Меню

Возвращался в небо после приговора «негоден» — история дважды Героя летчика Одинцова

Возвращался в небо после приговора «негоден» — история дважды Героя летчика Одинцова

12 декабря 2011 года ушел в свой последний полет Заслуженный военный летчик Советского Союза, фронтовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов. Земная его жизнь была достаточно долгой — 90 лет, к тому же весьма боевой, насыщенной и яркой. Окончив с отличием аэроклуб, он в неполные 17 лет поступил в Молотовскую (Пермскую) военную школу летчиков, а в 1940 году успешно закончил Энгельсскую военную школу летчиков в воинском звании младшего лейтенанта. Летную службу начал на аэродроме Зябровка Гомельской области в Беларуси. Первый свой боевой вылет в горячем небе Великой Отечественной войны командир звена скоростного бомбардировочного полка Михаил Одинцов совершил уже 23 июня 1941 года. А в 1995 году именно он пронесет по Красной площади Москвы Знамя Великой Победы.

Летное же долголетие Михаила Одинцова измеряется в 44 года. Вошел в историю страны Михаил Одинцов и как военачальник, он командовал крупными авиационными объединениями, был Михаил Петрович и Начальником Центра подготовки космонавтов, а еще состоялся и как писатель, оставив нам серьезное литературное наследие.

Храбро воевал после тяжелых травм

Как потом сам Михаил Одинцов с горечью вспоминал:

«Перед войной я служил в ближнебомбардировочном полку в Киевском Особом военном округе. В то время только слепой мог не видеть, что войны не миновать. Готовились же к ней без учёта боёв в Испании и Финляндии, не извлекая уроков из того, как разворачивались боевые действия в войне, разгоравшейся в Европе. Многие были этим недовольны. Высказал и я своё мнение на комсомольском собрании. Мол, что это такое: немцы над нашими головами летают, а мы об их технике ни сном ни духом. И начались вызовы «куда следует…» Благо вмешался командир полка: сделал меня временно «штатным» перегонщиком новых самолётов с завода. А там подоспела война, и вызовы прекратились.

За допущенные ошибки и упущения пришлось жестоко расплачиваться. Как оказалось, в боевых уставах не нашли отражения произошедшие изменения в боевой технике и тактике. У нас на глазах буквально за 2 недели «сгорели» 2 полка на самолётах СБ. А почему? Да потому, что летали по устаревшим инструкциям. К примеру, высоту бомбометания командование определяло в 600 метров, а она по средствам ПВО не обеспечивала ни надёжного прицеливания, ни безопасности. Лётчики осмыслили, что происходит, подняли высоту — начали жить…»

23 июня 1941 года звено Михаила Одинцова на ближних бомбардировщиках Су-2 вылетело на боевое задание разбомбить вражескую колонну, которая приближалась к линии фронта.

«Эту колонну немцы намереваются с ходу бросить в бой. Ваша задача — бомбёжкой задержать её», — так поставил боевую задачу командир полка Михаилу Одинцову. А выполнять боевую задачу пришлось без воздушного прикрытия, истребителей не было…

Позже Михаил Одинцов вспоминал: «Мы, вступившие в войну, были молоды, беззаветно любили Родину, готовы были ради ее счастья, ради существования пожертвовать самым дорогим, что у нас было, — жизнью, но при всем том отчетливо реальной войны не представляли».

За первые 10 дней Великой Отечественной войны младший лейтенант Михаил Одинцов совершил восемь успешных боевых вылетов, но 3 июля 1941 года был сбит. Одинцов тогда чудом умудрился посадить самолет на своей территории, но и он, и штурман получили серьезные травмы. В боевом донесении говорилось:

«тов. Одинцов… принял неравный бой с истребителями противника, был тяжело ранен, но, несмотря на большую потерю крови, изнемогая от боли, мужественно довел свой самолет до аэродрома и благополучно произвел посадку».

Больше полугода провел Михаил Одинцов в госпиталях, но приговор врачей все же был: «негоден к летной работе…» А он возвращается в полк и продолжает воевать. Как так? Михаил Одинцов никому не стал показывать медицинское заключение, да и не спрашивал его никто: если вернулся, значит, вылечили.

