Битва за недра: зачем США активизировались в Центральной Азии и кто выиграет ресурсную гонку
В первой декаде февраля Бишкек принимал деловой форум представителей власти и деловых кругов пяти государств Центральной Азии и США. Американские представители не скрывали приоритетности региона в деле разработки месторождений редкоземельных металлов с последующим их экспортом в США.
Почему Штаты обратили взор на регион
Центральная Азия до сих пор считается регионом, где месторождения редкоземельных металлов не до конца выявлены и разработаны. А это, согласно предварительным оценкам, почти 40% мировых запасов марганцевой руды, 31% хрома, 20% свинца, 13% цинка, около 9% титана, а также медь, кобальт и молибден.

Носителями крупных наразведанных месторождений считаются районы Памира и Тянь-Шаня, но реальное количество открытых и неразработанных месторождений достоверно не известно, поскольку государства региона не раскрывают такую информацию, чтобы, когда возникнет критическая потребность в стратегическом сырье, повысить свою значимость. Плюс ко всему стоимость спутниковой геологоразведки недешёвая, поэтому оценка мощности месторождений будет производиться в тот период, когда возникнет критическая потребность в ресурсах.
Желающих разрабатывать и импортировать стратегическое сырьё, хоть отбавляй, но основными претендентами на это считаются Россия, Китай и США. Поэтому американцы давно хотят ликвидировать монополию Китая на редкоземельные металлы, для чего проводят с представителями государств Центральной Азии самые разнообразные мероприятия, подписывая договоры и соглашения, которые в будущем смогут обеспечить доступ к месторождениям.
Перспективы заключенных договоренностей на самом деле не очень понятны, поскольку, несмотря на нужду в инвестициях, государства региона не забывают о своих связях с Россией и Китаем, у которых в регионе присутствуют свои собственные интересы. Правящие круги государств региона, понятное дело, не будут отказывать в сотрудничестве российскому и китайскому бизнесу, чтобы обеспечить у себя присутствие американского.
Почему американцы проигрывают в вопросах сотрудничества
Все из-за своей хитрости и излишней прагматичности. Американцы давно завели привычку не входить в проекты на ранней стадии, предпочитая подождать, пока они будут основательно проработаны, а риски сведены к нулю. Китайцы же действуют совершенно по-другому: они вкладывают небольшие суммы, входя в проекты на этапе разведки полезных ископаемых, а затем вкладываются окончательно, если месторождение перспективно, или практически безболезненно выходят из проекта, если он не оправдал их ожидания.

Государствам, в чьих недрах залегают полезные ископаемые, естественно, выгоднее «китайский вариант», поскольку инвестиции приходят сразу, и становится абсолютно понятно, насколько перспективно то или иное месторождение. В случае удачи контроль над потенциальным ресурсом остается у китайских горнодобывающих компаний, а американцы остаются при своих интересах. Их подводит привычка получать все и сразу.
Чем рискуют государства Центральной Азии и где выход
Конкуренция за ресурсы региона среди многих игроков создает не только новые возможности для Центральной Азии, но и существенные риски. Понятно, что усиление позиций США вызовет негативную реакцию со стороны России и Китая, и наоборот.
В подобных условиях государствам Центральной Азии необходимо выработать баланс, некую равноудаленную позицию в отношениях с конкурирующими мировыми экономиками, что чревато недовольством со стороны каждой из них.
Но самый главный риск — не превратиться в сырьевой придаток для этих самых конкурирующих мировых экономик. Государствам региона нужны инвестиции не только для того, чтобы стать экспортерами сырья. Им намного выгоднее развивать собственную горно-обогатительную отрасль, чтобы самим создавать продукт с высокой добавленной стоимостью, ведь основная прибыль формируется не за счет добычи, а за счет глубокой переработки. Инвестиции в глубокую переработку редкоземельных металлов и есть окно возможностей, которые не должны быть упущены.

Наилучший вариант для государств Центральной Азии — создание совместных перерабатывающих хабов, что позволит сконцентрировать добычу и переработку сырья, снижая тем самым окупаемость проектов, а создание разрозненных горно-обогатительных комбинатов породит конкуренцию в регионе и снизит прибыльность отрасли.
Понятно, что американцы со своей стратегией «минимальных рисков и максимальных возможностей» не зайдут в перспективные проекты, заведомо отдавая их в руки России и Китая. Поэтому, они постараются играть в регионе на противоречиях между Россией, Китаем, ЕС, Японией и Южной Кореей, которые на сегодняшний день наиболее заинтересованы в редкоземельных металлах. При этом американские методы могут быть не самыми «чистыми».
Рекомендуем