Прославил родную деревню и Беларусь в годы ВОВ. Подвиг летчика–штурмовика Павла Можейко
Представляем земляка — Героя Советского Союза Павла Викторовича Можейко.
*** Великую Отечественную войну встретил уже опытным лётчиком в Киевском особом военном округе на должности военного комиссара авиационной эскадрильи 86-го скоростного бомбардировочного полка;
*** Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчикам с июня 1941 года на Юго-Западном, Воронежском, 1-м и 4-м Украинских фронтах, не раз отличился и награждался, дойдя до победного мая 1945 года;
*** К концу 1944 года на счету Павла Можейко 75 боевых вылетов, он награждён тремя орденами и назначается на должность командира первой эскадрильи 525-го штурмового авиаполка;
*** В апреле же 1945 года на Павла Викторович Можейко оформляется наградной лист к присвоению ему звания Героя Советского Союза, вот выдержки из этого исторического документа:
«На боевые задания, особенно на самые важные цели и в сложных метеоусловиях, сам лично водит эскадрилью и своим личным примером учит летчиков смелости в бою, высокому боевому мастерству, грамотному противозенитному маневру и борьбе с истребителями и зенитными средствами противника.
За мощные штурмы и бомбовые удары по войскам противника тов. Можейко неоднократно получал хорошие отзывы и благодарности от наземных войск.
Вывод. За совершенные 107 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку войск противника, за уничтожение живой силы и техники, за высокое мастерство летного состава, за проявленный героизм и бесстрашие в боях с немецко-фашистскими захватчиками достоин высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза».
И Указом Президиума Верховного совета СССР от 29 июня 1945 года майору Можейко Павлу Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Так белорус Павел Можейко, уроженец деревни Сапожки, ныне Кормянского района Гомельской области, прославил Беларусь и увековечил свое имя!
От ученика сапожника до военного летчика страны советов
Родился Павел Можейко в семье рабочего-железнодорожника, в два года остался без отца, рос в городе Лоев Гомельской области, куда переехала мать, вторично выйдя замуж. Здесь он окончил 5 классов местной школы, затем учился у кустаря сапожному ремеслу. А с 1928 года жил у двоюродного брата, в городе Добруш Гомельской области, где в 1931 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при бумажной фабрике. Трудовую деятельность начал на бумажной фабрике им. Профинтерна в поселке Ново-Борисов, но вскоре был выдвинут на комсомольскую работу – был заведующим школьным отделом райкома комсомола в городе Борисове.
В декабре 1931 год Павел Можейко был призван в Красную Армию и направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. По окончанию учебы в 1933 году зачислен курсантом в 3-ю военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в городе Оренбурге, которую успешно окончил в ноябре 1935 года.
По выпуску военный летчик Павел Можейко службу проходил в истребительных и бомбардировочных частях Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии: младшим летчиком, старшим летчиком, командиром авиационного звена. Летал на самолетах И-15, ТБ-1, ТБ-3. А в ноябре 1939 года он окончил курсы военных комиссаров-летчиков в городе Сталинграде с присвоением ему воинского звания «старший политрук», и был направлен в Киевский особый военный округ на должность военного комиссара эскадрильи 86-го скоростного бомбардировочного полка. В этой должности и встретил наш земляк начало Великой Отечественной войны.
Эпизоды боевого пути Павла Можейко
В составе своего полка на Юго-Западном фронте старший политрук Павел Можейко совершил первые 2 боевых вылета на самолете СБ. Затем был назначен военкомом 6-го бомбардировочного авиационного полка в Сталинградском военном округе, но рвался на фронт. И вернувшись на фронт в июле 1942 года, Павел Можейко был заместителем начальника политотдела 207-й истребительной авиационной дивизии на Воронежском фронте, заместителем командира полка по политической части 878-го смешанного авиационного полка. А летом 1943 года наш земляк в 4-м отдельном смешанном учебно-тренировочном авиационном полку прошел переподготовку на самолет-штурмовик Ил-2, и до конца Великой Отечественной войны воевал в авиационных штурмовых полках, показывая образцы смелости, летного мастерства и умения руководить, став командиром штурмовой авиационной эскадрильи.
Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны фронтовая профессия летчика-штурмовика считалась одной из самых опасных, так, по статистике, потери штурмовиков были вдвое выше, чем у истребителей, которые вступали в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех, в то время как фактически любая штурмовка проводилась под ожесточенным огнем противника. Став главной ударной силой советской авиации, штурмовые полки расплачивались за победы большой кровью — жизнями летчиков и воздушных стрелков–радистов Ил-2. Их не зря окрестили «смертниками»: каждый их боевой вылет превращался в «русскую рулетку» и самоубийственное «чертово колесо», с той лишь разницей, что они не спускались, а взлетали в ад…
Нынешнему молодому поколению наших соотечественников очень сложно осознать, а тем более прочувствовать, что значило воевать на «горбатом» (фронтовое прозвище «ила», прим.), каково это — день за днем лезть в самое пекло, в, казалось бы, непролазную чащу зенитных трасс и бурелом заградительного огня, какие шансы были выжить после атаки немецких истребителей и насколько уязвима броня «летающего танка», защищавшая лишь от пуль и осколков, как выглядела кабина самолета-штурмовика после прямого попадания вражеского снаряда, каково возвращаться с задания «на честном слове и на одном крыле…» и гореть в подбитом «Иле», как часто недолго жили и страшно умирали наши летчики-штурмовики — и какую цену они платили за право стать для врага «Черной Смертью»…
В годы Великой Отечественной войны 2271 авиатору было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. При этом, больше всего Героев дали стране представители штурмовой авиации — 860, затем шли истребители — 836, бомбардировщики — 203, разведчики — 86, пилоты транспортной авиации — 23, воздушные стрелки — 18, военные комиссары и политработники — 16 человек.
Из 65 советских авиаторов награжденных двумя медалями «Золотая Звезда», летчики — штурмовики также занимают ведущее место — 27 человек, затем идут истребители — 26 и бомбардировщики — 10 человек.
Наш земляк Павел Можейко доблестно воевал , судьба его оберегала, он к концу 1944 года совершил 75 боевых вылетов, был награжден тремя орденами.
В декабре 1944 года майор Павел Можейко прибыл на должность командира 1-й эскадрильи в 525-й штурмовой авиационный полк, с которым прошел до Победы. За первые два месяца боев эскадрилья под его руководством совершила 218 успешных боевых вылетов с потерей только одного экипажа. Комэск сам водил эскадрилью на задания, в период наступления совершая по 2-3 вылета в день, лично произвел 31 боевой вылет, и был награжден вторым орденом Красного Знамени.
А к апрелю 1945 года майор Павел Можейко совершил 107 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку железнодорожных эшелонов, огневых позиций, скоплений войск противника, нанеся ему значительный урон. Эскадрилья под его руководством совершила 267 успешных боевых вылетов. На боевые задания, особенно на важные цели и в сложных метеоусловиях, командир лично водил эскадрилью, и 19 апреля 1945 года он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Ко Дню же Победы на счету Павла Можейко было уже 112 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.
Послевоенный период и память о земляке–герое
После Великой Отечественной войны Павел Можейко продолжил службу в Военно-Воздушных Силах, выйдя в запас в 1950 году, тогда же он и вернулся на родину. Жил и работал Герой Советского Союза Павел Можейко в городе Добруше Гомельской области.
Имя Героя носит улица на его малой родине — в деревне Сапожки Кормянского района.
Пионерскому отряду средней школы деревни Коротьки того же района было присвоено его имя. Памятный знак Герою Советского Союза Павлу Можейко установлен в городском поселке Корма, а в областном центре, в Гомеле, его имя начертано на памятной доске на здании ДОСААФ в числе других выпускников Гомельского аэроклуба, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Малая родина Героя — деревня Сапожки Кормянского района, там есть, как мы уже знаем, улица Можейко. Но и в Добруше по праву считают легендарного летчика своим. И не только потому, что на добрушской земле он похоронен, всего в нескольких десятках метров от дома, им построенным. Здесь он жил и работал многие годы после завершения военной карьеры.
Как жил и каким запомнился добрушанам Герой Советского Союза Павел Викторович Можейко?
*** Очень скромным, помогал соседям. К нему обращались по любому поводу, и он никому не отказывал в посильной помощи.
*** Характер его соответствовал внешнему виду. Даже в солидном возрасте сохранил статную походку. Выписывал много газет, читал их от корки до корки и исключительно вслух.
*** Впечатляла и его искренняя любовь к своей жене. Любимая им Мария Федоровна была рядом с мужем и когда тот красил забор, и на официальных мероприятиях, и на крыльце своего дома. Надо сказать, что Мария Можейко с тремя детьми пережила оккупацию, и именно к семье, в Добруш, прилетал в первые же дни после освобождения района Павел Викторович, дабы удостовериться, что с родными все в порядке.
*** И всегда он был в гуще событий и среди земляков: за трибуной, беседуя в кругу школьников, проводя экскурсию в музее, в одном ряду с Героями Социалистического Труда неся Красное Знамя впереди праздничного шествия на демонстрациях.
О том, что память о земляке-герое жива свидетельствуют и строки в местной газете :
«Герой Советского Союза Павел Викторович Можейко совершил 112 боевых вылетов. В 1950 году уволен в запас в звании подполковника и переехал на постоянное местожительство в город Добруш. В 1954 году он был избран председателем Добрушского городского Совета депутатов. При его содействии начались работы по газификации города.
Находясь на заслуженном отдыхе, принимал активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения на героических примерах защитников Родины. Частым и желанным гостем был в учебных заведениях города, в трудовых коллективах.
Умер Павел Викторович Можейко 19 января 1987 года и похоронен в г. Добруше.
Хорошие воспоминания и уважение о героическом военном прошлом Павла Викторовича Можейко навсегда останутся в наших сердцах».