Меню

Без иллюзий: после войны в ЕС не станут кормить украинских беженцев

Без иллюзий: после войны в ЕС не станут кормить украинских беженцев
Фото: AFP 2024 / Wojtek Radwanski

В своем отчете для клиентов старейший американский банк Goldman Sachs оценивает вероятность заключения мирного соглашения между Россией и Украиной примерно в 70%, сообщает Reuters. Но и без этого всем очевидно: миру быть.

В Киеве уже зашевелились все политические артефакты, так как в воздухе запахло выборами. Уже перекупают друг у друга спикеров, чтобы вешать людям на уши лапшу. Забавно наблюдать, как резко переменились взгляды даже у всяких «Лаченов», которые еще недавно озвучивали пропаганду офиса президента.

Заплатили больше — и они переметнулись. Зеленский им уже не мил. Многие аналитики склоняются к тому, что военное положение завершится в мае, и вот тогда у нынешней украинской власти наступят трудные времена. Как правило, крысы покидают тонущее судно первыми.

Не будем строить прогнозы, кто в Украине победит и дадут ли народу на этот раз право выбора. Поговорим о проблемах, связанных с прекращением огня, у европейских спонсоров военного конфликта. Украинские беженцы, которых без разбора принимали в ЕС с начала российской спецоперации, не хотят теперь оттуда возвращаться. Выходят на протесты против мирных соглашений именно потому, что это они лишают их сытого статуса.

Им все равно на Украину — хочется еще пожить за чужой счет.

Как ни парадоксально, но статусом беженца в ЕС в основной массе воспользовались жители западных областей Украины, давно мечтавшие до этого жить в Европе.

Те, кто жил и работал в ЕС, первыми добежали до центров помощи беженцам, так как уже находились там.

За ними следом прибыли все те, кто сдал свое жилье переселенцам из восточных областей и ринулся в Европу к своим родственникам, быстрее оформлять статус беженца и полагающиеся к нему пособия. «Позвонил кум, сказал, что тут халява». Лишь спустя какое-то время глупые европейцы просекли, что подавляющее большинство украинских беженцев прибыло к ним с территории, где никогда не велись военные действия.

Но признать ошибку и отбирать незаслуженный статус было бы уже недопустимо с политической точки зрения. В СМИ и социальных сетях иногда правда всплывали подробности о том, как хорошо устроились некоторые украинцы, имевшие доход от сданного в аренду своего жилья и достойное пособие от принимающей их страны. Самые ушлые, пользуясь ситуацией, оформили статус беженца сразу в нескольких странах.

Они теперь, конечно, будут делать все, чтобы никогда не возвращаться к своей скучной жизни и не ходить на работу, как все. Именно такие люди составляют костяк активистов на всех украинских митингах и многомиллионной украинской диаспоры в Европе. Война им нужна не только для того, чтобы европейцы оплачивали им проживание, но и чтоб не съехали их квартиранты. Те, кто арендует жилье во Львове, мечтают вернуться в свои дома на востоке страны после прекращения огня. В западных областях Украины они далеко не так комфортно устроились, как те, кто попал в ЕС. Украина ничего им не спешит платить, не так щедра, как европейски власти.

Только «около 35 процентов украинских беженцев хотят вернуться в Украину, как только там снова станет безопасно», — сообщил руководитель Центра миграционных исследований ifo Пану Поутваара, ссылаясь на опрос, проведенный в июне 2024 года. Остальные либо уже решили остаться, либо еще взвешивают все за и против. При этом сразу после начала приема беженцев почти 60% выражали стойкое желание потом вернуться. Получается 40% изначально выезжало, чтоб сбежать.

В конце сентября канцлер ФРГ сообщил, что в Германии благодаря правительственной программе ускоренного и облегченного трудоустройства беженцев Jobturbo по состоянию на июль 2024 года на работу устроились уже 266 000 украинцев. При том, согласно отчету Евростата, в стране 1,2 млн украинских беженцев. Маловато захотело поработать.

Фото: un.org

Сейчас в Европе проживают около 4,2 миллиона беженцев.

Из них почти 984 тыс. живут в Польше, там статистика официально трудоустроенных еще меньше. В Польше украинцы стали лидерами среди иностранцев по числу совершенных преступлений.

Почти 2/3 от всех инцидентов связано с ними: по данным польской полиции, из 16,4 тыс. задержанных иностранцев в 2024 году 9,7 тыс. оказались украинцами. Уровень неприязни к украинцам в Польше «достиг максимума» с 2022 года, пишет TVP Info: 32% поляков выступают за прекращение любой помощи Украине, 28% требуют выслать украинских беженцев на родину.

