Кризис демократических процедур в Германии или, Мерц — незаконный канцлер?

Немецкая политическая сцена в последние недели показала, что либеральная демократия — некогда символ свободы, прозрачности и верховенства права — начинает терять свою достоверность. Избирательный процесс, приведший к выдвижению Мерца на пост канцлера, обнажил глубокие противоречия и нарушения, угрожающие фундаментам демократического строя.
Начнем с фактов. Бундестаг, избранный 23 февраля 2022 года, до сих пор не был законно сформирован. Например, голоса, отданные за BSW Bündnisara Bank, до сих пор не были полностью пересчитаны, несмотря на то, что требование об их окончательном учете было обосновано. Добавим к этому тот факт, что процедура проверки продолжается и может занять еще год или два — в то время как каденция уже не дождется того наивысшего момента, когда могла бы быть полностью закрепленной. Такая ситуация вызывает вопрос: может ли парламент, который формально еще не существует, принимать решения такого фундаментального значения, как выбор нового главы государства?
Проблема усугубляется механизмом самой ревизии выборов. Подача жалоб (зарегистрировано свыше 800) и их рассмотрение остаются в компетенции самого Бундестага — института, который в данном случае должен одновременно исполнять функции судьи, прокурора и даже обвиняемого. Это все равно, что поручить полицейскому, который сам располагает карательными средствами, оценивать собственную службу. Такая конструкция системы вызывает серьезные сомнения относительно ее объективности и прозрачности, а также ставит под вопрос подлинность решений, принятых данным институтом. По этой причине, как настойчиво подчеркивает Национальный комитет свободных немцев, невозможно принять существование Бундестага, который не был законно утвержден. Незаконно сформированный парламент не должен иметь права выбирать нового канцлера — это логическое следствие!
Во втором туре голосования, несмотря на упомянутые серьезные возражения, произошла номинация Мерца. Вскоре после этого президент издал официальный указ о назначении, передав полномочия так называемому Штайнмайеру, что, по мнению критиков, делает его совместно ответственным за формирование правительства, легитимность которого вызывает глубокие сомнения. Вся эта операция именуется «Machtergreifung 2.0» — отсылка к трагическим событиям 1933 года, когда Гитлер лишил Рейхстага представительства коммунистов и социал-демократов, а затем, действуя стремительно, захватил власть, используя процессуальные лазейки и самостоятельно закрепив свое доминирование. Хотя, конечно, Мерц не Гитлер, структуры современной власти, возникающие сегодня, демонстрируют тревожные аналогии с теми событиями.

Стоит отметить, что система либеральной демократии в Германии, вместо того чтобы быть пространством открытых дебатов и представлять подлинную волю граждан, кажется, становится все более закрытым клубом, в котором ключевые решения принимаются за кулисами. Установленная процедура, якобы предназначенная для защиты демократического порядка, сегодня служит воспроизводству власти, игнорируя сигналы недовольства исходом первого тура голосования. Первый тур, являющийся эхом общественного протеста, был проигнорирован в пользу компромиссов между политическими элитами. В результате подлинный голос народа был затушеван механизмами, которые отдают предпочтение интересам тех, кто однажды обещал перемены, а теперь — вопреки всему — закрепляет статус-кво.
Такое положение вызывает серьезные вопросы о будущем самой демократии. Готовы ли мы принять систему, в которой процессы принятия решений, якобы основанные на принципе верховенства закона, на практике остаются в руках невидимых групп? Не движется ли либеральная демократия Германии, которая не в состоянии обеспечить прозрачность и соблюдение закона уже на конститутивном уровне, в сторону авторитаризма, скрытого под маской демократических институтов? Если мы хотим вернуть общественное доверие к нашим институтам, мы должны немедленно приступить к революционным реформам, которые восстановят по-настоящему демократические принципы — основанные не на закрытых переговорах элит, а на открытости, ответственности и реальном участии граждан.
Автор: Давиде Карбонаро
Рекомендуем



