Меню

Первым совершил ночной таран в Великую Отечественную войну. История летчика Петра Еремеева

Первым совершил ночной таран в Великую Отечественную войну. История летчика Петра Еремеева

В истории Великой Отечественной войны широко известно имя советского летчика Виктора Васильевича Талалихина, совершившего ночной таран. Тот воздушный бой, прославивший имя Виктора Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Тогда Талалихин — летчик 177-го истребительного авиационного полка, защищавшего от фашистской авиации небо Москвы, получил боевое задание вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако Талалихин сумел поджечь один из моторов самолета противника. Тем не менее, немец и на одном двигателе уходил от погони, поэтому Талалихин снова пошел в атаку, но обнаружил, что у него иссяк боекомплект.

И тогда наш летчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Виктор Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырех человек. Значит, счет в любом случае будет в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Но Талалихин настиг противника и нанес удар:

«Я принял решение жертвовать собой, но не упустить гада. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в противника».

После тарана его поврежденный И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом. Немецкий же самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Статья о мужественном поступке летчика Талалихина была оперативно опубликована в центральных и фронтовых газетах того времени, за свой ночной таран Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Но, как стало известно впоследствии, первым в истории Великой Отечественной войны ночной таран совершил другой летчик, не снискавший, к сожалению, такой же славы, как Талалихин.  И им был старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев, совершивший ночной таран на неделю раньше Талалихина, а именно 29 июля 1941 года.

Еремеев

Короткий боевой путь и подвиг Петра Еремеева

К началу Великой Отечественной войны Петр Еремеев был уже опытным летчиком, он служил и успешно летал на нескольких типах истребителей в авиационной эскадрилье особого назначения. И уже в первые дни войны старший лейтенант Еремеев стал заместителем командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го авиакорпуса московской зоны ПВО.

В последних числах июня 1941 года личный состав 27-го истребительного авиаполка был поднят по сигналу тревоги с аэродрома в подмосковном Клину, тогда советские авиаторы встретили вражеские бомбардировщики на подходе к столице. Старший лейтенант Еремеев точно вышел на цель, с короткой дистанции открыл кинжальный огонь по головной фашистской машине, и тяжелый, загруженный » под завязку» бомбами, вражеский бомбардировщик задымил, свалился на крыло, а затем, перейдя в штопор, рухнул на землю. Но в тот же момент пулеметная очередь воздушного стрелка с другого «юнкерса» прошила левую плоскость и фонарь истребителя Петра.  Осколки впились Еремееву в лицо, кровь заливала глаза, но мужественный летчик сумел посадить истребитель на своем аэродроме базирования.  Сделав перевязку, он отказался идти в медсанбат, и в тот день совершил еще два ночных боевых вылета, отражая налеты вражеской авиации. Указом Президиума Верховного Совета СССР Петр Васильевич Еремеев был награжден орденом Красного Знамени. При вручении награды Петр Еремеев поклялся: «Клянусь тебе, Москва, что не пожалею сил и самой жизни, буду беспощадно бить врага, если кончатся патроны — протараню». И спустя время он подтвердил сказанное, совершив ночной таран.

В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев патрулировал небо над Ново-Петровском, и в лучах прожектора заметил шедший на Москву немецкий бомбардировщик, не мешкая, зашел ему в хвост и обстрелял. Бомбардировщик со снижением стал уходить на запад, Еремеев потерял его из виду, но тут же заметил другой бомбардировщик «Ю-88», находящийся на боевом курсе. Еремеев подошел к нему вплотную и с ярость нажал на гашетки, но…пулеметы молчали — закончились патроны.  Тогда Петр Еремеев, чтобы не допустить врага к столице, врубился винтом своего истребителя в хвост вражеского бомбардировщика. От сильного удара его истребитель перевернулся и начал разваливаться, и Еремеев выпрыгнул с парашютом.

Еремеев

А вот как описал подвиг Петра Еремеева военный историк-исследователь Олег Каминский:

«Советский истребитель подошел почти вплотную к «Юнкерсу» — примерно на 30-50 метров, но неожиданно заклинило оба крыльевых пулемета, а в крупнокалиберном уже вовсе не было патронов. И все же, упускать врага «Сталинскому соколу» не хотелось. Он стал быстро подходить к бомбардировщику.

Находившийся в этом районе однополчанин Еремеева капитан С. С. Майковский видел, как наш истребитель пристраивался к хвосту вражеского самолета, но чем закончился бой, ему узнать не довелось, так как в темноте потерял самолеты из виду. А бой происходил вот как.

