Меню

Батл: не много ли у нас памятников в стране?

Батл: не много ли у нас памятников в стране?
Фото: Архив МП

В Беларуси более 8 тысяч памятников Великой Отечественной войны, из которых 3,5 тысячи — павшим воинам, 2,2 тысячи — партизанам и подпольщикам, 1,4 тысячи — жертвам геноцида.

Орехов: Ян, как ты думаешь, не сильно много у нас в стране памятников? Как по мне, то пора, наверное, остановиться и не создавать новых. Особенно с учетом того, что многие из существующих весьма далеки от того, что называется «эстетическая ценность». То есть сделаны по принципу «памятник ради памятника». И без того работы хватает, чтобы сохранить то, что есть.

Жиманов: Дело в том, что Великая Отечественная война — основная «скрепа» белорусской идеологии. Уверен, что памятники — это правильно, и следует свято хранить память о подвиге советского народа, почти уничтожившего (жаль, не до конца) нацистскую гадину. Если перестать чтить память наших предков, отдавших свои жизни за мир, от нас просто ничего не останется. Советский Союз — самая значимая страница нашей истории, враги Беларуси и без того всячески пытаются ее запятнать и вырвать из нашего сознания. Поэтому, Владимир, памятники нужны, молодежь должна знать свою настоящую, а не лжеисторию, которую черпает из айфонов. В той истории нет героических страниц Великой Отечественной, нет БЕЛАЗа, МАЗа, МТЗ, а есть паны и шляхта. Пройдет какой пацан или девчонка мимо памятника героям, глядишь, хоть на секунду задумается…

Хатынь

Орехов: Я не против памятников. Я, скорей, против их безумного количества и эстетического качества. При этом возражу тебе по поводу молодежи, которая на периферии принимает регулярное участие в приведении этих тысяч памятников в порядок и таким образом приобщается к героическому прошлому страны. Понимаешь, когда тебя по нескольку раз в год приводят с вениками и банками с краской к «памятному объекту», восприятие его как прямой памяти нивелируется, принижается, а то и вообще исчезает. Это как отработка.

При этом столичные школьники от этой участи обычно освобождены. Налицо — самая настоящая дискриминация по географическому признаку. Может, стоит хотя бы раз в год и минских учащихся отправлять к памятникам, поближе к истории.

1930 памятников в Минской области находится на учете воинских захоронений и захоронений жертв войны. Из них более 1,6 тысячи — это памятники военнослужащим и жертвам Великой Отечественной войны. Количество новых памятников год от года увеличивается.

Жиманов: Конечно, стоит! Как по мне, их в первую очередь и нужно привлекать к подобным работам, они ведь живут — в городе-герое! За его освобождение сложили головы десятки тысяч красноармейцев. Но здесь дело даже не столько в памятниках, а в том, чтобы наша молодежь понимала, что подобный труд с их стороны может служить лишь малой частью благодарности воинам-освободителям. Поэтому с ними, в первую очередь, должны работать также и родители, и школьные педагоги. Чтобы не дай бог они не пришли к тем же мировоззренческим позициям в отношении памятников красноармейцам, которыми заражены их украинские и прибалтийские сверстники…

Орехов: И все же я считаю, что пора прекратить возводить памятники. И без того в стране есть мегапамятники. Чего стоят одни только мемориальные комплексы «Хатынь» и «Брестская крепость-герой»! Рангом пониже — десятки других мемориальных комплексов, разбросанных по всей стране: «Площадь Победы» в Витебске, «Буйничское поле» в Могилевском районе, «Проклятие фашизму» и «Прорыв» в Витебской области…

хатынь

Кто-нибудь вообще задумывался, во что обходится содержание тысяч и тысяч памятников? Если два-три десятка крупных мемориальных комплексов находятся обычно на содержании государства, то забота о других, как правило, ложится на плечи местных бюджетов, обычно не шибко богатых. Мне кажется, лучше бы направлять больше средств именно на поддержку ветеранов.

Жиманов: Вот мы и пришли к ключевой мысли нашего диалога: историческую память требуется не только сохранить, но и воспитать на ней молодое поколение. Я тоже за что, чтобы наши памятники были такими же мощными и грандиозными. Как «Сапун-гора» в Севастополе, как «Родина-мать зовет» в Волгограде, как наша Брестская крепость. Именно в таких местах особенно ощущаешь трепет в душе и в сердце. Именно в таких местах совершенно по-другому работает мозг.

музей ВОВ

Но повторять подвиг латвийских вандалов, в августе прошлого года взорвавших красивейший памятник освободителям Риги, мы ни в коем случае не будем и никому не позволим этого сделать! Потому что, в противном случае, мы начнем ставить у себя, как те же бельгийцы, чехи, латыши и прочие европейцы, памятники геям и нацистам…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59