«Лучшая благодарность — счастливый ребенок в семье». Поговорили со специалистом детского соцприюта
Солигорчанин Даниил Журавлев немногим более полугода трудится педагогом социальным детского социального приюта государственного учреждения образования «Социально—педагогического центра Солигорского района». С молодым специалистом пообщался корреспондент «Минской правды». О специфике работы в такой непростой и важной сфере, почему именно на эту профессию пал выбор молодого человека и как ведется работа с выявлением неблагополучных семей в Солигорском районе — читайте в нашем материале.
С детства хотел помогать детям
Еще в 6-7-м классе школы я вместе с представителями Белорусской православной церкви посещал социально-педагогический центр в Солигорске, где находились дети из неблагополучных семей, участвовал в организации представлений кукольного театра «Батлейка». Чуть позже вместе с православным братством мы приходили помогать детям делать уроки, играть с ними. То есть с детства я уже видел этих детей, которым нужна помощь. Все это нашло интерес и отклик в моем сердце. В 10-м классе школы решил поближе познакомиться с работой социального педагога в своем учебном заведении. Для себя решил, что хочу связать жизнь с этой сферой. Поэтому выбор такой профессии — абсолютно осознанный.
После школы поступил в Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка на специальность «Социальная педагогика», который окончил с красным дипломом. После вуза летом 2022 года, вернулся в родной город и по договору целевой подготовки приступил к работе в социально-педагогическом центре Солигорского района.
Главная цель — вернуть ребенка в семью
Моя работа педагога социального детского социального приюта, прежде всего, подразумевает работу с детьми, родителями, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактические беседы и мероприятия с родителями. Главная цель моей деятельности и всех сотрудников социально—педагогического центра — сделать все возможное, чтобы ребенок мог вернуться в свою родную семью. Важна также задача выведения семьи из социально опасного положения, оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей. Моя задача как педагога социального, в первую очередь, состоит в том, чтобы как можно раньше начать профилактическую работу с данными семьями, чтобы они не переступили ту грань, которая переведет их к статусу неблагополучия.
Особое внимание — раннему выявлению неблагополучия в семьях
На минувшей неделе я принимал участие в работе семинара-совещания Миноблисполкома по вопросам межведомственного взаимодействия по выявлению и профилактике семейного неблагополучия. В числе наиболее значимых заместителем председателя Миноблисполкома поднимался вопрос о раннем выявлении семейного неблагополучия. Указывалось, что не всегда специалистами своевременно выявляется семейное неблагополучие, из-за чего происходит постановка семей на СОП. Я четко усвоил для дальнейшей своей деятельности прозвучавшие требования о том, что надо активизировать ранее выявление семейного неблагополучия. Увидев проблему в семье как можно раньше, можно таким образом, как можно раньше и решить ее, чтобы это не перетекло в дальнейшем в социально опасное положение с изъятием детей для помещения в детский социальный приют.
Индивидуальная работа с семьями — один из самых эффективных методов
Деятельность социальных педагогов строится на трех основных составляющих: педагогическая психологическая и посредническая. Мое личное мнение, наиболее эффективная работа с семьями — это индивидуальная форма работы. Для этого проводятся занятия с элементами треннинга, посещение семей, беседы с родителями, рекомендации, проведение диагностик. Работа по выявлению раннего семейного неблагополучия начинается с момента рождения ребенка, точнее еще до рождения. Взаимодействуя с женской консультацией Солигорской ЦРБ, наши психологи работают с будущими роженицами. Уже на этой стадии могут выявляться, например, невыполнения медицинских рекомендаций, приводящих к угрозе жизни детей.
Популяризация работы наших специалистов также важна в случаях, когда молодые родители остаются один на один со своей проблемой и не знают, куда обратиться. Зачастую это молодые семьи, у которых нет родственников, родителей, друзей, но им нужен выход из трудной жизненной ситуации. В работе с такими семьями играет важную роль именно групповая работа. Так, например, наши специалисты прошли обучение по программе «Домашнее визитирование», направленную на безопасность детей в возрасте от 0 до 3 лет в домашних условиях. Также работает клуб «Дела семейные». Специалисты учат молодых мам взаимодействию с детьми, проводится индивидуальная работа по запросу. Одна из форм работы данного клуба — взаимодействие с православной церковью. Ежегодно в мае происходит обряд крещения детей из семей, признанных в социально опасном положении. Священнослужитель беседует с молодыми родителями, а уже после на безвозмездной основе проводится обряд крещения малышей.
