Меню

Будет ли Стамбул-2 и чего от него ждать, рассказал политолог

Будет ли Стамбул-2 и чего от него ждать, рассказал политолог
Фото: из открытых источников

Главным событием военного парада в Москве стал не «Орешник», как ожидалось, а приглашение Украины к прямым переговорам. При этом накануне Киев сделал все, чтобы такое приглашение НЕ получить — от угроз обстрелять парад и вплоть до сбора европейской коалиции, которая выступила против переговоров.

О том, чего ждать дальше — пишет политолог Андрей ЛАЗУТКИН.

Что нового сказал ВВП?

Дипломатия — хитрая штука, где часто продают не реальную позицию, а намерение либо его отсутствие. И если Россия с самого начала выступала за переговоры, настаивая только на конкретных субъектах, которые будут подписывать бумаги — сначала это был Зеленский, потом глава Верховной Рады Стефанчук — то Киев все три года продает «готовность разговаривать» как таковую.

Сначала «готовность» была в виде ультиматума: вы принимаете наши условия (граница 1991 года, репарации и прочее), а мы, так и быть, начинаем переговоры. Дальше, по мере того, как провалился контрнаступ, Киев пытался формировать коалицию сторонников на базе ООН. Делалось это, опять же, под видом подготовки переговоров, но в итоге вылилось в то, что Саммит мира начал диктовать России те же самые условия, что ранее диктовал Киев — граница 1991 года, сдача ядерного оружия, суды над военными и все остальное.

Работала схема так: сначала говорится, что «нам нужен посредник», а потом этот нейтральный посредник, по факту, выступает на стороне Киева против России. Об этом же — все подходы группы Зеленского к Трампу, которого склоняли дать ракеты, боеприпасы и самолеты вместо выполнения роли миротворца.

Разумеется, такая игра в конце концов надоела Трампу, поэтому новое из заявлений Путина — это прозрачный намек на то, что американцы все-таки прогнули Зеленского и теперь Киев, наконец, готов к переговорам без всяких условий. Хотя Брест, Гомель и Стамбул уже были прямыми переговорами, так что это никакое не достижение Трампа, а возврат хитрого Киева к нормальной логике событий. Понятно, что если в драке две стороны, то и разговаривать они должны между собой. Но это при условии, что все хотят этих переговоров.

Потому что тех, кто переговоров не хочет — тоже немало. Это так называемая «коалиция желающих» (но не могущих — добавим мы): Париж, Лондон, Брюссель, Берлин и Польша. Их формула — остановка России по линии фронта без всяких условий, а Европа в это время будет делать, что хочет — вооружать, ремонтировать, подвозить боеприпасы. Если же Россия не идет на 30-дневное перемирие, то со стороны ЕС будут некие страшные санкции — хотя, опять же, непонятно какие.

Здесь желаемое выдается за действительное. Скорее всего, Европа знает, что США склоняют РФ к 30-дневному перемирию, и если такое перемирие настанет — торопятся выдать его за результат собственных действий. Об этом — все их лихорадочные телодвижения, крики и угрозы до и после парада.

Что будет нового?

Наш прогноз переговоры в Стамбуле могут начаться, но пока в них не учтено мнение Западной Европы (а неспроста европейцы исходят ядом и выступают против Стамбула-2) — Киев ничего не подпишет. Сложилась уникальная ситуация, когда Западная Европа сама, без США, воевать не может, но при этом и США не могут заключить мир без учета мнения Западной Европы.

Поэтому хороший вариант может быть только в случае, если Трамп сломает Европу и те, виляя хвостиками, начнут выполнять его прямые указания. Но такая ситуация если и наступит, то не раньше, чем через 3-4 года, уже в новом избирательном цикле. В Вашингтоне считают, что они смогут привести к власти множество популистов-евроскептиков по всему ЕС, и таким образом начнут его разваливать. Но то дела будущие, а пока что Трамп не особо управляет даже ситуацией в США.

