Меню

Заставили платить, красить кроссовки и не дали телефоны — паралимпийцы о нюансах выступления в Париже

Фото: Виктор Изотов, НОК Беларуси, Минспорта Беларуси

Еще никогда белорусская делегация на Паралимпийских играх не была столь малочисленной. В Париж отправились всего восемь спортсменов (шесть пловцов и два легкоатлета).

Но верно говорят: важно не количество, а качество. Земляки привезли семь медалей, шесть из которых оказались золотыми. Просчитались те, кто мечтал о том, чтобы белорусы остались ни с чем. Кстати, более успешными для нашей команды были только Игры в Афинах-2024 и Рио-де-Жанейро-2016, когда было завоевано 29 и 10 наград соответственно. При этом наши, равно как и российские паралимпийцы, соревновались в нейтральном статусе, а значит, не поднимались в честь их побед национальные флаги и не звучали гимны. Поэтому выступление можно и нужно назвать феноменальным и где-то даже героическим, учитывая проблемы со здоровьем.

8 сентября наши паралимпийцы вернулись на родину, где им организовали, без преувеличения, радушный прием. Ребята устали после долгого перелета, не удалось задать все интересовавшие вопросы, и поэтому 11-го числа генеральный секретарь Паралимпийского комитета Беларуси Николай Шудейко, пятикратный чемпион Игорь Бокий, чемпион Егор Щелканов и серебряный призер Дмитрий Солей вновь встретились с журналистами, в том числе и в режиме онлайн.

Подготовка к Играм прошла в непростых условиях из-за санкций. Все началось еще в 2022 году, когда в течение одного дня нашу сборную допустили выступить в Токио, а затем отправили домой с формулировкой из-за начала СВО. Через неделю Международный паралимпийский комитет отстранил всех наших спортсменов от участия в любых стартах.

— Естественно, начали бороться за восстановление в правах, — рассказал Николай Шудейко. — Доказывали, что не нарушили ни одного пункта устава МПК. Там стали задумываться. План подготовки при этом не меняли, чтобы в любой момент быть готовыми вернуться. Подали апелляцию в Арбитражный трибунал, который принял нашу сторону. Нам же в ПМК заявили: решение уважаем, но будем поступать сообразуясь со своими принципами. То есть, налицо была дискриминация по национальному признаку. На внеочередной генеральной ассамблее большинство делегаций было против нашего исключения, но МПК протащил пункт о приостановлении нашего членства на два года. Однако разрешили выступать на Паралимпиаде. Так что примерно с октября прошлого года мы уже знали о том, что поедем.

Но это были еще не все трудности, с которыми столкнулись наши спортсмены. В ряде видов завершились квалификационные отборы, пришлось шить форму по чужим лекалам, где даже и намека не должно было быть на цвета, которые имелись на национальном флаге. Первый комплект не утвердили, второй прошел просмотр.

— Доходило до маразма, — вспоминает Николай Шудейко. — Нельзя даже было рот открывать на пьедестале почета, чтобы не подумали, что поем наш гимн. Девчонки не могли покрасить ногти опять-таки в цвета, присутствующие в национальном флаге. Наконец, заставили платить за проверку на нейтральность. А это минимум 650 евро с человека. На резонный вопрос: это же ваша инициатива, почему мы должны искать деньги, ничего не пояснили. И где нам их взять? В бюджете такого не заложено. Ребята оплатили сами эти расходы и поехали. А уже в Париже случился вообще вопиющий эпизод. Наши легкоатлеты перекрашивали кроссовки, потому что они были белого цвета.

Кроссовки, впрочем, это мелочь. А вот Егор Щелканов столкнулся с тем, что нельзя было пронести белое полотенце в бассейн. По словам Шудейко, россияне подняли скандал, вызвали представителей оргкомитета. Была создана спецкомиссия, которая решила, что оргкомитет переусердствовал.

— Я действительно не понимал, почему, — подтвердил он. — И вновь никто и ничего не объяснил.

Игорь Бокий выиграл все пять дистанций в Париже. Он считает, что болельщики прекрасно знали, откуда он и остальные ребята. Но признался, что на душе стало тревожно, когда понадобилось оплатить проверки.

— Вдруг не допустят, мелькала мысль, — вспоминает он. — Но подготовка шла своим ходом, а полегче стало, когда поехали на первые соревнования после отстранения.

Пятикратный чемпион также вспомнил о питании в деревне, духоте в комнатах и положительной реакции соперников на форму сборной Беларуси.

— На предыдущих Паралимпийских играх еда была действительно лучше, здесь же у меня сложилось ощущение, что мы приехали поститься. В комнатах было жарко, хотя вплоть до последнего не верил в рассказы олимпийцев про не лучшие условия. На самом деле спать было тяжело, окно открыть ночью прохладно, комары налетали тут же. Спасибо, что принесли вентилятор. В автобусе же было душно.

Случился с Игорем и эпизод, когда во время награждения украинцы не стали фотографироваться.

— Они старались обходить нас стороной, не общаться, — пояснил Бокий. Но после заплыва поздравили меня и честно признались, что им запрещены любые контакты с нами. Поэтому, говорили, мы уйдем с пьедестала, когда надо будет делать общее фото. Что я чувствовал? То, что все равно все знают, откуда я, какую страну представляю.

На Олимпиадах спортсменам спонсоры Игр вручают подарки. Спонсором МПК является известный бренд Samsung. Все паралимпийцы получили от компании мобильные телефоны, но только не белорусы и россияне. Объяснили это экономическими санкциями против стран.

— Я задал вопрос представителям компании: но это же подарки, а не коммерческое изделие. И опять никакого ответа, как и в других случаях, — пояснил Николай Шудейко.— Но как бы не старались вставлять нам палки в колеса, с каждым днем было заметно, как растет симпатия зрителей к нашим спортсменам. Человеческие отношения между людьми не убить никакими санкциями и преградами. Мы же продолжим борьбу за восстановление своих прав.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59