Военкор Аким Апачев о современной войне и сотрудничестве с Чичериной

За этим музыкантом из Мариуполя охотилась «Кровавая барыня». Но русский рэпер Аким Апачев интервью Ксении Собчак не дал, а на вопросы «МП» ответил. Военкор и автор комиксов Апачев рассказал об «ихтамнетах», современной войне на Украине и в Сирии, о сотрудничестве с Чичериной.
Вопросы про смерть
— Ты приехал в Минск в гости и посетил воинскую часть 3214. Ребята из военно-патриотических клубов задавали тебе вопросы. Какой из них поразил тебя больше всего?
— Я много работаю с молодежью в том числе на присоединенных и освобожденных территориях — на Донбассе, в Новороссии. У них есть вопросы, на которые мы не всегда отвечаем. У меня есть собственные дети, которые меня расспрашивают, и я им часто пытаюсь объяснить происходящее. Поэтому важно и нужно с молодежью говорить на ее языке. Не вот этими взрослыми понятиями оперировать, а опускаясь на ее уровень, гораздо проще и эмоциональнее объяснять, почему эти процессы происходят. И с «Юнармией» мы работаем в новых регионах Российской Федерации. Эта молодежь еще полтора года назад была проукраински настроенной, а сегодня они настоящие русские люди. И в Беларуси ребята задавали мне похожие вопросы. Везде наша молодежь думает примерно об одном.
— Ты был в Сирии, снимал там происходящее. Спрашивали тебя белорусские ребята про смерть?
— Да, но нужно понимать, что это будущие военные и у них свой интерес во всем этом. Много вопросов было про то, что такое современная война. И чем СВО на Украине отличается от войны в Сирийской Арабской Республике. Мы же сейчас входим в эпоху новых сетецентрических войн с большим числом беспилотных летательных аппаратов, ударных БПЛ-камикадзе. То есть технологически мы вышли на уровень фильма-фантастики, а ментально еще остались в прошлом. Молодежь это улавливает и пытается соответствовать духу времени.

Аккордом по жизни
— Когда к тебе пришло музыкальное вдохновение? Как ты решил присоединиться к украинско-российскому противостоянию на информационном поле боя при помощи творчества? Что сподвигло?
— До 2014 года я жил и работал в Мариуполе на местном телевидении, занимался музыкой. Но это было без какого-то глубокого сакрального смысла, а в 2014 году, когда началась война, я поехал в Донецк. Потому что я был частью исторического процесса, мы проводили референдум о самоопределении в самопровозглашенной Донецкой Народной Республике. В тот период возникли проблемы у всех моих друзей и у меня в том числе, надо было покидать уже Мариуполь, СБУ объявила на нас охоту, поэтому я переехал. В Донецке мы организовывали первое телевидение «Новороссия-ТВ». И тогда я музыкальную карьеру подвинул на второй план. Мне казалось важнее работать именно в среде журналистов-военкоров, запустить первое телевидение. Я с музыкального фронта уже переместился на информационный.
А в 2021 году решил попробовать сделать что-то музыкальное. И выпустил песню «Лето и арбалеты», которая теперь всем известна. Уже музыка моя была в ротациях, даже занимала какие-то строчки хит-парадов. Ну, тогда я понял, что нужно сконцентрироваться больше на музыкальном направлении. К нему я пришел после штурма Мариуполя, который освещал как военкор. Мариуполь — мой родной город, я не мог не принять участие. Я с камерой в руках — от начала штурма и до конца — освещал освобождение города. И там написал песню «Пливе кача» по мотивам штурма «Азовстали». Это не самая популярная по прослушиванию песня, но, пожалуй, самая обсуждаемая, потому что она на украинском языке. Это мой диалог с украинским военнопленным. Это первая попытка говорить о наших смыслах на украинской мове.
Аким Апачев нарисовал комикс для музыкального видеоклипа Юлии Чичериной на композицию «Пересвет».
— Родным языком ты считаешь все-таки русский?
— Естественно, в быту пользуюсь русским языком, но мне несложно перейти на украинскую мову. Более того, зная украинский, я разумею и белорусскую мову. Гриша Азарёнок подарил мне книжку — сборник сочинений Янки Купалы, и вот я читаю, и мне все понятно. Есть, конечно, отдельные слова, которые непонятны, но в целом конструкция понятна.