Мастер штурмовых атак, дважды удостоенный геройского звания

И уже вскоре Михаил Одинцов стал одним из лучших штурмовиков в полку. Снижаясь до высоты бреющего полета, он дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулеметов, а сам оставался невредимым. Смелый и расчетливый, хладнокровный и мужественный Михаил Одинцов был выдвинут на должность командира авиационной эскадрильи.

Командир дивизии, Герой Советского Союза Николай Каманин так говорил об Одинцове:

«Мы тщательно изучали каждого летчика, получившего боевое крещение, и наиболее способных назначали ведущими групп. В 820-м полку ведущим выдвинули Михаила Одинцова. В полк он пришел из госпиталя. До этого летал на бомбардировщике, был ранен в воздушном бою. У нас он быстро освоил новый для него самолет, стал отважным штурмовиком. Как ведущий группы, чувствовал настроение ведомых, умел вовремя заметить опасность и немедленно принять верное решение».

И к сентябрю 1943 года командир эскадрильи штурмовиков Ил-2 старший лейтенант Михаил Одинцов совершил 96 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Его действия всегда отличали храбрость, высокое пилотажное и тактическое мастерство. Так, в одном из вылетов в 1942 году прикрыл он своим самолётом от атаки истребителя врага самолёт командира полка, а в последовавшем воздушном бою сбил два вражеских истребителя.

В представлениях к награждению Михаила Одинцова неоднократно указывалось, что он «… является мастером вождения больших групп самолётов».

Во фронтовой газете ему был посвящен очерк «Путь героя»:

«Михаил Одинцов отличается отвагой, крепкой волей и молниеносной сообразительностью. Эти качества очень нужны штурмовику. Летом на «Ильюшине» Одинцов дал размах всей своей натуре. Он ведь сам бомбит, стреляет, ориентируется, ведет наблюдение, отражает атаки вражеских истребителей. Со всем этим он прекрасно справлялся с первых полетов. И во всем у него всегда была смелая выдумка, расчетливый риск и серьезная сдержанность».

Командир 155-го гвардейского штурмового авиаполка Герой Советского Союза гвардии подполковник Григорий Чернецов, представляя Михаила Одинцова вторично к званию Героя Советского Союза, так отмечал его боевой путь:

«За период участия в Отечественной войне тов. Одинцов совершил 215 боевых вылетов, из них на самолёте Су-2 — 13, на Ил-2 — 202.

Участвуя в боях с врагом на Юго-Западном фронте с 22.06.41 г. тов. Одинцов на самолёте Су-2 произвёл 8 боевых вылетов. Принял неравный бой с истребителями противника, был тяжело ранен, но, несмотря на большую потерю крови, изнемогая от боли, мужественно довел свой самолёт до аэродрома и благополучно произвёл посадку.

Вернувшись в строй воздушных бойцов, тов. Одинцов снова, участвуя в боях с врагом на Юго-Западном фронте с 15.05.42 г. по 16.07.42 г., совершил 8 успешных боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника.

30.05.42 г., участвуя в налёте на Курский аэродром, лично уничтожил на земле 2 самолёта типа Ю-88, подавил огонь 7 точек ЗА и на железнодорожной станции уничтожил 1 паровоз и 6 вагонов.

6.07.42 г. при выполнении боевого задания, защищая своего ведущего командира, вступил в бой с четырьмя Me-109. Как верный сын Родины, проявил мужество и героизм в этом бою, лично сбил два Me-109.

На Калининском фронте в составе 820 ШАП с 16.10.42 г. по 18.03.43 г. тов. Одинцов совершил 44 успешных боевых вылета на самолёте Ил-2.

Штурмовыми действиями на Белыйском, Великолукском и Демянском направлениях лично уничтожил: танков — 6, автомашин с войсками и грузами — 20, подавил огонь 13 батарей ЗА, взорвал склад боеприпасов и истребил 250 гитлеровских солдат и офицеров.

