Как менялись пенсионные выплаты: от СССР до нынешнего времени
29 октября 2024 года Александр Лукашенко подписал Указ № 402 «О социальной поддержке…», который не просто улучшает условия жизни для граждан страны. Новый нормативный документ, направленных на поддержку белорусским государством собственных пенсионеров, оказался более социальным и значительно более справедливым, нежели пенсионное законодательство СССР…
Судить об этом можно, окунувшись в историю советских пенсионных выплат.
Сначала был Декрет
Уже в ноябре 1917 года большевики приняли Декрет № 627 Совнаркома «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» (от 15 ноября 1917 года, при том, что в интернете большинство публикаций начало действие Декрета датируют 1-ым ноября), которым государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот.
Время было лихое. Экономическое положение молодой страны было, мягко говоря, никакое, вдобавок еще шла и гражданская война; требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.
Так что про пенсионное обеспечение по старости можно было только мечтать.
1928
В 1928 году для рабочих и служащих была введена пенсия по старости. Одновременно был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55.
Акцентировать внимание на этом времени тоже нет смысла, так размер пенсии был совсем незначительный. Скажем так: в идеале пенсия составляла от одной десятой до четверти от средней зарплаты. Для понимания — небольшая таблица уровня зарплат в 1938 году без учета 15-процентных вычетов подоходного налога.
Категории | Зарплата |
Секретарь райкома ВКП(б) | от 1,5 тыс. (+ стол, паек, премии, транспорт) |
Рабочий-стахановец | 1,3 тыс. – 2,5 тыс. |
Работник Исполкома Коминтерна | 950 (+ стол, квартира, транспорт) |
Председатель райисполкома | 1–1,2 тыс. |
Квалифицированный рабочий | 500–600 |
Квалифицированный инженер | 400–850 |
Заведующий магазином | 460 |
Учитель | 250–400 |
Инструктор-бухгалтер МТС | 300 |
Чернорабочий | 150–220 |
Врач | 150–400 |
Мелкий служащий | 130–180 |
Вагоновожатый трамвая (женщина) | 120 |
Прислуга-домработница | 50–100 (+ стол и квартира) |
Уборщица | 80–100 |
Средняя пенсия | 25–50 |
Реальные пенсии в стране появились лишь при Никите Хрущеве.
В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, в которой впервые была «узаконена» пенсия работникам сельского хозяйства. Но в таком «урезанном» виде, что видели ее мало какие колхозники (зачем пенсия, если есть огород?).
По-настоящему первую копейку «по старости» подбросил крестьянам Хрущев лишь в июле 1964 года, когда был подписан отдельный Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
Тем не менее, постулаты закона от 1956 года были просты и понятны каждому:
- стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
- размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни.
Там еще было и про «потолок» пенсии, и даже про разрешение трудиться и после выхода на заслуженный отдых. Но с большими ограничениями. Сесть в кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в тех сферах, где существовал кадровый голод, к примеру, в медицине.
1971
В 1971 году пенсионное законодательство еще больше эволюционировало: пенсии для сельчан стали рассчитывать, как для рабочих и служащих (правда, лишь в том случае, если пенсионер не имел приусадебного участка либо размер участка не превышал 15 соток). И даже больше: впервые сельчане получили определенное преимущество перед рабочими и служащими. Дело в том, что работающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, независимо от размера их заработка. У рабочих и служащих с этим было сложнее. Работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия + зарплата) свыше 300 рублей. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.
А про «элитных» пенсионеров (персональных, академиков, отставных военных, кандидатами и членами политбюро ЦК КПСС и пр.) в СССР мы не будем говорить.
Указ 402
Последняя ступень эволюции пенсионного законодательства в Беларуси связана с принятием Указа №402 (29.10.2024). Основные его моменты специально для «МП» прокомментировала председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Тамара Красовская.
С 1 января 2025 года для граждан, вышедших на пенсию и продолжающих трудовую деятельность, снимается ограничение в выплате пенсии, т.е. работающим пенсионерам, у которых коэффициент свыше 1,3, будет производиться выплата пенсии по индивидуальному коэффициенту заработка, определенному при назначении пенсии.