— Меня удивил твой рассказ про Сирию с точки зрения операторской подачи материала. Как там по-особому относятся даже к тому, как правильно поставить ноги в кадре.
— Да, нельзя направлять ноги в сторону человека, с которым ведешь диалог. Более того, нельзя поднимать подошвы — это знак неуважения. Обратите внимание, как сидят люди на всех арабских встречах, какое у них положение ног. Никогда нога на ногу не забрасывается, потому что это тоже знак неуважения. Ну, и вообще там к обуви другое отношение. Помните, как на одной из пресс-конференций в Буша бросали ботинки? Это же максимальное проявление неуважения было.
Вообще, арабский мир мне очень понравился! Перед тем, как поговорить о чем-то важном, где-то полчаса они должны друг с другом церемониал соблюсти — выпить кофе, спросить, как дела, рассказать о своей семье, расспросить, как дела у семьи собеседника. Поначалу это несколько напрягало. Уже, кажется, прошло 15 минут встречи и надо срочно менять локацию, но нет, здесь так не принято, надо соблюсти протокол. Конечно, это занятно, в этом прелесть арабского мира — свой подход во всем.
Сегодня Сирийская Арабская Республика является нашим главным союзником на Ближнем Востоке. Отмечу: если бы не помощь Российской Федерации, весь регион полыхал бы ярким пламенем. Это все перекинулось бы на Турцию и дальше к нам, через Кавказ пришла бы угроза. Потому что цель Исламского государства — как раз-таки борьба с сирийским президентом и врагами США в целом. Они же пытались просочиться неоднократно на территорию России.
Мы не раз обнаруживали в Сирийской Арабской Республике факты накачки боевиков оружием именно с американских баз. Мы нашли трекер передвижения транспортного средства с пулеметной точкой. Оказывается, машина заехала из Иордании, числится за американской военной базой, а потом каким-то образом оружие попадает в руки боевиков. Причем эта же база накачивает оружием и курдские формирования, которые условно борются с ИГИЛ. Одни накачивают одних, а другие других, дабы Штаты могли обосновать свое присутствие в сирийском регионе. Я думаю, после того как мы закончим с Украиной, надо будет разобраться с нашими заокеанскими партнерами в Сирийской Арабской Республике и т. д.

Лето и арбалеты
— Аким, а что за музыкальный жанр у тебя такой — «ландскнехт хип-хоп»?
— Это иронизация! «Лето и арбалеты» — шуточная песня. Мне тогда попался Твардовский и его «Василий Теркин». Этот главный герой — тот, кто в нужный момент просто скажет какую-то шутку и таким образом сбросит накал. Были в этой поэме серьезные сцены, такие как поединок с немцем, но всегда оставалось еще место улыбке. Нельзя все время воевать на серьезных щах, и я всегда говорю: «Если нам суждено умереть, давайте сделаем это немножко веселее!» Тогда как раз приехали друзья мои из Сирийской Арабской Республики, это уже после моей командировки туда было, и я вдруг подумал: а если бы Василий Теркин пошел в ЧВК «Вагнер»? «Лето и арбалеты» — это моя попытка поместить Теркина в современную среду и осмысление, как бы он там себя чувствовал.
— Как тебе, рэперу, работалось с Юлией Чичериной? Знаю, что она такая патриотка, она на Донбассе много-много лет и практически там живет.
— Юлия Дмитриевна в 2015 году нырнула в этот окоп и до сих пор из него не выныривает. Отмечу, что тогда культурное поле Российской Федерации было агрессивно настроено по отношению к тем, кто поддерживает Донбасс. Ее просто выдавили со всех радиостанций и песни перестали ставить в эфиры. К тем, кто поддерживал Донбасс, было негативное отношение и внутри музыкальной среды, и только сейчас оно начинает медленно меняться, а хотелось бы побыстрее.
Чичерина пожертвовала всем: концертами, деньгами, но она была с народом Донбасса все это время. Однажды я у нее спросил: «А сколько ты за это время провела концертов здесь?» Она говорит: «Я не знаю, было такое, что по пять-шесть концертов в день». То есть это тысячи концертов, которые она дает не за деньги.
Сейчас приезжают на Донбасс деятели культуры, которые утверждают: «Я с вами», — пытаются следовать за повесткой, но нет. Есть исполнители, которым мы верим и всегда верили.
На теле рэпера находятся две наколки — два арбалета на правой и левой руках, смысл которых музыкант публично не поясняет. Поскольку у его поклонников существует несколько трактовок значения этих татуировок, Апачев не хочет никого разочаровывать.