Меню

Слово под «цифровым» прицелом

Слово под «цифровым» прицелом
Фото: Светлана Курейчик, архив «Минской правды»

На недавней февральской встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Александр Лукашенко говорил о важности живого слова в борьбе с фейками и дезинформацией, которая плодится в цифровом пространстве и которую активно впитывает через смартфоны наша молодежь. «В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и невыборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать», — отметил Президент.

В наш век информационных войн вопрос качества и точности Слова становится не менее значимым, чем продовольственная безопасность и технологический суверенитет. Ведь именно Слово является для журналиста единственным строительным материалом из «кирпичиков» которого складывается информация. Год качества обязывает тружеников пера и в этом смысле соответствовать.

В новых условиях информационной реальности традиционные СМИ проходят интенсивную цифровую обкатку. Как следствие плодится интернет-журналистика, принимающая различные формы: сайты, блоги, каналы в мессенджерах, подкасты, аккаунты, группы в соцсетях и т.д. Заметно выделяется на этом фоне «мобильная журналистика», когда прямо со своего смартфона профессиональные журналисты ведут свои репортажи. Одним из основных преимуществ таких сетевых СМИ является оперативность и быстрота обновления информации. Но здесь есть и свои негативные моменты. Невооруженным глазом становится заметно как цифра меняет не только внешнюю форму, но и внутреннее наполнение СМИ, зачастую в ущерб качеству печатного слова и подлинному смыслу. Человечество и общество пошло по этому пути, и мы вслед за всеми пытаемся найти там место, скользя по общемировому виртуальному течению.

«Прочитайте наши теперешние газеты — сколько в них воды! Если «декабрь», то прибавляют «месяц» — как будто декабрь может быть не месяцем, а вороной. Или «целый ряд ораторов», — как будто бывает половина ряда. Или «окружающая обстановка», как будто бывает обстановка не окружающая… И эту массу ненужного наборщики должны набирать, а сотни тысяч читателей должны тратить время на чтение пустопорожних слов и фраз». Так оценил публицист М.С. Ольминский в начале 30-х годов прошлого столетия наши газеты. Представляете, чтобы сказал этот известный российский литературовед, открыв современный Telegram-канал!

Читательский интерес можно вызвать по-разному. Скандальной темой или яркой картинкой, эротикой или матом. Но в итоге за этим скрывается пустота, все гуще заполняющее общественное сознание. Как вернуть классическое слово, содержательную глубину, былую эстетику, слог? Могут возразить, что это время ушло, сейчас эра клипового мышления, СМИ необходимо адаптироваться под вкусы аудитории. Но ведь было время и похуже, когда весьма успешно победили безграмотность и передали дворянскую культуру крестьянам.

Словесная мазня все чаще захлестывает медиапространство. Чтобы написать добротную картину, цепляющую струны души, профессиональный художник тратит море энергии, красок, месяцы, а то и годы времени, а еще художественная техника, вдохновение, талант… Наряду с этим существуют маляры, которые обмакнув кисть или какую-либо часть тела (был и такой модный умелец в современной России) в ведро с краской, легким взмахом руки распыляют ее на холст, затем повторяют процедуру уже с краской другого цвета. Плясь, и готово! Потом такие же авторитетные оценщики выдают это безобразие за шедевр, выискивая потаенный смысл и называя современным искусством. «Талантливость» выражается через попрание признанной нормы, а не через мастерство. Как говорится, любой ценой попасть на выставку, а там обоснуют. Так же происходит и со словом. Графоманы выстреливают в цифровое поле суррогатом, примитивом, сленгом, фейками, матом, выдавая все это за новое направление в журналистике. Экран гаджета все стерпит.

Новая журналистика двигается вслед за цифрой, а самодеятельные «властители дум», имеющие отдаленное отношение к перу, и примкнувшие к ним представители блогосферы, набирают авторитет в медиапространстве, оказывают влияние на ее формирование, концентрируют в своих руках нити читательского интереса. Ко всему прочему расплодившиеся Telegram-каналы аккумулируют миллионы подписчиков. Сегодня пишут одно, завтра другое, информация не откалибрована, на них невозможно влиять и порой непонятно чьим интересам они служат, и кто ими управляет. Океан информации, а нет маяков, на которые можно ориентироваться и опереться читателю.