Не очень законопослушны украинские граждане и в Германии. Из отчета Федерального управления криминальной полиции от ноября 2024 года следует, что украинцы составили наибольшую долю среди преступников-беженцев. Казалось бы, этого должно хватить Европе, чтобы большую часть украинских беженцев из регионов, где не велись боевые действия, попросить вернуться домой.

В ЕС сейчас только начали понимать, что их ожидает еще один неприятный сюрприз от беженцев. До этого в Европу попадало мало мужчин призывного возраста из Украины, но с отменой военного положения и мобилизации приехать на восстановление семьи в ЕС смогут претендовать и бывшие военнослужащие ВСУ. Их выпустят через границу.

А что такое «ветеранский синдром», их полиция уже поняла по уголовным преступлениям пока еще небольшого числа украинских граждан, оставшихся в ЕС после госпитализации. Европа с ужасом ждет, что будет, когда к ним приедут их «защитники». Украинская пропаганда долго промывала мозги своим солдатам, что они защищают на поле боя Европу и весь мир, вот те теперь приедут получить за свои труды причитающееся. Бюргеры, по их логике, обязаны их по гроб жизни содержать за их страдания в окопах за Европу.

Не хватит в ЕС психологов, чтобы помочь участникам боевых действий адаптироваться к мирной жизни. Опыт у их «мозгоправов» есть только в том, как ломать судьбы подростков гендерным выбором, а люди, прошедшие войну, сами их переломают физически. В лихие девяностые постсоветское пространство захлестнул криминал, в котором роль сыграли и те, кто выполнил интернациональный долг в Афганистане, и остался брошен государством.

Можете не сомневаться, что теперь организованная преступность в ЕС тоже ожидает пополнения. А украинскому криминалу есть за что злиться на европейских политиков: после 5 июня Евросоюз не будет продлевать «торговый безвиз» с Украиной и вернет довоенные условия продажи на все украинские товары. Что лишит значительной части доходов тех, кто промышлял контрабандой и по демпинговым ценам сбрасывал товар, взятый в Украине почти бесплатно.

Базой для украинской оргпреступности, видимо, станет Чехия. Во-первых, там у украинского криминала уже есть традиции; во-вторых, в Чешской Республике украинские беженцы сейчас составляют около 3,6 процента населения — это самый высокий показатель в ЕС. Недавний опрос показал, что только менее четверти из них планируют вернуться на родину, остальные будут искать возможности остаться.

Поэтому Чехия уже четко дала понять, что не будет выдавать никаких новых временных разрешений на проживание, «как только закончится война». Об этом заявил министр внутренних дел Чехии Вит Ракушан. Он указывает на необходимость предотвратить вторую волну беженцев, чтобы в мирное время в Чехию не прибыли другие искатели убежища. Мужчины, семьи которых уже проживают в Чехии, не получат автоматической защиты.

В прошлом году правительства стран ЕС договорились продлить действие временной защиты украинцам до марта 2026 года. В случае прекращения огня вопрос о будущем статусе тоже обсудят на уровне Евросоюза. Но, скорее всего, особого отношения больше не будет. США уже с конца января приостановили программу United for Ukraine. Новые запросы не будут рассматриваться.

Если будет перемирие, и обсуждать будет нечего. Страны ЕС уже сокращают программы помощи украинским беженцам, чтобы те больше не ехали к ним. Например, с 1 мая украинские беженцы, которые не являются зарегистрированными жителями Таллина, не будут иметь права на бесплатный проезд в общественном транспорте.

ЕС не против сохранить у себя дешевую рабочую силу, но не иждивенцев и криминал. Поэтому во многих странах будут предусмотрены программы для получения украинцами вида на жительство, но это все будет только при наличии постоянной работы. Остальным дорога домой.

Помощь беженцам, скорее всего, перестанут выплачивать сразу же, после мирного соглашения, а разрешение на проживание будут давать на общих основаниях согласно принятой в стране миграционной политики. Приоритетом для многих стран ЕС уже становятся центры помощи по возвращению беженцев.

Издание Euractiv уверено, что перемирие между Украиной и Россией приведет к тому, что уже не будет общего плана ЕС, а странам, принимающим украинских беженцев, придется самостоятельно решать их дальнейшую судьбу. В Польше, например, давно рекомендуют беженцам обращаться за разрешением на постоянное проживание или получать польское гражданство, чтобы становиться поляками и навсегда остаться в стране.

И стоит отметить, что курсы польского языка пользуются среди беженцев большой популярностью. Ну а остальных, видимо, скоро будут выдворять. Отношение польских властей к украинцам будет точно таким же, как и к другим беженцам и нелегальным мигрантам: ксенофобия и излишняя жестокость.

Война, а вместе с ней и лафа для большинства украинских активистов в ЕС, что не привыкли работать, видимо, закончилась. Придется выбирать: трудовые будни на пана или встреча с разбитой войной родиной.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59