С 27.03.43 г. по 27.07.43 г., работая командиром эскадрильи, в составе 820 ШАП на Белгородском направлении Воронежского фронта тов. Одинцов произвел 16 успешных боевых вылетов на уничтожение матчасти, самолётов на аэродромам и штурмовку живой силы и техники наступающего противника. Произведёнными боевыми вылетами лично уничтожил 4 самолёта на аэродромах, 6 танков, 11 автомашин с грузами и истребил до 100 солдат и офицеров противника.

За этот же период эскадрилья под командованием тов. Одинцова произвела 165 боевых самолёто-вылетов, каковыми уничтожено: на аэродромах противника — 13 самолётов, сбито в воздухе — 3 самолёта, уничтожено танков — 15, автомашин с войсками и грузами — 150, взорвано 3 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, подавлен огонь 6 зенитных батарей, уничтожено и повреждено 18 орудий полевой артиллерии и истреблено 750 солдат и офицеров противника.

За произведённый 31 успешный боевой вылет при форсировании р. Днепр и взятии (освобождении) городов Кировоград, Знаменка, Александрия, за лично уничтоженные 4 танка, 15 автомашин и много другой техники противника награждён третьим орденом Красного Знамени.

Орденом Александра Невского награждён за мужество и отвагу, проявленные при вождении групп штурмовиков 6-8 Ил-2 в направлении Яссы и на Львовском направлении. 23 раза водимые им группы отлично выполняли боевые задания, за что весь состав групп неоднократно получал благодарности от командира корпуса, дивизии и командования наземных войск.

Одинцов, участвуя в операциях по уничтожению группировки в районе Корсунь-Шевченковский, в боях под городами Яссы и Кишинёв, при взятии города Львова, форсировании рек Сан и Вислы, совершил 57 боевых вылетов.

31 боевой вылет совершил на штурмовку вражеских войск и техники в боях на Сандомирском направлении, на подступах к городу Бреслау и с 12.01.45 г. в наступательной операции войск 1-го Украинского фронта.

30.05.44 г. группой 9 Ил-2 наносил бомбардировочно-штурмовой удар по танкам и автомашинам противника в районе Чужа Вода, Развул. Выполнению боевого задания препятствовали 6 истребителей противника типа ФВ-190. Несмотря на атаки вражеских истребителей, группа штурмовыми действиями уничтожила 3 танка, 2 бронетранспортёра, создала один очаг пожара, в воздушном бою сбит один ФВ-190.

15.07.44 г. группа 9 Ил-2, ведомая гвардии майором Одинцовым, имела задачу штурмовать и бомбардировать танки, автомашины и живую силу противника в районе населенных пунктов Золочев, Плугув (Львовское направление). Район цели прикрывался сильным огнём зенитных батарей врага. Несмотря на это, добиваясь эффективности выполнения поставленной задачи, тов. Одинцов смело ринулся в атаку. В результате штурмовых действий уничтожено 5 автомашин и создан крупный очаг пожара в местах сосредоточения фашистской техники, сопровождавшийся взрывами.

21.07.44 г. гвардии майор Одинцов вёл 18 Ил-2 на штурмовку танков и живой силы противника в район Подлесье, Белый Камень (Львовское направление). Сколоченность группы, несмотря на плохие метеоусловия, способствовала отличному выполнению задания. Снижаясь добреющего полёта, группа пулемётно-пушечным огнём уничтожила 15 автомашин с разными грузами и в лесу, восточнее пункта Подлесье, создала крупный очаг пожара.

11.08.44 г. Одинцов ведущим 4 Ил-2 шёл штурмовать и бомбардировать танки и живую силу противника в районе Дроговля, Ксензя-Нива. Враг, стягивая свою живую силу и технику, пытался контратаковать наши части. Тов. Одинцов с честью героя выполнил эту боевую задачу. В результате штурмовых действий 3 танка оказались сожжёнными, разрушено 10 домов и на окраине пункта Дроговля создан сильный взрыв. За отличные боевые действия майор Одинцов и лётчики его группы от заместителя командующего 1-м Украинским фронтом получили благодарность.