Как метко выразился известный российский писатель и журналист Юрий Поляков, «сегодня большинство журналистов косноязычно навязывают свои заблуждения читателям». Но ведь для журналиста важны чувство слова, мысль, гражданственность, патриотизм, это профессия с многовековыми традициями и, ко всему прочему, существуют законы построения журналистского текста.

Эпистолярный жанр эволюционировал фактически до пещерного уровня. Думаю, многие замечали, что общение в сети превратилось в обмен знаками и символами. Так глядишь, опростимся до того, что и при личной встрече будем доставать карточки с сердечками, смайликами и, пардон, кучками детской неожиданности, вместо словесного обмена, эмоций и осмысленных фраз. Как вам такой «варик»?

Запад хорошо понимает ценность и опасность для них нравственно-духовной и образованной личности в новом мироустройстве, массово плодя поколение «тиктокеров», в том числе и на нашем пространстве. Умение читать и анализировать длинные тексты, становится уделом элиты, и за этим будущее, что прямо зафиксировано в документах Всемирного экономического форума.

Нас все время пугают отключением интернета. А зачем пугаться? Ведь пока есть газета, связывающая нас с традиционной журналистикой. Сейчас именно печатные СМИ являются естественной плотиной, фильтром, сдерживающим и процеживающим мутный цифровой поток. Без них не обойдемся. На Западе самые значимые ссылки в цифровом пространстве по-прежнему идут на авторитетные печатные издания. Там газету не потеряли, ее не поглотил интернет. Мы разрушили свою «Правду», некогда мощнейший рупор с многомиллионными тиражами, а там ее сохранили в лице «Дэйли Мэйл»», «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Политико», английской «Таймс». Западный читатель не уходит от газет, обвала в тиражах не наблюдается, газеты по-прежнему в руках и на столе. Более того их печатной продукцией заставляют пользоваться весь мир, комментировать, ссылаться на нее, несмотря на то, что количество «авторитетного» вранья там порой зашкаливает, и цель ее не просветить читателя, а ввести в заблуждение, естественно в своих интересах.

Газета формирует общественное мнение, фиксирует событие, ее выпуск требует четких и слаженных редакционных действий, информация проходит многоступенчатую проверку, там есть опыт, традиции, кадры и основательность, которая, к сожалению, исчезает из журналистики. Именно традиционные печатные издания являются той самой смысловой крепостью, оберегающей гражданское сознание и государство от Западных цифровых ударов. Тем более белорусские медийщики пытаются решить вопрос сочетаемости газет и виртуального пространства. Есть успешный опыт информагентства «Минская правда», организованного по принципу медиахолдинга, где развита авторская журналистика, формируется внештатный актив и построена системная работа с блогосферой и социальными сетями. Газета «Минская правда» первая в стране вышла на рынок розничной торговли Москвы и Подмосковья.

Искусственный интеллект не соразмерен человеку. Живое слово и мысль привыкли следовать за движением руки, сердца и пера. И только тогда рождается яркий журналистский образ, а та самая надуманность и легковесность, присущая скоростному и бездушному формату гаджетов, исчезают.

При всех испытаниях последних лет у нас сохраняется цивилизация Духовности и Слова, великая культура, традиции, свой особый генетический код. Появился неуправляемый рынок, но деньги так и не поглотили дух. В безоглядной погоне за цифрой, придуманной Америкой, должна быть и наша собственная альтернатива, когда живое печатное Слово будет крепнуть, и подлинные смыслы станут еще более активно транслироваться в цифровое пространство.

И как неоднократно подчеркивал Президент Беларуси, без квалифицированных кадров на этом поприще не обойтись: «Сейчас СМИ — это поле борьбы, начиная от интернета и заканчивая традиционными средствами массовой информации. И без бойцов, надежных, способных, головастых, умных, мы в этой войне не победим».

Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59