Стратегические интересы Китая и России во многом совпадают, что было отражено в совместном заявлении, сделанном в феврале этого года Владимиром Путиным и Си Цзиньпином.
Дальнейшие события показали, что официальный Пекин фактически дистанцировался от позиции государств, осудивших спецоперацию России на Украине, а также постоянно выступает с острой критикой антироссийских санкций.
На прошлой неделе Китай проголосовал против приостановки членства России в Совете по правам человека ООН, а ранее воздержался при голосовании на заседании Генеральной Ассамблеи, где осуждались действия России. Все это говорит о дальнейшем сближении Пекина и Москвы.
Минимизировать потери от введенных санкций Россия надеется с помощью Китая. Оба государства не скрывают взаимных намерений углублять сотрудничество во всех сферах, а прежде всего, — в финансово-экономической. Ничего удивительного в этом нет: только за первые два месяца текущего года объем товарооборота увеличился более чем на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем рост показателя наблюдается с обеих сторон (российский экспорт — на 35,8%, китайский — на 41,5).
Чтобы стимулировать взаимные расчеты в национальных валютах, государства планируют создать специальный совместный клиринговый центр, независимый от влияния третьих стран.
Санкции против энергетической отрасли России в известном смысле выгодны Китаю: тот объем угля, от которого из-за введения санкций отказалась Европа, по информации агентства Bloomberg, уже в марте за юани начал выкупать Китай. С нефтью и газом может случиться то же самое, тем более, что юань по отношению к российскому рублю подорожал с начала года почти на 37%. Как видно, Поднебесной выгодно покупать у России вообще все.
На официальном уровне представители Китая не устают повторять, что «санкции портят экономические и торговые отношения». Выступая против них, представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь заявил: «Мы призываем США серьезно относиться к опасениям Китая при решении украинского вопроса, а также — никоим образом не наносить ущерб законным правам и интересам Китая. Проблема не в том, кто хочет помочь России обойти санкции, а в том, что нормальные экономические и торговые отношения между странами, включая Китай и Россию, были безосновательно испорчены».
В ответ на неоднократно озвученные предложения США и некоторых государств Евросоюза исключить Россию из G-20, тот же китайский представитель вполне однозначно заявил, что «Россия — важна в «двадцатке», и никто из числа последней не обладает правом убрать любую другую страну из этой группы».
Как видим, сейчас, в условиях искусственно создаваемой Западом изоляции России, ее сотрудничество с Китаем будет только нарастать по всем направлениям, вплоть до создания антинатовского блока. Страны Запада своей агрессивной антироссийской политикой только способствуют сближению России с Китаем.
30 марта министр иностранных дел России, прибывший в китайский город Тунси для участия в третьей министерской конференции стран-соседей Афганистана и расширенной «тройки» по Афганистану (Россия, США, Китай, Пакистан), заявил о заинтересованности своей страны в устойчивом и последовательном развитии отношений с Китаем, а его китайский коллега Ван И подчеркнул, что с начала 2022 года китайско-российские отношения «выдержали новые испытания меняющейся международной обстановки» и сохранили правильное направление и устойчивую тенденцию развития.
Китай сделал свой выбор, несмотря на негативную реакцию, прямые угрозы и предупреждения, неоднократно звучавшие со стороны США.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!