нелетающая птица легче приручается.

— На самом деле это страшная травма как для психического, так и физического здоровья, — говорит Олег. — Попугай должен летать, обязательно. Иначе это чревато проблемами с легкими, депрессией и даже самощипом (из-за стресса птица сама себе выдергивает перья).  

Насмотревшись в цирке и в зоопарке на больших ярких птиц, многие хотят завести их у себя дома, и тут Олег Хотим предостерегает: «Если хотите завести ара, подумайте о том, кто будет смотреть за ним после вашей смерти». Звучит страшновато, но суть верна, ведь попугаи ара — долгожители, свой 80-летний юбилей отмечают очень многие из них. А попугай Уинстона Черчилля, сине-желтый ара, прожил аж 103 (!) года. Вот уж действительно питомец, которого можно передавать по наследству.

В общем, надо помнить, что попугай — это, в первую очередь, интеллектуал со сложным характером. Соскучиться не придется.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59