«Танец — самая мощная реабилитация». Судьба чемпионки по бальным танцам на коляске из Солигорска
Гладкий паркет, свет софитов, шумные аплодисменты и увесистая медаль на шее. Танцы позволяют забыть обо всех заботах и буквально воспарить над землей. Ирина Макейчик из Солигорска знает, как это сделать. И инвалидная коляска не стала для нее преградой.
Жизнь чемпионки мира по бальным танцам на колясках в 16 лет серьезно изменилась и вспоминать об этом ей очень непросто.
— Я серьезно заболела, — говорит сильная женщина.
В этот момент в ее голосе что-то дрогнуло. Но Ирина не из пугливых. В одночасье она вновь овладевает собой и на ее лице появляется та же лучезарная улыбка, с которой она встретила меня. Женщина после болезни не отчаялась и начала всерьез думать, чем ей заняться в будущем.
Попасть «в телевизор»
В уютной однокомнатной квартире на бульваре Шахтеров царит гармония. Муж Ирины с утра до вечера пропадает в своей обувной мастерской, поэтому в это время квартира в полном ее распоряжении. По выходным супруги дома не сидят и часто отправляются на природу или в гости к друзьям и родным.
Ирина встретила меня в квартире у балконной двери. Именно к ней ведет пандус, который установили в доме специально для семьи чемпионки. В самом подъезде его не поставишь — пролет слишком узкий.
Супруги познакомились на курсах по вождению в Вилейке. А спустя лет пять решили, что нужно сыграть свадьбу. После женитьбы оба начали искать себе занятия по душе.
Однажды Ирина увидела телевизионную передачу, по которой шла танцевальная программа параолимпийцев из Беларуси. Ее это так зацепило, что она всерьез решила примерить этот образ и на себя.
Спортивные танцы на колясках появились в Великобритании в конце 1960-х годов как средство реабилитации людей с травмой опорно-двигательного аппарата.
— Это одно из самых лучших средств реабилитации — как душевной, так и физической. Сложно было решиться, еще труднее было совладать с нагрузками, ведь во время тренировок никаких поблажек у нас нет. Хочешь танцевать — учись, терпи, тренируй выносливость, — рассказывает Ирина.
Чтобы жене проще было адаптироваться в танцевальной среде, ее новое увлечение разделил и муж Андрей. Первое время супруги даже танцевали в паре. Затем еще несколько месяцев он выступал с другой партнершей, но танцы были для него лишь временным хобби.
С 2008 года Ирина начала тренироваться в Колодищах под Минском в специализированном центре, где есть зал с профессиональным паркетом.
В 2011 у нее появился здоровый партнер Евгений Ермошко из Минска. Тогда-то и началась их звездная карьера.
На взлет к танцевальному Олимпу
В 2015 году танцевальная пара заработала свою самую ценную награду — 3 место за Кубок мира в Санкт-Петербурге.
— Это был настоящий прорыв, — говорит Ирина. — Потому что до этого были чемпионаты мира, где мы все время занимали пятые места. Да, мы были в финале, но выбраться из пятерки нам никак не удавалось. А к 15 году мы уже примелькались, накатали программу, запомнились и стали бронзовыми призерами.
Чемпионка отмечает, что в данном виде спорта есть свои правила. Очень важны такие критерии, как внешность и подача, пара должна выглядеть на все сто.
В открытом чемпионате Москвы по спортивным бальным танцам на инвалидных колясках в том же году они стали серебряными призерами. А дальше — все как в тумане. Из каждого тура танцоры возвращались с наградами.
Финалистка чемпионатов мира в Токио (2013) и Риме (2015).
Кубок мира по спортивным бальным танцам на инвалидных колясках в Санкт-Петербурге (2016) — серебряный призер.
Чемпионат Европы в Кошице, Словакия (2016) — серебряный призер.
Открытый чемпионат Германии 2017 Франкфурт-на-Майне Германия — золото.
Чемпионат мира в Малле, Бельгия (2017) — золото.
Чемпионат мира в Бонне, Германия (2017) — серебряный призер.
Кубок мира в Йорке, Нидерланды (2019) — золото.
«Настолько тяжело, что болели зубы»
Любой вид спорта, а в особенности на инвалидной коляске — это нечеловеческий труд, который заставляет работать на пределе своих возможностей.
— Это физически очень тяжело и сложно. У меня была такая практика — я могла приходить на тренировку почти в 12 часов ночи. На физическую выносливость был прицельно настроен мой партнер, — вспоминает чемпионка. — Но я не жаловалась и старалась. Сильно старалась. Порой было тяжело настолько, что болели зубы, хотя, казалось бы, в них нет мышц.
Но с моральной точки зрения было все хорошо и спокойно. Ирина с самого детства любила танцевать, поэтому всегда с радостью тянулась к тренировкам. Ее окружал слаженный коллектив, который работал как единый организм: вместе они жили, готовили еду и ездили в туры.
Стало любопытно, как к этому относился муж, не ревновал ли?
— Ну что вы, — смеется она, — мы довольно близкие друзья, таких вопросов он никогда мне не задавал, да и я никаких поводов для ревности не давала.
Безжалостное отношение к себе
Именно благодаря этому Ирина Макейчик, по ее собственным словам, смогла достичь таких высот.
— Я ни на что не жаловалась, все терпела и все выполняла. Мой партнер говорил: «Ты — моя самая лучшая партнерша», — делится героиня. — Ни одной слезы, ни одной жалобы. Я горела этим делом.
Ирина Макейчик является многократным победителем и призером чемпионатов Беларуси и мира, а также мастером спорта международного класса.
К решению выйти из спорта Ирина пришла после того, как все меньше и меньше мероприятий стали проводить из-за санкций. Тем более, пришла пора заняться обследованиями и поберечь свое здоровье.
Сейчас Ирина большую часть времени проводит дома, занимаясь любимыми делами: смотрит фильмы, готовит, общается с тремя племянниками, которые очень любят приезжать в гости.
Но сама признается, что думает выйти на работу и устроиться фасовщицей, диспетчером или попробовать себя на удаленной работе. Ее задумку поддерживает и муж Андрей, чью мастерскую видно из окна квартиры.
Летом они вместе любят ездить на природу — рыбачить. На полках рядом с наградами Ирины стоит и статуэтка почетного рыбака. Так что семья чемпионов редко сидит на месте и постоянно пробует что-то новое.
— Мой главный посыл в том, чтобы люди не теряли время. Если сломались, заболели, старайтесь быстро из этого выйти и физически себя как-то в норму привести — чтобы бежать, но уже в этой новой жизни и новой реальности.