Рост накоплений вдвое и мир — итоги 2025 года для белорусов
После новогодних праздников принято подводить и оценивать итоги, анализировать успехи и неудачи ушедшего года, строить планы на будущее. В этой связи весьма желательно оглянуться назад и по сторонам, чтобы увидеть и понять то, что белорусам действительно жизненно важно и чем всем нам надо по-настоящему гордиться.
Наше главное достижение
Рассуждая о наших успехах, было бы уместнее всего привести официальную статистику, свидетельствующую о социально-экономических достижениях Беларуси в ушедшем 2025 году. Например, напомнить белорусам о том, что несмотря на жесточайшие санкции и ведущуюся прямо у нашего порога кровопролитную войну белорусская экономика продолжила свой рост на уровне 1,3 процента ВВП. А составляющее фундамент продовольственной безопасности страны производство продуктов питания выросло еще больше — на 2,6 процента.
При этом наши люди и государство имели доходы, позволяющие им не только тратить, но и больше сберегать. Государство, например, нарастило объем «подушки безопасности» в виде золотовалютных резервов до 14,3 миллиарда долларов. При этом впервые был превышен общепринятый в мировой практике порог устойчивости экономики, соответствующий достаточному для обеспечения трехмесячного импорта страны запасу резервов. Что касается белорусов, то по сравнению с прошлым годом их накопления на долгосрочных банковских депозитах выросли вдвое, достигнув 4 миллиардов рублей. Этот факт свидетельствует как об увеличивающемся благосостоянии наших людей, так и их растущем доверии к отечественной банковской системе и белорусской экономике в целом.
Вместе с тем, наряду с этими и множеством других количественных показателей есть один исключительно важный качественный параметр белорусской действительности, в сравнении с которым любая статистическая цифирь имеет лишь вспомогательное значение. И наш Президент, имея в виду именно этот параметр, не раз подчеркивал, что достигнут он нашей находящейся на разломе глобального противостояния страной в сложнейших геополитических и геоэкономических условиях.

Вот и в самом конце ушедшего года во время своего весьма символичного посещения высокотехнологичного завода «Интеграл» глава государства вновь напомнил белорусам об этом нашем достижении. «Сегодня и мы уже говорим о том, чтобы было мирное небо над головой. Это главное, — отметил Александр Лукашенко, имея в виду напутствие «лишь бы не было войны» от наших умудренных горьким опытом дедушек и бабушек. — Если есть мир — я часто об этом говорю — мы все сделаем, что нам надо. А чего у нас нет, мы купим. Но для этого нужен мир, это основа. Потому мы будем делать все, чтобы вы могли трудиться и приходить в эти новые прекрасные цеха, видеть своих деток, жить спокойно и создавать им будущее. Чтобы им можно было куда-то прийти и работать в будущем. Мы будем стараться для вас именно это все сделать».
К сожалению, многие из нас почему-то продолжают считать, что лежащие в фундаменте пирамиды человеческих потребностей мир и безопасность — это некие навеки данные нам константы. Увы, трагичный опыт наших соседей воочию доказал, что это вовсе не некая незыблемая данность, а результат взвешенной, глубоко продуманной внешней и внутренней политики белорусского руководства.
Неденежная координата благополучия
Пожалуй, еще со времен начала строительства в бывшем СССР капитализма и затем уже в лихие 90-е у большинства из нас сложилась опасная иллюзия о том, что деньги — всесильный фундамент благополучия. Во многом этому способствовала и активно навязанная нам в то время Западом идеология либерализма и свободной рыночной экономики, где якобы все можно купить за деньги. А значит, имея доходы от продажи сырья и низкотехнологичных производств, можно «не париться» по поводу собственного хай-тека, науки, качественного образования.
Нынешняя ситуация нестабильности, неопределенности, непредсказуемости в мировой экономике и геополитике воочию доказала, что у благополучия есть и другое — нефинансовое — измерение. Так, выяснилось, что сегодня те же западные страны могут запросто конфисковать имущество, заморозить золотовалютные резервы непокорных стран, применить к ним экономические санкции, технологическое эмбарго и даже военную силу. А сама идеология рыночного либерализма на поверку оказалась всего лишь злонамеренной ловушкой Запада, изначально желавшего поставить конкурентов в технологическую зависимость. Особенно очевидной роковая угроза такой зависимости стала после того, когда западные страны, опираясь на технологичное превосходство, начали решать свои проблемы военным путем. Именно так было в разбомбленных и опустошенных ими Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане…
Таким образом, наряду с финансовым благосостоянием второй (а в реальности первой, потому что более важной) координатой благополучия выступает безопасность. Безопасность, которая в наш технотронный век всецело зиждется на собственных высоких технологиях, используемых в экономике и, увы, на поле боя. Иными словами, сегодня жизненно важно начинать планировать количественный рост не только ВВП, но и его технологического качества. Ведь одно и то же увеличение производства можно обеспечить за счет, положим, сырьевого сектора либо высокотехнологичной сферы, что, однако, далеко не одно то же.