Сильная воздушная струя от моторов «Юнкерса» бросала «МиГ» Еремеева из стороны в сторону. Но летчик настойчиво приближался к противнику. Когда осталось метра два-три, он отдал ручку управления от себя и винтом полоснул по хвосту вражеского самолета. Удар пришелся по стабилизатору и рулю поворота. Посыпались искры…

Истребитель сильно встряхнуло, и он перевернулся через крыло. Мотор ещё работал, но давал такую тряску, что вибрирующая ручка управления не давала возможности пилотировать самолет. Летчику ничего иного не оставалось, как покинуть свой верно послуживший истребитель. При этом он довольно сильно ушибся бедром о стабилизатор, но все же благополучно опустился на парашюте возле опушки леса у деревни Головино Истринского района. Невдалеке горел упавший его «МиГ».

Выбравшись из кустарника на дорогу, летчик направился в сельскую усадьбу. По пути он встретил секретаря местного райкома партии и тот отвез его на машине в райком. Пока летчик отдыхал там, местные жители успели найти в лесу конец лопасти от истребителя Еремеева, на котором отчетливо были видны зазубрины от удара.

Нашли они и отбитый триммер руля глубины немецкого самолета. Любопытно, что на задней кромке триммера виднелась надпись по-немецки «Nicht anfassen!» («Не трогать!»). Однако, по иронии судьбы, советские летчики, идущие на таран, «любили потрогать» именно хвостовую часть вражеских самолетов.      

Утром 29 июля к месту тарана выехали заместитель командира 6-го корпуса подполковник А. И. Митенков и батальонный комиссар Д. Г. Авелев из полка Еремеева. После выяснения обстоятельств, было подтверждено, что Еремеев действительно таранил немецкий самолет.

Кроме того, через несколько дней, в районе Истры воинами 14-го зенитно-прожекторного полка был обнаружен и упавший бомбардировщик. И впоследствии его обломки были выставлены на одной из площадей Москвы с сопроводительной надписью: «Хвост немецкого бомбардировщика, сбитого над Москвой стершим лейтенантом Еремеевым».

Кстати, сбитый бомбардировщик оказался не «Юнкерсом-88», на самом деле, это был «Хейнкель-111» из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». Из состава его экипажа погиб наблюдатель унтер-офицер Густав Энглер, а бортрадист ефрейтор Герберт Франке и бортстрелок ефрейтор Александр Улльрих пропали без вести. Зато невероятно повезло пилоту унтер-офицеру Антону Зерабеку – он сумел не только спастись на парашюте, но и, перейдя через линию фронта, вернуться в свою часть, где и поведал о таране его русским истребителем».

Как видим, уважаемые читатели, ночной таран, совершенный старшим лейтенантом Петром Еремеевым в ночь на 29 июля 1941 года, и был первым в истории Великой Отечественной войны.

Еремеев

По свидетельствам современников летчика Еремеева

*** Петр Еремеев родился в 1911 году в деревне Бердино Уфимского района Башкирской АССР. Закончив семилетку, он с родителями переезжает в город Ашу Челябинской области. Его отец — Василий Андреевич, работал там слесарем в огнеупорном цехе металлургического завода., и сын Петр тоже пришел трудиться в этот же цех клепальщиком-молотобойцем. На заводе Петра приняли в комсомол, затем избрали секретарём комсомольской организации цеха. Здесь же его приняли и в партию. И по путевке Уральского обкома ВКП(б) Петр Еремеев поступил в Оренбургскую военно-авиационную школу летчиков, которую окончил в 1936 году. Как один из лучших выпускников школ, он был направлен летчиком в отдельную авиационную эскадрилью особого назначения, которая с началом Великой Отечественной войны была преобразована в 27-й истребительный авиационный полк 6-го корпуса московской зоны ПВО.

*** Впервые информация о ночном таране отважного летчика Петра Еремеева была опубликована в газете Московского военного округа «Красный воин», и было это в номере за 7 августа 1941 года.

 *** Об подвиге летчика Петра Еремеева писал в центральной газете Красной Армии «Красная Звезда» известный советский писатель Алексей Толстой, в своём очерке «Таран». Об этом свидетельствует тот факт, что в Институте мировой литературы имени Горького Академии наук СССР хранилась рукопись Алексея Толстого с набросками к очерку «Таран».  На последнем рабочем листе есть авторская пометка с датой: 15 августа 1941 года. Значит, очерк о подвигах лётчиков писатель готовил по горячим следам после ночных таранов Петра Еремеева и Виктора Талалихина.

