Год качества в Беларуси — стиль жизни с опорой на советский опыт
В Беларуси 2024 год объявлен Годом качества. «Качества, которое давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг», — отметил Александр Лукшенко в новогоднем обращении.
Суверенная Беларусь пошла модернизационным советским путем, опираясь на опыт тех лет, став продолжением славных традиций прошлого. Во времена СССР делали на совесть. Добротно и качественно: от колбасы до подводных лодок. Теперь многие, даже самые лютые пессимисты с теплотой и ностальгией это признают, многозначительно растягивая: «Да-а-а, это же было советское качество!».
Несмотря на то, что советская экономика генерировала огромное количество качественной продукции, но и в ударные советские годы на этом фронте было немало неудач и нерешенных вопросов. Чтобы не споткнуться на кочках прошлых лет необходимо в первую очередь избавиться от антисоветских мифов.
Критики советской системы давят на то, что новейших истребителей, электродвигателей и космических кораблей тогда делали в избытке, а вот модных костюмов и другого достойного отечественного ширпотреба в свободной продаже было практически не найти, поэтому все гонялись за импортом. Объясняется это отсутствием конкуренции с мировыми производителями в сфере легкой промышленности и ее наличие в сфере ВПК. Разберемся, так ли это на самом деле.
Советская экономика строилась от тяжелой промышленности, ВПК и станкостроения. Этого требовала логика жизни. СССР жил по принципу «все для фронта, все для Победы». Никто на Западе не смел даже косо взглянуть в нашу сторону, нас уважали и с нами считались. В советской экономике акценты были смещены с потребительских товаров на промышленные. Экономика работала на «производство средств производства», а эта продукция не лежала на прилавках магазинов. В 90-е годы идеологи перестройки стали яростно атаковать подобный подход, пытаясь в новой экономике плясать от легкой промышленности. В результате перестроечных реформ мы лишились станков, а достойные изысканных вкусов «кружевные трусики» толпа новоявленных дизайнеров так и не скроила. В итоге единственная Беларусь стала обеспечивать все постсоветское пространство шарикоподшипниками, а вкусы модников по-прежнему удовлетворял импорт.
Как правило, о качестве советской продукции судят по концу 80-х, времени упадка всей советской системы. В этом кроется еще одна методологическая ошибка в подходе к экономике советской эпохи. Если проанализировать период с 1950-1970-е годы, то советская техника и товары для потребителей не только не уступали, но местами даже превосходили западные образцы. Легендарная Волга ГАЗ-21 покорила выставку в Брюсселе (1958), микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» в Ницце (1967), русский «джип» Нива ВАЗ-2121 взяла медаль в Чехословакии (1978), а еще знаменитый двухкамерный холодильник «Минск-15», фотоаппараты ФЭД, проигрыватели «Вега», гордость отечественных радиолюбителей минский транзистор «Океан-209», и такой список можно продолжать до бесконечности. Некоторые образцы бытовой техники были сделаны из «вечных материалов», многие из них проходили приемку на военных заводах. Мясорубка «Электросила» из 80-х у моих родителей пережила шесть современных импортных и жива она до сих пор. Продукты питания заслуживают отдельного исследования. Легендарные советские бренды служат источником креатива для современных рекламщиков. Фраза на обертке «изготовлено по советской рецептуре» — повод не сомневаться в выборе такой покупки. А качество в культурной сфере? Кинопродукция тех лет, напитанная позитивом, глубиной мысли, духовной составляющей, с сильными характерами героев до сих пор востребована не только у нас, но и во всем мире, оставаясь недосягаемой для многих современных кинотворцов. А вот, что касается продукции текстильной промышленности, то от моды мы отставали, зато костюмы и платья шились из прочных качественных тканей.
К чему я это все пишу. А к тому, что, входя в Год качества, приступая к гигантской работе, мы не должны забывать, что у нас за плечами, как позитивный, так и негативный опыт советского прошлого. Его надо не восхвалять или отвергать, а самым внимательным образом изучать.