Также действенной формой среди методов нашей работы является семейный совет. Туда подключается ресурс родственников, друзей, иногда даже и соседей. Если есть необходимость более расширенной помощи, то подключаются молодые специалисты и проводится медико-психолого-педагогический консилиум.
В каких случаях нужен приют
К сожалению, не всегда работа по выведению семьи из социально опасного положения дает положительный результат. В таком случае проводится работа по помещению детей на государственное обеспечение. Детский социальный приют предназначен для временного проживания (не более 6 месяцев) детей в возрасте от 3 до 18 лет. Наш приют рассчитан на 14 человек. В настоящий момент здесь находится 12 детей из 7 семей. В числе тех, кому предоставляется помощь: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, которые находятся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в государственной защите, дети, пострадавшие от насилия, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Бывают редкие случаи, когда дети помещаются по заявлению родителей — зачастую на период лечения родителей от алкогольной зависимости.
Основная цель работы — сохранение семьи для ребенка. За 6 месяцев нахождения ребенка в приюте мы стараемся сделать все, чтобы он вернулся к своим родителям.
Мальчик вернулся к отцу, который перестал пить и поддерживает порядок в квартире
За время моей недолгой работы уже есть несколько примеров успешного возвращения детей в семьи. Мы вернули мальчика одинокому отцу. В этой семье мама умерла, а у отца наметились проблемы с алкоголем, поэтому мальчик к нам поступил. На протяжении 6 месяцев мы работали с данной семьей. После возвращения ребенка в биологическую семью мы продолжаем с ней работать еще в течение года, посещаем, беседуем с родителем. Буквально неделю назад были в этой семье — нельзя не отметить положительную динамику. Все хорошо: отец не пьет, у него безопасные условия, ребенок счастлив, в квартире порядок и чистота, достаточно продуктов питания. Мы видим, что работа с этой семьей была проведена эффективно и дала результат.
Еще одного мальчик вернули маме после того, как она прошла лечение от алкогольной зависимости и была трудоустроена. Отец ребенка, ранее работавшие за границей, теперь работает в Солигорске. Мальчик благополучно посещает дошкольное учреждение образования. Мы продолжаем посещения данной семьи и видим положительную динамику.
Специфика работы в сельской местности отличается от города
Регулярно мы выезжаем для посещения семей, проживающих в сельской местности. На 1 апреля 2023 года в сельской местности Солигорского района в социально опасном положении находятся 143 ребенка. Для сравнения: в городе — 310. Специфика, конечно же, отличается. Когда семья проживает в малом населенном пункте, то все друг у друга на виду — и дети, и родители. Все знают, кто куда пошел, кто что делал, у кого какие конфликты, что произошло. В городе же родители могут употреблять алкоголь в квартирах, но никто особо на это внимание не обращает, и сигнал поступает с большой задержкой.
Эмоции от встречи с детьми и лучшая награда за деятельность
В первые месяцы моей работы девочка из приюта подбежала ко мне и назвала меня папой. Это было очень неожиданно. Эмоции просто зашкаливали, можно сказать, что день пошел под откос. Но со временем я привык к таким проявлениям потому, что дети нуждаются в проявлении любви и заботы близких, и эту заботу они видят в работниках детского социального приюта. Зачастую маленькие дети называют воспитателей мамами, и воспитатели к этому относятся с пониманием.
Я не сожалею о выборе профессии. Здесь ты постоянно видишь, что твоя работа, хоть и непростая, но не является бесполезной. Мы помогаем людям, помогаем детям. Когда мы возвращаем ребенка в семью, то видишь, что работу делал не зря, на душе становится приятно.
Приятно видеть, когда идешь по городу, как родители, которым мы помоги вернуть детей, здороваются, рассказывают про свои дела, приятно видеть детей счастливыми, а родителей — осознавшими свои главные жизненные цели. Могу сказать точно: лучшая благодарность за труд — счастливый ребенок в семье.
На 1 апреля 2023 года в социально опасном положении в Солигорском районе находятся 453 ребенка из 244 семей. В числе главных причин признания: установлений фактов привлечения родителей к административной ответственности — 277 несовершеннолетних (54% от общего числа несовершеннолетних в СОП); факты употребления родителям наркотических и психотропных веществ, алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия — 125 несовершеннолетних (24%).
Процент возврата детей в биологическую семью из детского социального приюта составляет более 60.