*** Из воспоминаний бывшего командира 6-го авиационного корпуса московской зоны ПВО генерал — полковника авиации Ивана Климова, под началом которого служил и воевал Пётр Еремеев, который хорошо запомнил события тех грозных дней:

«Петр Еремеев сразу же после выпуска из военной авиашколы пришел в нашу эскадрилью особого назначения. Скромный, немногословный, старательный, он с первого дня самым добросовестным образом относился к летной работе. Был в первых рядах отличников боевой и политической подготовки… Рос его авторитет среди лётчиков, а уж у них авторитетом пользуется тот, кто отлично летает и не показывает своего превосходства над товарищами… Когда мне доложили, что Еремеев совершил ночной таран, я не сразу поверил: нам ведь не было известно случаев ночного тарана. 29 июля, когда он вернулся в полк, я разговаривал с ним по телефону. Пётр Васильевич доложил, как все произошло. Затем и комиссия сообщила, что нашли обломки стабилизатора вражеского бомбардировщика и концы лопастей винта от истребителя Еремеева.

Написали представление на Еремеева за этот подвиг к ордену Ленина. От нас потребовали документы экипажа и оружие с вражеского самолёта. Лишь через неделю прожектористы 14-го зенитного полка передали, что самолёт найден в районе Истры. Но случилось, что на этот раз документы не были отправлены из полка. Так Еремеев остался не награждённым. Вскоре его назначили в 28-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи, а в конце августа 1941 года полк вышел из моего подчинения».

Еремеев

Вот так и получилось, что подвиг летчика Еремеева не получил такого признания, как подвиг Талалихина, совершенный неделей позже. Правда, за проявленное мужество и героизм, командование представило летчика к награждению орденом Ленина.  Но и эту награду летчик— герой Петр Еремеев так и не получил …   В августе и сентябре 1941 года он продолжал храбро сражаться, совершив в общей сложности более 70 боевых вылетов, сбил еще несколько вражеских самолетов, два из них – ночью, но в очередном боевом вылете 2 октября 1941 года Петр Васильевич Еремеев погиб. Как это произошло: полк, в котором воевал Петр Еремеев, прикрывал действия наших штурмовиков, работавших по наземным целям. В тот день командир авиационной эскадрильи старший лейтенант Еремеев вылетел вместе с молодыми летчиками Тюриным и Крапивко, и успешно выполнив боевое задание, они уже возвращались на аэродром. Неожиданно шесть «мессершмиттов» вынырнули из облаков и атаковали звено наших «мигов». Завязался ожесточенный бой, в котором фашистские летчики не выдержали напора советских летчиков и отстреливаясь, стали покидать поле боя. Но одной из последних очередей фашистам удалось поджечь самолет Петра Еремеева. Комэск дотянул самолет до деревни Краснуха, где тот и упал.

Об увековечении памяти Еремеева

С большим опозданием, но все же, в 1995 году Указом Президента России старшему лейтенанту Петру Васильевичу Еремееву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В Челябинской области России помнят и свято чтят имя Петра Васильевича Еремеева:

** в городе Аше есть именные улица и средняя школа № 1, в которой учился будущий герой Великой Отечественной войны;

 ** в селе Иглина на Аллее Героев ему установлен бюст;

 ** на мемориальном комплексе Славы в городе Златоусте установлена мемориальная доска в его честь.

Еремеев

Возвращение героя Великой Отечественной войны в родные края

Долгие годы считалось, что Петр Еремеев похоронен на погосте Серемуха, близ деревни Красуха, примерно в 10 километрах от места падения самолета. Но в списке погибших, который выбит на братской могиле, фамилии Еремеева не было. Это обстоятельство и послужило отправной точкой для продолжения поиска. Поисковики искали информацию в архивах, опрашивали местных жителей, и в результате останки летчика Петра Еремеева были обнаружены в 4 километрах к юго-востоку от деревни Турской в Осташковском районе. Воронка была в глухом месте, в заболоченном лесу.

«При обследовании указанного места были найдены детали с заводским номером самолета МиГ-3 – 4186 – и сокращенным номером мотора – 1954, – так рассказывал поисковик, историк военной авиации Сергей Катков. – По этим номерам подтвердили, что именно этот самолет с мотором № 291954 пилотировал старший лейтенант Еремеев из 28-го истребительного авиаполка в своем последнем боевом вылете».

