Кто такие социальные иждивенцы и что с ними делать
Условия развития государства и общества требуют от каждого из нас максимальной нацеленности на результат. Беспредельная агрессия Запада, санкционная политика и разжигание вооруженных конфликтов — это реалии мировой политики и экономики. Как суверенной Беларуси обеспечить развитие общества и укрепить экономику? Ответ один: следует помнить о том, что каждый человек важен в этот непростой период развития нашей страны. Любые формы иждивенчества в нынешних условиях следует рассматривать как угрозу экономическому росту и развитию государства.
Под термином «иждивенчество» мы понимаем такой образ жизни, когда человек сознательно стремится обеспечить хорошие условия жизни за счет общества, а не за счет своих усилий.
Когда мы рассматриваем иждивенчество, мы ни в коем случае не касаемся тех, кто по состоянию здоровья или в силу возраста не может осуществлять экономическую активную деятельность.
В социально ориентированных государствах зачастую могут возникать ситуации, когда люди получают от государства/общества все необходимые социальные блага (бесплатное образование, здравоохранение), но участовать в создании совокупной прибавочной стоимости (валового внутреннего продукта в годовом исчислении) не спешат. Они примеряют на себя роль жертвы, страдальца. На работу не выходят, трудоустроиться не пытаются, собственные навыки и умения не совершенствуют, образования не имеют и получать его не хотят.
Все идет из детства
Как подобное возникает и распространяется в обществе? Ученые сходятся во мнении, что эта социальная проблема — 9 последствие того, что было упущено на этапе воспитания и становления детей в семье. Покровительство, освобождение от трудностей и неприятных обязанностей, преувеличение талантов и способностей, удовлетворение прихотей, нерегламентируемое поведение способствуют формированию у детей таких черт характера, как идживенчество, нетребовательность к себе, капризность, нерешительность, безынициативность, эгоцентризм, агрессивность, жестокость. Гиперопека, отношение к ребенку в семье как к кумиру, сокровищу, его превращение в «маменькиного сыночка» приводят к вышеописанному негативному социальному поведению.
Иными словами, мы сами, белорусские родители, взращиваем в своих детях ростки негативного социально-экономического поведения. В такой модели нет места труду, борьбе, росту, становлению… Интересно, что феномен иждивенчества в обществе тесно связан с понятием ответственности. Ответственности за свою жизнь и свое будущее. Зачастую молодые люди, не имея жизненного опыта, не зная, как поступить, с готовностью «отдают» свое право принимать решение кому-либо другому — с тем, чтобы в последующем в случае неудачи возложить всю ответственность на это лицо, принимавшее решение.
Все такому гражданину должны. Вначале –— родители, потом — учителя, школа, затем — работодатель, государство, власть…
Бегство от свободы
Этот эффект «избавления от ответственности» был ярко изложен Эрихом Фроммом в книге «Бегство от свободы». Автор исследует причины и механизмы, заставляющие человека отказываться от собственной свободы, которая становится для него психологической проблемой. Причиной тому служит чувство неуверенности, тревоги и отчужденности. В результате человек отказывается от ответственности и права определять свое будущее — он просто «плывет по течению».
Основной способ поиска работы в Беларуси, по данным Белстата, – это обращение к друзьям, родственникам, знакомым (65,3%).
Наряду с этим у таких людей присутствует желание нарушать нормы и правила общества — пойти на противоправные действия ради быстрой наживы. Так, согласно данным Белстата, в 2023 году из лиц, совершивших преступление, более 50 процентов — это нигде не работавшие и не учившиеся граждане (в количественном соотношении — 20 902 к 38 660). При этом 1256 преступников — это несовершеннолетние.
В белорусском обществе имеют место и интересные формы иждивенчества. К примеру, когда родители на попечительском совете принимают решение о добровольной финансовой поддержке учреждений образования и коллективной закупке воды, бумаги, а по факту оказывается, что некоторые целенаправленно игнорируют коллективные решения — выступают в роли преславутых «безбилетников».
Есть и такие, кто посредством различных юридических и финансовых махинаций получает сверхдоходы от деятельности юрлиц или незаконной коммерческой деятельности, а по факту нигде не работает. Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был как раз и направлен на выявление и принуждение к исполнению общественных обязательств таких недобросовестных граждан-«безбилетников».
При чем здесь ЦИПсО?
Надо отметить, западные центры психологических операций еще до 2020 года начали активно поднимать эту тему и освещать ее в совершенно негативных аспектах: якобы власть необоснованно сурова и настроена против бедолаг безработных. Часть населения даже как-то прониклась нагнетаемой информацией.
Известный ученый-экономист Вебер еще в конце XIX века ввел понятие «безбилетника» — когда человек пользуется благами, созданными всем обществом, уклоняясь от их оплаты.
В последующем данные взгляды были расширены работами Макконнелла и Брю. Последние ввели в экономическую теорию понятие «проблема фрирайдера» (от анг. free-rider problem, что трактуется как «эффект безбилетника») — экономический феномен, который проявляется в нежелании теми или иными лицами оплачивать общественные блага, которыми они пользуются.
Один из ярких примеров — уклонение граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ.
В настоящее время Беларусь, конечно же, знает, как пресекать деятельность западных информационно-психологических центров, но нам важно правильно донести до молодежи, что только собственный труд, работа над собой, образование позволяют стать свободным, самостоятельным и достичь благополучия.