Западная продукция всегда привлекала покупателей красивой оберткой, дизайном и рекламой. Однако качество товаров не всегда соответствовало яркой оболочке. Об этом много писали советские журналисты, побывавшие в США и Европе. Да и избыток конкуренции, об отсутствии которой у нас сокрушались либералы, часто не шел на пользу качеству. Как мы сейчас видим, попробовав на зуб рыночную экономику, конкуренция не всегда благо, она вынуждает производителей слишком поспешно выходить на рынок с суррогатом, удешевлять материалы, сознательно снижать качество, зарабатывая на запчастях. Масса примеров в прошлом и в наше время, когда даже крупные и знаменитые зарубежные концерны возвращают на доработку уже реализованные авто и даже самолеты. Добротный и качественный товар всегда был уделом малочисленного состоятельного класса, по цене не доступный большинству простых западных тружеников, как и достойное жилье, и натуральная еда. Советский гражданин даже представить себе не мог, как это жить в передвижном трейлере и питаться соевым фастфудом. Капиталистическое изобилие всего лишь иллюзия, в силу дефицита денег у большей части населения.
Сейчас общемировые тренды таковы, что «одноразовая» красота, изысканность и стиль противопоставляется истинному качеству и долговечности прошлых лет. Это относится ко всем группам товаров, от нижнего белья до автомобилей. Что лучше, простота, натуральность, прочность или элегантность, вычурность вкупе с недолговечностью каждый решает сам.
Надо отметить, что в СССР вопросами качества занималось государство. В решение этих задач были включены и власть, и общественные организации, и правоохранительные, всякого рода надзорные органы, и журналисты. Продукт производился простой, но долговечный. Теперь все отдано на откуп и совесть производителя. Реклама и технологии исправно делают свое дело. Потребителю достаточно легко внушить, что мешкообразный свитер с модным логотипом по копеечной себестоимости и цене малолитражки предел мечты и желаний. Есть знакомая коллега, которая около года копила на брендовую сумочку, вместо ремонта в квартире. Через полгода сумочка потеряла товарный вид.
Сейчас на нашем постсоветском пространстве большинство предприятий коммерческие, а пресса свободная. В СССР журналистика выполняла еще и организаторские функции. Общественные рейды по качеству выпускаемой продукции, организованные, как местными, так и центральными СМИ, были в порядке вещей. В рейдах участвовали специалисты, контролирующие органы, потребители. Потом это широко освещалось на страницах газет, в телерепортажах, на выступления прессы реагировали органы власти, на местах исправляли замеченные недостатки, принимались кадровые решения. Реагирования по итогам рейдов публиковались, их выполнение бралось под контроль. Все это давало заметный эффект. Сейчас у журналистов интерес к хозяйственным вопросам исчез. Рынок внес свои коррективы. Большинство СМИ выживает за счет рекламы. Им не до рейдов.
Однако есть и другая, не менее важная сфера, не требующая от государства затрат, чтобы ее изменить или улучшить. Это сфера обслуживания. Как известно, театр начинается с вешалки. Попав за границу, чему мы обычно восхищались и местами завидовали? Хорошему сервису. Вежливость, уважение, улыбка преследуют туриста везде, начиная с самолета зарубежной авиакомпании. Это покоряет. Отношение к потребителю на Западе формировалось веками. Нет клиентов, покупателей, ресторан, гостиница или лавочка моментально исчезают с рынка.
Недавно мои знакомые побывали в санатории под Минском и приехали разочарованные. Даже там, за свои же немалые деньги, которые пришлось заплатить за 12 дней отдыха, нарвались на грубость, безразличное, бездушное отношение кого-то из персонала и после этого осталось горькое послевкусие, хотя лечебная база, питание, номера, территория, казалось бы, на очень приличном уровне. К сожалению, подобное встречается и в некоторых поликлиниках, и в учреждениях культуры, и в канцеляриях. Речь идет о качестве обслуживания, где играет роль ответственность руководителя, профессионализм коллектива, совесть работника, моральные принципы.
На первом совещании по совершенствованию качества в 2024 году Александр Лукашенко подчеркнул: «…мы должны превзойти себя. Чтобы это сделать, формализма и разгильдяйства быть не должно. И не будет. Это я вам обещаю. Поэтому настраивайтесь с первых дней этого года на трудную, тяжелую работу». Слова Президента касаются всех нас.
Автор: Алексей Синенко