Почему белорусы — духовный народ?
Не хлебом единым живет человек, общество, государство. Еще один из первосвятителей национальной литературы Гусовский духовность назвал «златом державы». Наш Президент борьбе за национальную идентичность, за сохранение национального кода и исторических корней нравственности, за мораль и традиции дал новое определение «культурный суверенитет». «Вам не надо объяснять, как важно удержать в своих руках наш культурный суверенитет. Он, естественно, начинается с бережного отношения к чистоте родной речи (русской и белорусской), приоритета традиционного содержания творческих проектов и праздников, традиционного оформления нашего национального продукта и всего жизненного пространства» — отметил Первый. А когда Первый ошибался?
Целомудренность белорусского кода
Беларусь — на перекрестке культур. Земля, обдуваемая всеми геополитическими ветрами. То циклон на Запад, то антициклон на Восток. Если в годы того же Гусовского, нас не мог уберечь от захватчиков даже древнейший и непроходимый лес, ни поэтому ли наши предки даже храмы строили как мини-крепости (и именно в западной части наших земель). Такая совмещенная сакрально-оборонительная архитектура — символический пример сбережения не только жизни, но и души народа. Это было в годы конников и мечей. А сейчас, когда культурному, цивилизационному «Хавьеру» нет преград, когда он наступает с каждого гаджета, какую архитектуру, какую защитную стену надо выстроить, чтобы защитить «наш культурный суверенитет»?
Стен берлинских, приграничных барьеров — в десятивековой истории нашей государственности не было. Мы — люди открытые, даже больше того: мы — нация целомудренной культуры. Не было в нашем роду авторов капиталистических отношений и революционных зачисток, не рождали наши матери покорителей и поработителей чужих народов и государств, не сыпались на головы предков проклятия угнетаемых народов и континентов. Мы — нация неиспорченного образа. С одной стороны — хорошо, с другой — наивно поддаемся внешнему влиянию.
Что говорить, традиционные ценности Колосовского Михала — «свая зямля», вера князя Острожского — космос белорусской души — были признаны мужицкими, хамскими идеалами. А все остальное, высокое, от памятников архитектуры до литературы — украдено в польский обоз. Во времена Российской империи, никто, впрочем, тоже не отстаивал культурную гордость нашего народа. Фольклор и этнографию — да, изучали: Сержпутовский исколесил многие веси и все губернии.
И даже сейчас мы как-то скромно и стыдливо заявляем права на свое материальное и нематериальное наследие. Пылится наша культурная и историческая гордость в фондах Петербурга и Кракова. Наши Гродно, Брест и та же столица частенько были разрушены и сожжены. Под обломками войн оказывались не только жемчужины виленского барокко, но, что страшнее всего, и наша память.
Советские годы дали много. От света в избах да научных маяков белорусского народа — библиотеки, школы, театры. Про заводы и дороги не в этот раз — тема другая. То было время формирования глобального евроазиата. Куда там до неглюбских рушников и каменецко-волковысского строя…
Сейчас ренессанс белорусской культуры и искусства. Сейчас мы не говорим: вот это элемент русского классицизма, а это — польской готики. Нет, и русское, и польское — все, что в границах нашей страны — это наше. А еще балтские топонимы на северо-западе и украинское многоголосье в полесских песнях — тоже наше. Из этого и будем исходить — Президент дал четкий посыл. Поляки, литовцы, понятно, украинцы, и евреи, и татары — это наши люди. А элементы их национальных характеров в наш код вплетены как узор «Радзімы-васілька» в слуцкий пояс.
От названия сыра до памяти о имени своем
Важно сохранить свое лицо. Сначала теряешь самобытность, затем забываешь дороги к отеческим могилам, а потом и имя свое. Тогда и Брестские и Люблинские унии не за горами. И особенно культурный код важен сейчас. Когда человека превращают в оно, в чужого и чуждого. Биологический субъект без пола и реальности. Но пока человек будет стоять ногами на родной земле, глобальный эксперимент провалится. Чествовать свою землю, почву под ногами весьма важно. Это вопрос национальной безопасности, выживания и будущего нации.
Как остаться собой? Да запросто! Что видел, слышал и говорил — на родном языке. Вместо глобализационного мэйкапа — белитовская косметика, вместо ультразападного дресс-кода — гардероб с «Алеси» или «Коминтерна».
В том числе и поэтому важен Год качества. Примитивно, но это правда, чтобы в торговых центрах звонко звучали не только фирменные голоса американской музыкальной культуры, но и наши хрипучие и протяжные голоса Полесья. Да, и чтобы на торговых центрах, и на белорусских деликатесах было больше букв кириллицы и родных названий.
Понятно, поколение, выросшее на заморских стрелялках, причем на стороне звездно-полосатых рэнжеров, не поймет. Но не в этом ли глубинные причины невероятных сорняков на нашей родной почве?
Просто была нарушена культура, техника национально культурного пространства. «Мы, белорусы, созидатели по своей сути. Мы издревле живем своим умом, поэтому и сохранили уклад, культуру и духовность в самые сложные периоды развития. Это очень важно. Многие сегодня, особенно наши беглые, гвалтом кричат про «заняпад» духовности и культуры. Никакого «заняпада» не будет, если мы будем являть нашему народу шедевры этого творчества. Никто никого душить за творчество не будет. Такого никогда не было в нашей новейшей истории и никогда не будет. Но мы никому не позволим разрушить то, что веками создавалось и вырабатывалось поколениями белорусов — наши традиции, наша духовность и самые высокие чувства основаны на прошлом. И разрушать его нельзя. Излишне предавать политике тоже не стоит», — заявил белорусский лидер.
«Заняпад» из-за «па завуговоллі»
Политизировать культуру пытаются либо враги, либо люди поверхностные. Я уже давно хотел сказать, написать об этом. Президент, как всегда, задал тон. Обнажил проблему. Как виртуозный нейрохирург от политики — указал на болячку в обществе.
Если копнуть глубже, то у нас, особенно после 2020 года, начали топорно все делить. Но вспомним мудрейшего из правителей всех времен и народов — Соломона, как он определил истинное материнство. Та, которая не захотела рубить ребенка пополам, и оказалась настоящее мамой. А мы, белорусы, как своему культурному наследию то относимся?
Кто-то готов рубить на пополам. Делить на польское и русское. Стойте! Все это наше — белорусское. И собрание сочинений Достоевского, и альбомы акварелей Орды. Истоки обоих берут начало с одного района — Ивановского.
Софийский собор Полоцка или Лидский замок, Брестская крепость-герой или Дворец Пусловских… Что нам снести? Нам точно нельзя ставить между эти объектами vs, а только «+» и затем «=» — это Беларусь!
А вот те, кто хочет смерти нашей стране, целенаправленно или по глупости, будут продолжать вбивать клин. Кричать: «Заняпад» из-за «па зауговоллі». Делить нас на Восток и Запад и обязательно бросаться комьями грязи в наше самое глубинное, аутентичное, от земли, от сохи. В Дожинки и Купалье в Александрии.
Когда семейную идеологию, любовь к хлебу и уважение к обелискам на фоне европейского сноса памятников и разрушения привычной семейности и традиций называют «заняпадом», то знайте, это делают либо умышленные враги, либо несмышленые идейные адепты глобализма. Суть одна — это колоборанты, толкающие нас в ментальный хатынский сарай.
На это раз не выйдет сжечь наши цивилизационные идеологемы. У нас есть яркие светильники белорусского пути. И в начале каждого года под Вифлеемской звездой зажигаются эти ориентиры премиальной духовности.