Меню

Лётчик на протезе и авиационный военачальник — история Александра Грисенко

Лётчик на протезе и авиационный военачальник — история Александра Грисенко

Из воспоминаний бывшего авиационного техника 521-го истребительного авиационного полка С. Ивлева:

«В августе 1942 года наш 521-й полк, понеся большие потери в боях за Ржев, был направлен под Саратов за получением новых самолётов. В этот период началось формирование трёхэскадрильных полков, так что большая часть нашей эскадрильи, особенно технического состава, была переведена во 2-й истребительный авиаполк, который сражался под Сталинградом.

Боевую деятельность под Сталинградом 2-й истребительный вёл с нескольких аэродромов. Со второй половины августа бои развернулись на ближних подступах к городу, и ожесточённые схватки не затихали ни днём, ни ночью. В конце августа противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Тут наши лётчики проявили удивительное мужество, воинскую доблесть и мастерство.

8 августа группу Як-1 в бой против целой армады фашистских бомбардировщиков повёл сам командир авиаполка полковник Александр Иванович Грисенко. Лётчики вступили в ожесточённый, неравный бой. Фашисты били из всех пулемётов и пушек по нашим машинам, но воздушные бойцы не дрогнули. Экономя боеприпасы, наши лётчики короткими и прицельными очередями крушили врага. Вот на одном из фашистских бомбардировщиков показался дымок — и он пошёл вниз, оставляя за собой длинный чёрный шлейф дыма. За ним загорелся второй, третий. Побросав где попало бомбы, фашисты начали удирать на свою территорию.

К сожалению, в этом бою полковник Александр Грисенко был тяжело ранен. Он с большим трудом приземлил повреждённый самолёт в прифронтовой полосе. Оказалось, что вражеский снаряд попал прямо в кабину истребителя, и осколком снаряда лётчику раздробило левую ногу. Командира тут же доставили в медсанбат, затем в госпиталь, где ногу ампутировали.

Забегая вперёд, скажу, что врачи выдали лётчику справку о том, что к лётной службе он не пригоден. Но Александр Иванович Грисенко не мог мириться с тем, что ему не придется больше ходить в атаки на боевом истребителе. Он добился приёма у командующего ВВС, который разрешил ему вернуться в боевой строй, на фронт. Вскоре А. И. Грисенко с ампутированной ногой сел в кабину самолёта. Пришлось освоить новый истребитель — «Аэрокобру», — и до конца войны лётчик храбро сражался на нём с фашистами, командуя авиасоединением».

Сегодняшняя зарисовка и будет об этом удивительном человеке, который во время Великой Отечественной войны повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широко известным благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Подвиг же Александра Ивановича Грисенко менее известен, но не менее значим!

Первая война шестнадцатилетнего Саши Грисенко, значимые успехи в творчестве и коренной поворот в судьбе

Шестнадцатилетним юношей Саша Грисенко вступил в комсомол, добровольцем ушёл в Красную Армию и успел повоевать в Гражданскую войну. Она стала первой войной в его судьбе, но не последней…

После окончания Гражданской войны Грисенко вернулся в родной Ростов и, будучи одарённым актёрским талантом, он совместно с другими активными комсомольцами создаёт комсомольский общественный театр, а затем и первую в молодой Советской России комсомольскую киностудию «Кинокомсомол».

А в снятом на студии полнометражном художественном фильме «Приказ №:», повествующем о подвигах молодых ростовских подпольщиков, Александр Грисенко сыграл главного героя.

В 1932 году он уже был помощником режиссёра на «Ленфильме» (фото в штатском), но в этом же году Александра Грисенко по большевистской мобилизации вновь призывают в Красную Армию, направляют в полк связи Ленинградского военного округа, где его назначают командиром взвода связи, а затем и помощником начальника штаба полка. Так Александр Грисенко стал красным командиром. И снова коренной поворот в его судьбе: как раз в этот временной период бурно развивалась советская боевая авиация, но недоставало кадров, и тогда было принято решение перевести в Военно-Воздушные Силы командиров, прежде всего членов партии большевиков, из других видов войск.

