Меню

«Шмидт не шумит»: какой сигнал послал экс-судья Польше

Шмидт
Фото: Диана Шибковская
Видео: Диана Шибковская

Изначально Варшава отрабатывала версию, что бывший судья Шмидт избит и действует под давлением (искали синяки на лице), потом пытались выставить сумасшедшим (непонятно, как тогда человек работал в польском Минюсте на высокой должности), а теперь любые выступления Томаша просто замалчивают.

Ситуация с аннулированием паспорта Шмидта говорит о том, что Варшава хочет ограничить его публичные перемещения, насколько это возможно, например, не дать выступить на международных площадках. Персональные санкции на уровне ЕС они ввести не могут, поэтому действуют втихую, чтобы не привлекать к фигуре Шмидта дополнительного внимания.

Поскольку Томаш в ответ заявил, что собирается выехать в Турцию для проверки действия паспорта, он, во-первых, показал, что имеет свободу перемещения и по доброй воле, а не по принуждению, находится в Беларуси. Во-вторых, он явно так уже делал, то есть посещал некие нейтральные страны, и хочет проверить, работают ли национальные ограничения за пределами Польши теперь. В-третьих, в своих выступлениях он всегда подчеркивал, что не передавал Беларуси какую-либо секретную информацию, то есть не совершал государственной измены и никаких законов Польши не нарушал. Действия последней с паспортом являются правовым произволом и, что особенно цинично — в отношении польского же судьи.

Можно заметить, что у Шмидта есть собственный стиль общения — он сдержан, доброжелателен, ироничен, то есть показывает, что не находится под чьим-либо воздействием. Можно сказать, что «Шмидт не шумит», то есть реагирует на произвол Варшавы удивленно, но интеллигентно, как весьма уверенный в себе человек. К слову, выглядит он довольным и устроенным. Само по себе такое поведение — сигнал Варшаве, что психологическое давление на него ничего не даст.

Вместе с тем, не все так просто. Польские спецслужбы умеют действовать грязно. Можно вспомнить судьбу Анджея Леппера, перспективного польского политика, бывшего министра сельского хозяйства, лидера крестьянской партии «Самооборона» — который в двухпартийной польской системы мог бы определять результаты парламентских выборов и влиять на формирование победившей коалиции. Леппер был большим другом Беларуси, поддерживал политику добрососедства, но был найден повешенным в офисе собственной партии в 2011 году.

С этого момента в польско-белорусских отношениях не просматривается никакой нормализации. Они были стабильно сложными, а пиком кризиса стала работа канала *Nexta (бывшего структурного подразделения *«Белсата»), который координировал массовые протесты. И даже смена власти в Польше эти отношения не улучшила.

Поэтому можно предположить, что осторожный Томаш не будет рисковать, а, тем более, быть на виду в странах, где активно и безнаказанно оперирует Польша, не важно, с паспортом или без. Беларусь в этом плане остается для него самым безопасным государством, возможно, даже больше, чем Россия.

При этом польский фактор в белорусской политике явно будет присутствовать и дальше. Глава МИД Польши Сикорский фактически сейчас побил все тарелки с Зеленским, между странами максимально плохие отношения, а стиль Киева в дипломатии с поляками — максимально наглый, даже базарный, чего серьезные люди в Варшаве искренне не поняли. Есть у поляков большие вопросы и по Волынской резне — признание факта геноцида поляков, а значит, осуждение Бандеры и Шухевича может стать принципиальным для Польши вопросом на пути вступления Украины в Евросоюз. То же самое касается украинского зерна и другой сельхозпродукции, которые поляки открыто не пускают на рынок ЕС.

Интересно и то, как будет меняться модель разговора Польши с Украиной: если на уровне руководства контакт не складывается, значит, поляки будут работать с олигархами, вооруженными силами и спецслужбами.

Поэтому, грубо говоря, сейчас все стороны в регионе набирают карты для большой игры друг против друга, которая будет вестись вокруг послевоенной Украины. Беларусь неминуемо окажется в центре всех этих процессов и противоречий, поэтому, безусловно, Томаш Шмидт, известный в Польше человек, один из тех, кто медийно «похоронил» судебную реформу PiS, является бесценной находкой для нашей страны.

*ресурсы признаны в Беларуси экстремистскими

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59