Кстати говоря, учеными экономического факультета БГУ для измерения технологического качества разработан специальный показатель. Он характеризует технологическую структуру ВВП с точки зрения удельного веса в нем продукции высоких, средневысоких, средненизких и низких технологий. Его целенаправленное увеличение наряду с традиционным ростом ВВП может и должно стать ключевым фактором повышения технологической, а значит, экономической и национальной безопасности Беларуси.
Наши опоры безопасности
С точки зрения науки об инновациях, основу современного хай-тека составляют так называемые макротехнологии — IT-индустрия, биотехнологии, производство аэрокосмической техники, цифровые технологии, микроэлектроника и т.п. Подсчитано, что для поддержания в актуальном состоянии любого из полусотни этих технологических направлений требуются затраты на уровне 20 миллиардов долларов в год. Конечно, белорусские ученые и инженеры много делают на этом поприще. Однако очевидно и то, что наша страна с ВВП в 80-90 миллиардов долларов физически не потянет развитие хотя бы нескольких таких макротехнологий. Таким образом, вся надежда возлагается на сотрудничество с дружественными странами.
И к счастью, у нас есть на кого опереться! Прежде всего, конечно, это союзная Россия. Она весьма преуспела в области ядерных технологий и военно-технического хай-тека, который позволяет ей уже четвертый год кряду достойно выстаивать под натиском высокотехнологичного НАТО и всего богатейшего «цивилизованного» Запада. Поэтому передача братской Россией нашей стране тактического ядерного оружия и ракетного комплекса «Орешник», несомненно, является ключевым событием в укреплении военной безопасности Беларуси. Строительство же с участием России БелАЭС позволило нашей стране обеспечить и энергетический суверенитет.
Другое стратегическое направление технологического сотрудничества — китайский вектор. Об этом почему-то мало говорят, но под занавес 2025 года Поднебесная совершила «тихую мировую революцию» в области высоких финансовых технологий. Речь идет о запуске системы трансграничных расчетов Renminbi Digital, функционирующей на основе цифрового юаня e-CNY. Она является альтернативой основанной на американском долларе системе SWIFT, позволяя обойти контроль за платежами и влияние на них со стороны США.
Сегодня к китайской платежной системе уже подключились около двух десятков стран АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины), Ближнего Востока и СНГ. Объем расчетов через китайскую трансграничную систему за короткое время достиг 90 миллиардов долларов. Общий же объем платежей в цифровых юанях в прошлом году составил 14,2 триллиона, или 2 триллиона долларов.

Все это говорит о том, что Поднебесная мощно заявила о себе в качестве нового могучего финансового и технологического полюса грядущего многополярного мира. Поэтому чрезвычайно важно, что Великий Китай, предоставивший нашей стране «статус всестороннего и всепогодного стратегического партнерства», воспринимает ее как полноценного надежного партнера. Поднебесная — одна из немногих стран, передающая Беларуси высокие технологии, главным образом, через инновационную платформу «Великий камень» и инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Благодаря этому наша страна обзавелась, например, собственным легковым автомобилестроением, возвела уникальную для всего постсоветского пространства Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию.
Из самых последних новостей белорусско-китайского технологического сотрудничества следует отметить активную работу над созданием в Беларуси собственной универсальной ракетной пусковой установки с дальностью стрельбы до 500 км, в том числе, вероятно, способной нести специальную боевую часть. При этом, думается, одной из главных причин столь доверительного взаимодействия наших, казалось бы, столь разных стран является весьма схожая политико-экономическая модель социальной экономики. Экономики, нацеленной на благополучие не узких социальных групп, а всего народа.
Таким образом, верно выбранный в 1994 году политико-экономический курс, в том числе на развитие дружеских отношений со всеми, кто видит в нас равнозначных партнеров, позволяет Беларуси методично наращивать как количественные, связанные с ростом благосостояния, так и качественные, гарантирующие безопасность, параметры нашей жизни.