Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Голосовать нельзя бойкотировать. Почему лучше участвовать в жизни страны, чем судачить на кухне

Голосовать нельзя бойкотировать. Почему лучше участвовать в жизни страны, чем судачить на кухне

До сих пор существуют такие категории граждан, кто уверен, что государство существует благодаря их налогам и что государство им должно.
Что конкретно должно — всегда неловкий для слушающего ответ, перебор того, чему даже рабовладельцы бы позавидовали (квартира, высокая зарплата, регулярный отдых и прочее). В пример приводятся дореволюционная Ливия Каддафи с аргументом, что вот там все доходы от нефти шли гражданам, не было коммунальных платежей и НДС. Кроме как уважения к покойному лидеру джамахирии эти речи ничего не вызывают, потому что в нашем государстве нефти нет, а калийные удобрения не могут создать такой приток в бюджет, как некоторые мечтают. А вот второй аргумент про налоги крайне опасный, потому что создает ложное ощущение, что все в государстве являются твоими подчиненными и тебя обслуживают.

С небольшого экскурса в этот вопрос хотелось бы начать — если исключить даже аспект дотаций (квартиры и пособия многодетным, инвалидам, бесплатную медицину, дотации части коммунальных услуг и так далее), государство ничего ни одному гражданину не должно. Есть обязательства, а есть предоставляемые услуги. Не должно, не стоит путать. Обязанности — охрана правопорядка, национальная безопасность, оказание медицинской помощи, предоставление инфраструктуры для реализации гражданских прав (электоральные, бизнес, акты гражданского состояния), законодательная система и судебная — для спорных вопросов и принятия серьезных решений, надзорные органы для соблюдения равенства прав и регламентов, инфраструктурные услуги (дороги, общественный транспорт, электрификация и газификация, канализация, вывоз мусора). Список можно продолжать, но, если подытожить, — государство берет на себя весьма обширный перечень повседневных задач человека, которые тот не в состоянии выполнить сам, так как нужно крупное финансирование и постоянная работа персонала. Вопрос тогда, в чем же разница между обязано и должно?
Обязанности государство реализует своими собственными силами, но это не прихоть президента или кого-то из правительства. Это прихоть самих же людей и совокупности гражданского общества, которые выбрали ранее для себя подобную форму государственного управления. Парламенты, суды, МВД и МЧС возникли не просто так, а являются непосредственным запросом общества. Если последнее не может существовать в полной анархии, а примеров таких сообществ свыше 100 человек в природе просто не существует и не может быть, то оно самоорганизуется и распределяет роли. Человек обладает множеством особенностей поведения, все люди разные, потому хочется, и чтобы ряд вопросов решал кто-то за тебя, пока ты занимаешься своей собственной жизнью. Хочешь скушать шашлык или выпить сока — заплати тому, кто это сделает. Или в случае с медициной и дорогами это не работает? Закон сохранения энергии не позволяет материализовать электричество и теплую воду из крана по желанию, зажмурив глаза. Для всего требуется финансирование. Отсюда и вытекают обязанности государства реализовывать запрос самого же общества для обслуживания себя. Проще говоря, государство должно и оказывает услуги, которые само же гражданское общество запросило.

Резонно будет возразить — тогда почему я не могу указывать им, как это делать лучше? Тут я предлагаю вам представить ситуацию с обратной стороны — если бы вас одновременно о чем-то просило свыше 9 миллионов человек, что бы вы сделали? Правильно, распределили бы задачи, наняв помощников под каждый вид задач и город. Теперь они могут сразу слушать все претензии и делать, как всем хочется? Увы, нет. То, что кажется удобным и правильным для одного, неудобно и неправильно для другого. Для этого и придуман электоральный процесс, реализованный в разных формах в зависимости от степени серьезности вопроса — локальный в рамках полномочий чиновника или госслужащего, или же глобальный, который касается всех граждан в стране.
Так в чем же разница между обязанностью и долгом? Суть в том, что государство гражданам ничего и не должно. Долг — это нечто, что необходимо возвратить. Тогда как бюджетные средства, поступающие с таможенных начислений, НДС, подоходного налога и иных форм отчислений — это то, что граждане и предприятия обязаны выплачивать государству, а оно в свою очередь обязано предоставлять те блага, которыми мы пользуемся каждый день. И риторика про «ну я же не пользуюсь некоторыми вещами, верните мне часть денег» не работает, потому что государство обязано реализовывать возможности, но не принуждает к действию. Даже служба в армии является не односторонней обязаловкой для граждан. За счет находящихся на воинской службе и в резерве людей государство реализует свою обязанность по обеспечению национальной безопасности, что в интересах каждого.

На этом абзаце мы уже пришли к пониманию того, что есть взаимные обязанности, которые предъявляет как государство к гражданам, так и граждане к государству. И для сохранения баланса в этом процессе, чтобы никто не отлынивал, есть компетентные органы, которые проверяют как государство, так и граждан. Будем считать это консенсусом существования государства, когда его действия удовлетворяют интересы как самого госаппарата, так и надзорных органов, и рядовых граждан.
Но человек на то и человек, что он развивается по ходу жизни, сталкивается с различными ситуациями и потому приобретает взгляд на то, как государство реализует запрос общества, оказывает услуги и как формирует свои дальнейшие шаги. И у определенной части общества существует запрос на то, чтобы их предложения изменений были услышаны. Кроме того, мы не единственная страна в мире — и внешние факторы тоже зачастую могут влиять на обстановку внутри государства. Тем самым мы приходим к выводу, что государству, кроме обязанностей, необходимы еще и правила. В современном мире это называется Законами. И есть главный из них, Конституция, который является базовым для всех остальных, что формируются на основании ее. Конституция — это не декрет Президента, который носит силу временного закона, не постановление. Это Основной Закон государства. А Президент является гарантом Конституции как избранный в том числе для этого представитель гражданского общества. Время идет, обстановка меняется, как и запросы общества. Для этого гражданами реализован механизм изменения, в том числе и Конституции. Почему реализован гражданами? А во власти кто? Те самые люди, что когда-то рядом были на школьной скамье, на параллельном курсе в университете, в соседнем кабинете предприятия. Как уже и обсудили, люди сами создали для себя такую формацию, как государство, для делегирования большого количества вопросов со своих плеч и сами же выбрали для этого руководителей.
Если кому-то кажется, что его хата с краю, все решат и без него, то давайте себе представим гипотетическую ситуацию. Критическая масса «памяркоўных» станет настолько большой, что основу явки составят те, кому не интересны традиционные ценности государства, кто поддался обманчивой иностранной рекламе, кто в силу возраста пока еще инфантилен и глуп, чтобы осознанно принимать решения, которые влияют на целое государство. Государство создало защитные механизмы в виде возрастного и медицинского цензов, минимальной явки. Но это лишь механизмы нивелирования погрешностей, а не фундаментальное решение вопроса. Каким критерием руководствоваться, имея желание улучшить жизнь государства, а следовательно и граждан, кроме как начать наконец принимать участие в жизни страны, чтобы меньше потом судачить на кухне, как к ним несправедливы? Собственным мнением, а не надеждой, что кто-то сделает все хорошо без вас.

Теперь же я задам вопрос, который будет скорее риторическим: при таком реалистичном взгляде на государство считаете ли вы необходимым обратить внимание на приближающийся референдум по Конституции?
Каждый ответит сам для себя.