Читатель здесь спросим: «А что мешает России воевать дальше?» Если коротко, два момента: первый — надо по максимуму использовать время, пока Трамп у власти, чтобы не испортить с ним отношения из-за Украины и решить, как можно большой круг задач, от Арктики до Ирана. И второй момент — это угроза падения цен на нефть. СВО — крайне дорогое мероприятие, и если, к примеру, с Трампом договорятся о снижении цены на нефть или она упадет сама — боевые действия будут осложнены, Россия начнет тратить на них слишком много ресурсов.

Поэтому однозначного ответа, что сейчас выгодно РФ, нет. Так что отыгрываются сразу два варианта — и мира, и войны.

Вариант «война»

Как мы помним, ошибкой первого Стамбула стал отвод войск от Киева, поэтому новые переговоры, если они начнутся, будут проходить без прекращения боевых действий. Запад же настаивает на обратном — давайте сначала остановимся, а разговоры потом, «мы не можем договариваться с пистолетом у виска». Но, учитывая прошлый опыт, на полную остановку Россия теперь вряд ли пойдет до подписания чего-либо. Об этом намеком говорил и белорусский Президент, мол, надо верить делам, а мы их пока не видели.

Так что вариант боевых действий до момента подписания соглашения — и есть вариант войны. В такой интенсивности она может длиться еще минимум 6-9 месяцев, пока держатся ключевые для Киева укрепрайоны. США в это время будут поставлять военную помощь, чтобы давить на Россию и сохранять Украине переговорные позиции — и, скорее всего, правящая группа Зеленского исходит именно из такого варианта. Вообще же они хотят, чтобы Трамп просто дал им денег и оружия, продлил поставки, а уже как это будет выглядеть в СМИ — как начало переговоров или как продолжение конфликта — для них неважно.

Вариант «мир»

Это вариант повторения первого Стамбула с жестом доброй воли от России — в виде 30-дневного перемирия без всяких условий. Дальше, скорее всего, конфликт заморозят по линии фронта и сразу же, не отходя от кассы, все стороны начнут готовиться к возобновлению боевых действий. В этом случае сохраняется власть Зеленского и направленность украинского государства, не ограничивается размер украинской армии и западной помощи. Грубо говоря, это мир на западных условиях исходя из того, что России нецелесообразно продолжать конфликт.

Здесь важный фактор — большая группа стран Глобального Юга во главе с Китаем, которая хотела бы закончить войну в Европе на любых условиях и восстановить порушенную мировую торговлю. Судя по тому, как проходил военный парад в Москве, эти пожелания были высказаны Китаем еще раз. Поэтому шансы на мир на западных условиях есть. Пушки при этом замолчат, но наш регион (Польша, Прибалтика, Калининград, Беларусь, Украина) будет все больше милитаризироваться и напоминать одну огромную военную базу.

Вариант «ни мира, ни войны»

Еще может быть взята пауза для проведения выборов на Украине. В теории, такие выборы могут решить часть проблем — например, будет избран новый президент, который попытается перезагрузить ситуацию с Россией. Но пока неясен ни состав таких выборов, ни их победитель. Буданов, Залужный, боксер Усик, Порошенко и Тимошенко — все вместе они дадут победу Зеленского, потому что это все равно кандидат с самым высоким рейтингом.

Сам же факт проведения выборов зависит от того, как Зеленский и Ермак договорятся с американцами насчет своего переизбрания. Если от Трампа будет получен зеленый свет, то эта группа станет более сговорчивой и пойдет на контакты с Россией. Но при этом они все равно будут тянуть время, например, год-два оставаться у власти якобы для подготовки выборов, потом проведут их в наилучший для себя момент, а все это время в страну будет заходить оружие и строится новая линия обороны по текущей ЛБС.

В итоге, условно, к концу сроку Трампа, Западная Европа получит перезагруженного Зеленского с достаточно высокой легитимностью. Чтобы продолжать войну и снова вливать деньги в конфликт, а там может подоспеть и Демпартия США на американских выборах, чтобы скинуть Трампа.

Вывод из этого один: даже если мы что-то знаем, то не на все можем влиять. Поэтому, дорогой читатель, самое время, например, собраться с силами и посадить подорожавший картофель. Как бы ни развивались мировые события, делать надо то, что от нас зависит, а не ждать у моря погоды.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59