Александр Грисенко в их числе, и в 1933 году он был направлен на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В ноябре 1935 года он весьма успешно заканчивает её, становится лётчиком-истребителем и в декабре того же года назначается командиром звена в 33-ю истребительную авиаэскадрилью 142-й истребительной авиабригады Белорусского особого военного округа, базировавшуюся тогда в городе Бобруйске. Александр Грисенко быстро стал умелым лётчиком-истребителем, а, исполняя обязанности командира истребительного авиаотряда, он даже участвует в воздушных парадах над Красной площадью столицы. Кстати, тогда же он и знакомится с корреспондентом «Комсомольской правды» Юрием Жуковым, который впоследствии написал книгу «Крылья Китая. Записки военного лётчика капитана Ван Си», в которой рассказал о советских лётчиках-добровольцах, воевавших в 1938 году в Китае, оказывая помощь в войне с захватчиком – милитаристской Японией.

Воевал в Китае, приобрёл боевой опыт и стал командиром истребительного авиаполка

В 1938 году советские лётчики-добровольцы оказали помощь армии Китая в войне против агрессии милитаристской Японии, по дипломатическим причинам эта помощь не освещалась в прессе. Как позже стало известно, советские лётчики-добровольцы за время боёв в небе Китая проявили себя с наилучшей стороны, выполняя задачи, которые противнику казались просто невозможными.

Как, например, налёт 23 февраля 1938 года группы из 28 бомбардировщиков СБ под командованием капитана Фёдора Полынина (китайцы называли его Фынь По, прим.) на японскую авиабазу на острове Тайвань. Японцы считали остров недостижимым для китайской авиации и попросту не держали на нём средств ПВО. Итогом налёта стало уничтожение четырёх десятков японских самолётов, а все СБ вернулись на базу без потерь и повреждений.

Когда два месяца спустя японская авиация решила в отместку за этот налёт устроить массовую бомбардировку Уханя, то всего за полчаса боя из 45 вражеских самолётов советским и китайским лётчикам удалось сбить 22, потеряв при этом 12 своих. Результат настолько шокировал японское командование, что оно ещё в течение месяца запрещало своим лётчикам появляться в этом опасном районе.

Капитан Александр Грисенко также едет добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае Грисенко командует авиаотрядом и лично сбивает четыре японских боевых самолёта (фото, где лётчик на И-16 готовится к боевому вылету). И за образцовое выполнение задания Родины в небе Китая Александр Грисенко был награждён орденом Красного Знамени, а после возвращения в Союз ему, имеющему боевой опыт летному командиру, доверяют командование 2-м истребительным авиаполком в Особом Киевском военном округе.

Так, всего за шесть лет летной работы Александр Грисенко прошёл путь от курсанта летной школы до командира авиационного полка, вырос в воинском звании до полковника. Уверен, читатели согласятся, что для этого надо было быть действительно сильным лётчиком и умелым летным командиром!

Остаётся лишь добавить, что упомянутую книгу «Крылья Китая. Записки военного лётчика капитана Ван Си» её автор Юрий Жуков написал по рассказам именно героя нашей зарисовки Александра Грисенко (фото обложки книги).

Подвиг лётчика Грисенко в Великую Отечественную войну

Проведённая в начале июня 1941 года внезапная проверка обнаружила, что все самолёты 2-го истребительного авиаполка полковника Александра Грисенко, без приказа вышестоящего командования, находились в готовности взлететь и были снаряжены полным боекомплектом. Началось расследование, и комполка Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную боевую готовность грозило суровое взыскание. Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война.

На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. Но, в отличие от многих других авиационных полков, лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, они сами первыми атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война…

Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк полковника Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил на земле тысячи солдат и офицеров противника. Успешно руководя боевой работой полка, Александр Грисенко и сам лично сбил четыре вражеских самолёта: 2 Me-109 и 2 Ju-88.

Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду, противник бросил в бой свои лучшие силы. 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими самолётами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провёл в Свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Врачи спасли ему жизнь, но сохранить ногу было не в их силах.

«Ты не представляешь, что значит сознавать: ты неполноценен, ты калека, — писал Грисенко супруге. — Но есть старая пословица: если хочешь, то сможешь…»

Находившиеся на излечении в госпитале смотрели и поражались: одноногий полковник выбросил специальную подушку, на которой покоилась его культя, и часами держал её на весу, возвращая к жизни атрофированные мышцы. Спустя всего несколько месяцев он встал на протез, ходил, превозмогая боль, стараясь приучить себя к «деревяшке». А при выписке из госпиталя Грисенко выбросил трость и отправился прямиком в штаб Военно-Воздушных Сил.

Главком ВВС был в замешательстве: без сомнения, этот отчаянный полковник — прирождённый, да ещё и с боевым опытом! Но безногий истребитель — разве такое возможно?И всё же на обложку личного дела полковника Александра Грисенко легла такая резолюция командующего: «Разрешить в порядке исключения. С учётом боевого опыта назначить командиром истребительной дивизии».
И дивизия Грисенко и её командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия дивизии генерал-полковник авиации С. Н. Гречко:

«Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый. Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с «Мессерами». Истребительная дивизия полковника А. И. Грисенко действовала великолепно».

И это при том, что Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе «Аэрокобра», который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке!

А вот как вспоминает о комдиве Александре Грисенко фронтовой корреспондент Илья Бражнин, в своей книге «В Великой Отечественной…»:

«Вот приехал на разбор лётного дня в полк подполковника Сергея Ивановича Тимофеева. Комдив полковник Александр Грисенко невелик ростом, подвижен, несмотря на то, что вместо одной ноги у него протез. Глаза острые, внимательные. Приглядывается, прислушивается. Лётчик Фанин докладывает о бою, который вёл сегодня. Против его группы было 4 «Мессершмитта». Потом вдруг оказалось, что их только три. Стал оглядываться, куда делся четвёртый? А немец уже ему в хвост заходит. Хорошо, вовремя схватился.

Комдив слушал и чему-то усмехался. А после разбора вышел вперёд и похлопал по вытянутому

перед собой протезу: «Вот оно, нечётное число. Было 8 «Мессеров». Потом стало 7. Один внезапно исчез. Я не заметил. И нет ноги… Ищите чётное число врагов. Нечётного быть не может. Видите три — ищите четвёртого. Видите семь — ищите восьмого…»

Слушая полковника Грисенко, я оглядел сидевших на скамейках лётчиков. Они слушали его с напряжённым вниманием. Я перевёл взгляд на сухонькую крепкую фигурку комдива. Вот оно — ещё одно, и немаловажное, звено взаимосвязи и взаимовыучки в школе боевого мастерства, в которой я, наблюдая её, жил последнюю неделю. Вот ещё один из учителей в ней, и, как видно, учитель многоопытный, умелый, находчивый. Сделав собственный протез наглядным учебным пособием, он, думается, навсегда внедрил в сознание своих лётчиков важный закон чётности. Они могут, пожалуй, забыть любое другое поучение касательно этого предмета, но никогда не забудут сухого треска протеза под маленькой крепкой ладонью полковника.

Александр Грисенко — человек трудной судьбы, человек, поражающий своей неукротимой настойчивостью и волей. На войну он пришёл уже опытным и бывалым истребителем, воевавшим в качестве добровольца в Китае против японских захватчиков. Там он и открыл свой боевой счёт. К началу Великой Отечественной Грисенко командовал истребительным полком. Летом 1941 года полк стоял в лагерях под Киевом.

