Чем чреват для авторынка отказ КНР от нефти?
Популярность электрических транспортных средств растет в последнее время ошеломляющими темпами: в нашей стране ежемесячно на дороги выезжают сотни новых электромобилей; уже к концу следующего года их общее количество может, как считают эксперты, перевалить за 100 тыс. штук.
«Электрички» – удобные и экологически чистые машины, к тому же, в РБ действует указ Президента «О стимулировании использования электромобилей», подстегивающий спрос на современные модели и позволяющий энергетическим компаниям активно строить новые зарядные станции.
Да, нам до тотального перехода на электрокары пока еще далеко, а вот в Китае в сфере прогрессивного транспорта назревает настоящая революция, которая затронет весь мир.
Шок для всех, но не для нас
В июле текущего года в Поднебесной, по данным международного энергетического агентства, продажи электромобилей и гибридов впервые превысили те, что у машин с традиционными ДВС, работающими исключительно на бензине и дизельном топливе. Китайский импорт «сырца» приближается к пику, за ним же последует спад: сегодня азиатская страна потребляет около 16 млн баррелей нефти в сутки (а это – второе место в мире по объему после США), но уже скоро эта цифра может значительно уменьшиться по причине полного перехода транспортной отрасли государства на электромашины.
Постепенный отказ КНР от дорогого природного ресурса для некоторых станет шоком: во-первых, такого крупного импортера нефти страны, добывающие и продающие «черное золото», не смогут заменить, во-вторых, произойдет (если уже не произошла) полная перестройка глобального авторынка.
О переориентации всех крупных автопроизводителей машин на электрические модели говорили давно, но никто и подумать не мог, что процесс этот пройдет так быстро, а это значит, что упор на авто с ДВС в будущем делать уже никто не будет. Мало того, что запасы нефти на планете не бесконечны, так еще и получаемое из нее топливо при горении выделяет вредные вещества, значительно загрязняющие атмосферу.
Вынужденный тренд на «электрички» приведет к тому, что государствам, полагающимся на свои залежи нефти, придется развивать альтернативные способы добычи энергии и держать в уме тенденцию снижения доходов от экспорта ископаемого топлива. Также стоит учитывать, что активную интервенцию китайских электрокаров на мировой авторынок сдержать будет невозможно при всем желании: перспективного транспорта во всех развитых и развивающихся странах станет еще больше – машины из КНР вскоре окажутся повсюду.
Наше государство примечательно тем, что его руководство, прежде всего, в лице Президента, предвидело текущую ситуацию. Еще летом 2021 года Александр Лукашенко на совещании о состоянии и развитии энергетического комплекса Беларуси отметил: «Сегодня весь мир поставил жесточайшие задачи по переходу на электромобили. Людям надоело дышать грязью, люди хотят чистоты на нашей планете. В противном случае в грязи этой и утонем. Поэтому электромобили — перспектива».
Именно поэтому в Синеокой была сделана ставка на БелАЭС, электроэнергия которой сможет покрыть потребности населения и компаний в доступном электричестве. Конечно, про нефть никто не забыл – она ведь нужна не только для производства бензина и солярки, которыми «питаются»» машины, но и для других отраслей экономики, однако всем понятно, что за электроэнергией будущее. И Беларусь к такому будущего готова, а нефтяной шок сильнее всего испытают недальновидные страны, не способные мыслить стратегически.