Меню
Голас Любаншчыны

Судьба в авиации. Рассказываем о жизненном пути Героя Советского союза Степане Красовском

Фото: из открытых интернет-источников

Маршал авиации, Герой Советского Союза Степан Красовский, будучи начальником Военно-воздушной Академии с 1956 по 1968 годы в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, по свидетельству слушателей Академии тех лет, обязательно встречался со слушателями и всеми желающими жителями города Монино и рассказывал о подвигах, о труде и о жертвах, принесенных во имя Величайшей Победы. И на эти его ежегодные откровения, несмотря на отсутствие каких-либо объявлений, собиралась масса народа, большой киноконцертный зал Дома офицеров набивался полностью, ибо знали, что такого о Великой Отечественной войне вряд ли услышишь и нигде не прочтешь.

А после своих воспоминаний Степан Акимович еще и отвечал на многочисленные вопросы зала, не ограничиваясь ни временем, ни тематикой. Однажды на вопрос за какой подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза, маршал авиации Красовский ответил так:

«Я подвигов не совершал, я исполнял свой долг перед Родиной и народом. После Победы всем Командующим армиями, проявившими себя умелыми военачальниками, было присвоено это почетное звание. Впрочем, и в боевой жизни у Командующих случались поступки, которые можно назвать героическими».

Вот так, без всякого пафоса, Герой Советского Союза, маршал авиации, белорус Степан Акимович Красовский жил и служил советскому народу.

Биография Степана Красовского, участника трех войн

Будущий маршал авиации и Герой Советского Союза Степан Красовский родился в деревни Глухи Быховского уезда Могилевской губернии. В 1915 году он окончил 2-х классное приходское училище в городе Быхове и работал в почтовом отделении.

Будучи мобилизованным в армию царской России в мае 1916 года, наш земляк и сделал в ходе Первой мировой войны первые шаги в авиации. Он окончил курсы механиков беспроволочного телеграфа Западного фронта в Минске, был произведен в унтер-офицеры и получил назначение в авиаотряд 20-го армейского корпуса Западного фронта. Так судьба привела крестьянского парня из белорусской деревни в авиацию. А в октябре 1917 года Степан Красовский вступил в Красную гвардию, в феврале 1918 года в создаваемую Красную Армию и до мая 1919 года служил мотористом 3-го Тверского авиаотряда. Участвовал Степан Красовский в Гражданской войне, воевал на Уральском и Закавказском фронтах.

С мая 1920 года Красовский стал уже летчиком-наблюдателем, а затем и комиссаром 1-го Азербайджанского авиаотряда ВВС 11-й армии Кавказского фронта. После окончания военных действий, до 1925 года, Красовский продолжал службу в авиации Красной Армии на комиссарских должностях: военкомом сводного 47-го Закавказского авиаотряда, а затем эскадрильи «Красная Москва» ВВС Московского военного округа.

В дальнейшем Степан Красовский служил, учился (в 20-ые годы окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС Красной Армии, в 30-ые Военно-Воздушную Академию имени Н. Жуковского), рос в должностях и воинских званиях. Так, в 1935 году ему было присвоено воинское звание комбрига, а в 1938 году он получает назначение командиром Мурманской авиационной бригады, одновременно он заместитель Командующего ВВС 13-й армии, в этой должности Степан Красовский и участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 годов. По окончании боевых действий, в апреле 1940 года, его назначают начальником Краснодарского военного авиационного училища летчиков, затем Командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа.

В начале Великой Отечественной войны генерал-майор авиации (звание присвоено в июне 1940 года, — Прим. Авт.) Степан Красовский командует ВВС 56-й отдельной армии Южного фронта. В этой должности участвовал в Ростовских оборонительной и наступательной операциях. С января 1942 года — Командующий ВВС Брянского фронта. В мае — октябре 1942 года — командующий 2-й воздушной армией на Брянском и Воронежском фронтах. Под его командованием соединения армии принимали участие в воздушном обеспечении оборонительных операций войск весной и летом 1942 года на воронежском направлении. В ноябре 1942 года Степан Красовский назначен Командующим 17-й воздушной армией на Сталинградском и Юго-Западном фронтах. Под командованием генерал-лейтенанта авиации Красовского (звание присвоено в декабре 1942 года, — Прим. Авт.) 17-я воздушная армия участвовала в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, в Острогожско-Россошанской операции и в наступлении на донбасском направлении. А с марта 1943 года и уже до конца Великой Отечественной войны, Степан Акимович вновь командует 2-й воздушной армией.

Соединения этой воздушной армии под его командованием сражались на Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовали в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской и Берлинской наступательных операциях. Летные экипажи 2-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации Красовского совершили более 300 тысяч боевых самолето-вылетов, провели более 6 тысяч воздушных боев, уничтожили в воздухе и на земле более 7 тысяч самолетов противника.

И малоизвестные факты из военной поры Степана Красовского, по книге его земляка — Сергея Жижияна.

Эти эпизоды дополняют официальную биографию маршала авиации, Героя Советского Союза Степана Акимовича Красовского, характеризуют его не только как крупного военачальника, но и как человека, ценившего других, любящего и заботливого сына, и так много сделавшего для страны и своей малой родины.