А дальше открылось самое интересное и важное. Метрах в 20 от воронки металлический поисковый щуп буквально «провалился» в землю – верный признак того, что когда-то в этом месте копали. «Парни заложили шурф и на глубине полутора метров наткнулись на фрагмент кожаной куртки. Стали копать дальше. Выяснилось, что под форменным летным регланом лежат останки человека, шлемофон и личный медальон», – продолжил свой рассказ Сергей Катков.

Как оказалось, Петр Еремеев почти 80 лет пролежал в лесу у обломков своей боевой машины, даже без скромной солдатской пирамидки. Первоначально в качестве возможного места перезахоронения героя рассматривалось Федеральное военное мемориальное кладбище в подмосковных Мытищах, однако потомки героя изъявили желание, чтобы его прах покоился в Челябинске.

К мнению родных прислушались, и в городе Осташкове состоялась передача останков летчика для доставки их на Южный Урал, чтобы предать земле в День Героев Отечества.

Еремеев

И 9 декабря 2020 года на Успенском кладбище в городе Челябинске прошло торжественно-траурное мероприятие по захоронению останков легендарного летчика Петра Еремеева, таким образом, спустя 79 лет, родные Петра Еремеева простились со своим героическим предком.

Один из фрагментов самолета, с чудом сохранившимся инвентарным номером, поисковики передали его дочери и сыну, именно этот небольшой кусок фюзеляжа самолета и помог автору первого ночного тарана в небе Великой Отечественной войны вернуться домой спустя десятилетия.

«Это часть от самолета, она номерная. Здесь присутствует номерок. Это часть самолета, на котором он совершил таран и второй подвиг он совершил. И, к сожалению, погиб», — говорил на торжественно-траурной церемонии перезахоронения председатель поискового движения России в Челябинской области Евгений Гуринович.

Родным также на память остались еще несколько пуговиц и жетон, эти находки сделали тульские поисковики. Перед работой они тщательно изучили немецкие хроники, где чудом выживший немецкий летчик сообщал об отважном поступке советского летчика Еремеева, который протаранил его самолет в июле 41-го года, в результате чего немец не смог добраться с полным комплектом бомб до Кремля.

«Уникальность тарана Петра Еремеева в том, что в немецких документах зафиксирована потеря немецкого бомбардировщика, причина — воздушный таран советским истребителем», — отметил командир поискового отряда «Надежда» Сергей Катков.

Героя Великой Отечественной войны Петра Еремеева похоронили на Аллее Славы Челябинского кладбища.

И символично, что место захоронения находится всего в нескольких километрах от военного аэродрома, а это значит, что над Петром Еремеевым всегда будут летать военные самолеты.

И все же еще раз о первом ночном воздушном таране

Самым же первым ночным тараном в истории мировой боевой авиации стал таран, который совершил советский летчик Евгений Степанов 25 октября 1937 года во время Гражданской войны в Испании.  В ночь на 25 октября Степанов вместе с другим советским летчиком Ильей Финном нес ночное боевое дежурство на аэродроме Сабадела (в 25 километрах от Барселоны, прим.). В пятом часу утра он заметил группу бомбардировщиков «Савойя-81», шедших к Барселоне. Бомбардировщик ведущего нес зажигательные бомбы, они должны были служить ориентиром для других вражеских самолетов, несших осколочные бомбы.

Еремеев

Первыми огонь по И-15 открыли итальянцы, Степанов в ответ резанул пулеметной очередью, но несмотря на попадание в крыло, SM-81 отстреливаясь, продолжал держать курс на Барселону.

«Если я его сейчас не свалю, будет поздно, бомбы упадут на город… «. Он знал, что происходит там, внизу: надрывно ревут в порту гудки пароходов, на улицах стоит пронзительный вой сирен, переполнены женщинами, детьми, стариками подвалы домов и небольшие станции метро…»

Видя, что стрельба не приносит нужного результата, Степанов пошел на таран. Удар в хвостовое оперение свалил одну из «савой», самолет вместе с экипажем из 6 итальянцев упал в пригороде Барселоны. А остальные бомбардировщики приняли решение прекратить задание и сошли с боевого курса.

Степанов с Финном благополучно посадили свои машины на аэродроме в Сабаделе. Фюзеляж и крылья И-15 Степанова во многих местах были изрешечены пулями, у воздушного винта погнуты концы лопастей.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59