На подступах к Берлину враг, пытаясь удержаться и отсрочить час своей гибели, оказывал упорное сопротивление продвижению наших войск. Получив задачу, Одинцов 26.04.45 г. повёл группу 18 Ил-2 на штурмовку скоплений техники и живой силы противника в районе населённого пункта Хольбе. Штурмовыми действиями группа в этом вылете сожгла 12 автомашин с грузом и истребила 30 солдат и офицеров.

За умелое вождение групп штурмовиков, за эффективность выполнения боевых заданий, за лично произведённые боевые вылеты имеет ряд благодарностей от Наркома обороны, Маршала Советского Союза товарища Сталина».

К вершинам летного мастерства в мирное время

После Великой Отечественной войны Михаил Одинцов продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР, будучи заместителем командира 155-го гвардейского шап (г. Эбергассинг, Австрия), а в июле — августе 1946 года — заместителем командира 75-го гвардейского шап (Белорусский военный округ).

В августе 1946 года Михаил Одинцов поступил в Военно-воздушную академию, однако вскоре был признан негодным к летной службе по состоянию здоровья и переведен в Военно-политическую академии им. В. И. Ленина.

К 1950 года Михаил Одинцов восстановился в летной работе (!) и вернулся к полетам. С октября 1952 года он командовал полком, а затем 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизией, летая на реактивном бомбардировщике Ил-28.

В 1959 году Михаил Одинцов окончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР, после чего находился на высоких должностях в ряде воздушных объединений.

В 1963 году Одинцов был начальником Центра подготовки космонавтов, где готовил к полетам космонавтов космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6» Валерия Быковского и Валентину Терешкову.

В 1967-1971 годах Михаил Одинцов стал Командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа, а в 1971-1976 годах — Командующим ВВС Московского военного округа.

В 1976 году Михаилу Одинцову было присвоено звание генерал-полковника авиации.

В послевоенный период Михаил Петрович летал на самолетах Пе-2, Ту-2, Ту-4, и на реактивных: Ил-28, Су-7, МиГ-15, МиГ-17, Су-17, МиГ-21, МиГ-23, Ту-16, Ту-22, Су-24, а также на вертолетах Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-24.

В июне 1987 году генерал-полковник авиации Михаил Одинцов ушел в отставку.

О книгах Михаила Одинцова

Литературное наследие Михаила Петровича Одинцова, дважды Героя Советского Союза, генерала-полковника авиации — это его воспоминания, рассказывающие о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и о летной службе в послевоенное время.

Первой книгой генерал-полковника авиации Михаила Одинцова был вышедший в 1979 году в Москве роман «Испытание огнем», посвященный летчикам Великой Отечественной. О летчиках рассказывает и книга «Преодоление». Главный герой Иван Сохатый впервые поднялся в небо еще до войны юным курсантом аэроклуба, а в наши дни мы видим его уже генералом, ведущим заоблачными дорогами могучий реактивный корабль. В судьбе героя «Преодоления», человека, влюбленного в небо, испытывающего радость полета, можно найти немало схожего с судьбой самого автора. Но Михаил Петрович подчеркивал, что Иван Сохатый — собирательный образ.

«Не написать о войне, о послевоенных буднях армии я не мог, а писать воспоминания, документальную книгу — не хотел», — так в беседе с журналистом сказал автор о своем произведении, жанр которого он определил как записки военного летчика.

В память о дважды герое Советского Союза Михиле Одинцове

  • Бюсты и памятники: в Екатеринбурге (возле Суворовского ВУ) и в селе Полозово Пермского края.
  • Мемориальные доски: в Москве (ул. Академика Пилюгина, 8) и в Екатеринбурге (на здании школы).
  • Его именем названы: средняя школа в селе Полозово, школа № 36 в Екатеринбурге, и сквер имени М.П. Одинцова в Екатеринбурге.
  • Имя увековечено также: на Аллее Памяти в селе Большая Соснова и в Доме офицеров  в Перми.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59