***

Как генерал Красовский захватил немецкий истребитель и пленил его летчика:


«…Из-за горизонта появился самолет. «Мессершмитт-109»! Немецкий истребитель! Моему сопровождению команду «Маскируйся! Воздух!» давать не нужно: народ обстрелянный, сами знают. Они тут же укрылись в лесу и кустах. Остался на поле я один. Фашист сразу стал пикировать на меня. Уворачиваться от него не имело смысла — я знал: немцы отлично стреляли по точечным мишеням. Хоть и нелепо было погибать в самом конце войны, но слишком много было бы чести для немецкого истребителя, если б от него убегал советский генерал. В то же время фашист — я чувствовал — целился в меня, нужно было что-то делать. И еще не сообразив, как действовать дальше, я снял с головы шапку и стал ею призывно размахивать. Одет я был в полушубок. То есть не было видно, к какой воюющей стороне принадлежу. Вражеский летун так и не пустил по мне очередь крупнокалиберного пулемета…

Более того, он, пройдя возле меня, подпрыгнул на небольшую высоту и выпустил шасси. Своей команде я громко крикнул: «Ни с места!» Приземлив самолет, летчик подрулил к лесу и выключил мотор. Только открылся фонарь кабины, мелькнули привязные ремни и показалась голова немца, как мои солдаты набросились на вражеского «короля воздуха» и привели его ко мне…».

***

Как генерал Красовский защитил незаурядного летчика, ставшего Героем Советского Союза:

Степан Красовский командовал 2-й воздушной армией, факты из биографии летчиков которой, в том числе входившего в нее известного женского полка «ночных ведьм», легли в основу фильма «В бой идут одни «старики». Вот, например, белорус Николай Шутт, который воевал также лихо, как «Маэстро» из фильма.

Степан Красовский рассказывал, как он лично видел успешный бой Шутта с немецкими «Мессершмиттами». Красовский приехал в полк, где у него состоялся такой разговор с начальником штаба.

— Боец он хороший. Но зашибает, потому и не награждаем его, — говорил начальник штаба. — Водочку любит. Нет-нет да и хлебнет.

— На боевой работе отражается это его увлечение?

— Этого нельзя сказать, товарищ Командующий. Летает он хорошо. И всегда в форме держит себя. Водочку ему подносят, как бы в награду за сбитые самолеты. А парень он простой, отказаться не может.

— А вы не пьете?

— Как вам сказать… Иногда… в неслужебное время…

— Людей-то мы судить умеем, а себе многое прощаем. Вас вот не забыли наградить, и про выпивки вам не вспомнили, потому что к начальству стоите поближе, а летчика можно и не награждать. Обойдется. Пусть самолеты сбивает.

4 февраля 1944-го командира эскадрильи ,старшего  лейтенанта  Николая Шутта представили к званию Героя Советского Союза «за отличное выполнение 315 боевых вылетов и лично сбитые 14 самолетов противника и один в группе ».

***

Как генерал Красовский побывал в конце войны в родной деревне:

«Мы летели в Москву, на парад Победы. Маршал Конев разрешил мне по пути навестить родное село, и теперь я с нетерпением ждал свидания с близкими, которых ни разу не видел за всю войну…

На аэродроме командир авиаполка предоставил мне свою машину, чтобы доехать до отчего дома.

На чуть вздыбленном холме показались Глухи. Наш дом — неподалеку от околицы. Увидев запыленную машину с военными, вездесущие мальчишки с криком понеслись по селу, возвещая о приезде гостей. Вышла из дому и моя мать.

— Степан! — только и сказала она, обнимая меня, не в силах унять слез. А когда немного успокоилась, тяжело вздохнула и с горечью произнесла: — Василий и Игнат погибли под Москвой…

И снова в слезы. Мне уже было известно, что все мои пять братьев в годы войны защищали Родину, но судьбы их сложились по-разному. Андрей потерял правый глаз, Александр пришел без руки. Лишь Дмитрий остался невредимым».

Тот же Сергей Жижиян и рассказывал, что Степан Акимович Красовский после войны многое сделал для родной деревни Глухи:

«Еще в 1959 году Красовский купил школе два грузовых автомобиля ГАЗ-бЗ и ЗИС-5, активно откликался на просьбы земляков о помощи. В 1960 — 1970-х годах в деревне были построены школа, больница, клуб, ферма, совхозный парк, памятник соотечественникам, погибшим в период Великой Отечественной войны, общежитие для учащихся из других деревень, заасфальтирована дорога».

Память о нашем земляке

Именем Героя Советского Союза Степана Акимовича Красовского на его малой родине названа площадь города Быхова, а в Российской Федерации, в городах Воронеже и Монино — улицы. В городе Монино, где его имя особенно чтят, на улице его имени установлен бюст-памятник С.А. Красовскому, а средней школе № 3 присвоено его имя. 

А еще детищем нашего славного земляка в Монино стал и знаменитый, не имеющий аналогов, Центральный музей Военно-Воздушных Сил.

Вся его жизнь была посвящена Военно-Воздушным Силам Советского Союза, и Степан Акимович Красовский так и назвал свою книгу воспоминаний «Жизнь в авиации».

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59