В органах социальной защиты Минской области на учете состоит 374,5 тыс. получателей пенсий, 95 тыс. человек продолжают работать, из них у 16 тыс. человек индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. Соответственно у данных граждан с 1 января 2025 года будет увеличен размер пенсии.
Из 374,5 тыс. получателей пенсий 279,5 тыс. человек являются неработающими, из которых у 72 тыс. пенсионеров индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. Это говорит о том, что в случае трудоустройства, данные граждане ничего не потеряют, ограничения пенсии у них производиться не будет.
Указом также предусматривается изменения по порядку определения заработка для исчисления пенсии.
В 2024 году заработок для расчета индивидуального коэффициента принимается за последние 30 лет подряд стажа работы перед обращением за пенсией. Ежегодно этот период увеличивается на 1 год (например, в 2019 году учитывался заработок за 25 лет, в 2025 году это был бы уже 31 год).
Указом фиксируется действующий 30-летний период для расчета индивидуального коэффициента заработка. Дальнейшее ежегодное увеличение данного периода прекращается в целях постепенного перехода к подтверждению заработка только данными персонифицированного учета фонда социальной защиты населения (ведется с 2003 года), без представления гражданами «бумажных» справок о заработке.
Справка о размере заработка выдается работодателем (его правопреемником или архивом). Однако если документы не сохранились, то выдача справки невозможна и при назначении пенсии заработок за такую работу учитывается с нулевым значением, что существенно снижает размер пенсии. Установить заработок гражданин может только в судебном порядке.
В целях защиты интересов граждан в таких ситуациях Указом предусматривается право работника «пропустить» при расчете индивидуального коэффициента периоды работы, где документы не сохранились, с их заменой более ранними периодами, где документы имеются.
Указом предусмотрена возможность перерасчета трудовых пенсий, назначенных до 1 января 2025 года. Для этого гражданам необходимо обратиться с заявлением в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения пенсионного дела. Перерасчет будет произведен с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом.
Одним из новаций Указа является порядок обращения за назначением пенсии.
Так, вводится право обращаться с заявлением о назначении пенсии как за месяц до срока назначения пенсии, так и в течение месяца после него. «Если данный срок соблюден, пенсию назначат со дня возникновения права на нее. При более поздней дате обращения
с заявлением пенсия будет назначаться со дня обращения за ней», — отметила Тамара Петровна.
Например, мужчина 02.05.1962 г.р., будет иметь право на обращение за назначением пенсии с 02.04.2025 по 02.06.2025 (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после). Если обращение последует в указанный период, то пенсия будет назначена с 02.05.2025. В случае если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии 03.06.2025 пенсия будет назначена с указанной даты.
С 1 июля 2024 года введены новшества для граждан до 70 лет (за исключением инвалидов I и II группы), проживающих в городах, в том числе областного подчинения либо являющихся районными центрами. Данные лица получают пенсию только через банковские учреждения.
Указом введены дополнительные категории пенсионеров, которые смогут получать пенсионные выплаты на почте, в том числе с доставкой на дом.
Новации коснутся граждан с особенностями здоровья (инвалидов 3 группы, лиц с ограниченной способностью к передвижению), а также тех, кто, проживает с инвалидом 1 группы или ухаживает за ребенком-инвалидом. Такая возможность также будет предоставлена всем пенсионерам в случае оплаты услуги за счет собственных средств
(по тарифам стоимости услуг почты по доставке пенсий за счет внебюджетного фонда социальной защиты).
Дополнительные гарантии по назначению досрочной пенсии (на 5 лет раньше) получат отцы детей-инвалидов (инвалидов с детства), осуществляющие воспитание и уход за ребенком инвалидом.
Сегодня такая пенсия отцу может быть назначена только после того, как мать ребенка сформировала право на эту пенсию и отказалась от нее в пользу отца либо не успела воспользоваться своим правом в связи со смертью.
Досрочную пенсию взамен мамы назначат отцу при достижении им 58-летнего возраста, при условии подтверждения факта воспитания ребенка-инвалида не менее 8 лет до его совершеннолетия, стажа работы не менее 25 лет, из которых не менее 5 лет работы с уплатой страховых взносов (страховой стаж).
С 1 января 2025 года женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается с 10 лет до 5 лет. Данная норма сегодня действует в отношении женщин, воспитавших пять и более детей.