Июнь уже был тревожным. Война надвигалась, и такой опытный боевой командир, как Грисенко, не мог не видеть, не понимать этого. Видеть и понимать — для Грисенко значило обязательно и действовать. И за несколько дней до начала войны он приказал оружейникам зарядить стоящие на самолётах пулемёты боевыми патронами.

По тем временам это был риск, и немалый. Если бы начальство узнало о столь самостоятельных действиях молодого командира полка, его бы, по всей видимости, предали военному суду. Но, к счастью для Грисенко и многих киевлян, начальство об этом не узнало. А на рассвете 22 июня, когда налетели на Киев немецкие бомбардировщики, с полевого аэродрома мгновенно поднялись в полной боевой готовности истребители Грисенко.

Больше года прошло в непрерывных и отчаянных схватках с противником. Коричневые тучи уже надвигались на Волгу. Сталинградское небо было очень трудным для наших лётчиков. Немцы имели здесь огромное превосходство в воздухе. Истребители Грисенко, переброшенные к Сталинграду, делали по 4–5 и больше вылетов в день. Полковой командир водил своих лётчиков сам в бой, и в один злой день Грисенко был сбит и лишился ноги.

Для всякого другого это, вероятно, был бы конец. Летать без ноги невозможно. Может быть, это и так, но только не для Грисенко. Он таких «невозможно» не признавал. Он научился летать с протезом, настоял на возвращении в строй. Он снова был в воздухе. Снова командовал истребительным полком, а потом и дивизией.

И вот он передо мной возле КП Тимофеевского полка — этот неукротимый комдив, настоящий человек, настоящий лётчик, настоящий боец!

Память о герое жива

На доме, где жил Александр Иванович Грисенко, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, гвардии полковник авиации, отважный лётчик А. И. Грисенко».
В 1980 году улица в Первомайском районе города Ростова-на-Дону названа именем Грисенко.
В музее гимназии №19 города в 2023 году установлена Парта Героя.

Жизни и боевой деятельности Александра Ивановича Грисенко посвящена документальная повесть «За облаками — солнце!». Авторы — Виталий Татаренко и Вячеслав Бондаренко. Издана Ростовским книжным издательством в 1973 году.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И возвращаясь к подвигам безногих летчиков Великой Отечественной войны

Кроме А. П. Маресьева, ещё восемь летчиков смогли вернуться в небо, несмотря на протезы — это А. И. Грисенко, И. С. Любимов, Л. Г. Белоусов, А. Ф. Белецкий, З. А. Сорокин, Г. П. Кузьмин, И. М. Киселев, И. А. Маликов. Беззаветная любовь к Родине, готовность отдать жизнь за Отечество, военная доблесть и отвага, мужество, героизм и сильная воля таких людей помогли выстоять в этой страшной войне с жестоким врагом.

Поэт Олег Воротынский посвятил им стихотворение «Безногий лётчик»:

Я был огнём сметён с родного неба
Врагом, напавшим подло на страну,
От праведного задыхаясь гнева,
К своим по снегу полз порой в бреду.
Пылал перед глазами Севастополь,
Мелькали лица павших на войне.
Казалось иногда: валюсь я в штопор,
Без сил прильнув к качавшейся земле.
Тевтонских ненавидел я мерзавцев,
Хотелось жить, нещадно бить врагов,
Сжимал я кулаки до хруста пальцев
И боль терпел до скрежета зубов.
Сковали реки крепкие морозы,
На небесах хватать не стало мест…
Надел протез тяжёлый, из берёзы,
Чтоб немцам из неё тесали крест!
Мечтал я кол забить в грудь вурдалакам —
Не дать из преисподней им восстать,
В Берлине пыль с сапог смахнуть их флагом,
Увидеть вновь счастливой свою мать…
Разил, как ангел смерти, я нацистов,
Валил их самолёты с облаков,
Священный гнев к врагам мой был неистов,
В могилы отправлял я варнаков.
Как хищников, от крови озверевших,
Врагов я продолжал на запад гнать,
Чтоб слёзы вдов, от горя поседевших,
России снова не пришлось познать!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59