Обновление концепции нацбезопасности. Что нужно знать каждому белорусу
Зачем нам нужен этот документ? Для выработки общих подходов в государственной политике с целью обеспечения национальной безопасности.
Внесение изменений в Концепцию связано с необходимостью ее адаптации к современным реалиям. Поручение модернизировать этот документ дано Президентом страны на VI Всебелорусском народном собрании. Хотя мы можем говорить, что принятый в 2010‑м документ не утратил своей актуальности. Более того, выстроенная в соответствии с его положениями система национальной безопасности продемонстрировала эффективность в самый острый период внешнего давления на Беларусь.
Обновленный проект этого документа опубликован для обсуждения.
По мнению разработчиков Концепции, основными потенциальными или реально существующими угрозами национальной безопасности сегодня являются посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Беларуси, навязывание нашей стране политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы.
На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские настроения.
- В проекте обновленной Концепции нацбезопасности прописано, что внешнеполитическая деятельность обеспечивает реализацию независимого курса на международной арене. Она основывается на стратегических союзнических отношениях с Россией, всестороннем сотрудничестве с другими дружественными государствами в рамках интеграционных объединений с участием Беларуси, укреплении стратегического партнерства с Китаем.
- Во внешней политике страна будет руководствоваться принципом многопланового взаимодействия с другими государствами, уважающими взгляды и интересы Беларуси.
- Наша республика — полноправный субъект международных отношений, а также неотъемлемое звено системы региональной безопасности.
- В документе обозначены такие угрозы, как дестабилизация белорусской финансово-кредитной системы, потеря внешних рынков, низкий уровень обеспечения энергетическими и сырьевыми ресурсами.
- В перечне угроз — проявления экстремизма в любых формах, в том числе терроризма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды, возникновение массовых и иных беспорядков, дезорганизация системы госуправления, создание препятствий функционированию различных институтов.
- В Концепции планируется прописать поддержание прагматичного диалога Беларуси с ЕС и США, в том числе в целях отмены санкций.
- Как способ нейтрализации источников угроз нацбезопасности в документе указывается возобновление участия республики в региональных и субрегиональных организациях и инициативах Европы на недискриминационной основе.
- Проект предполагает, что защите интересов государства будет способствовать многовекторная политика на основе общепризнанных принципов международного права.
- В качестве мер нейтрализации угроз предлагается определить своевременное выявление, предупреждение и пресечение политико-дипломатическими методами попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси со стороны других государств и их объединений.
- Защитой от угроз могут стать сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности, участие в различных международных договорах, в деятельности ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, использование институтов и механизмов ШОС.
Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих игроков к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке в различных регионах мира (эскалация напряженности на Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).
Мало того, как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались фашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.
Кроме того, в нашем регионе идет усиление военной активности и наращивание военных группировок, в том числе и на границе с Беларусью. Возрастает частота учений, увеличивается численность военнослужащих объединенных вооруженных сил блока НАТО (до 37 тысяч человек сегодня, свыше 200 танков, 800 бронированных машин и так далее). Эта военная активность не может не волновать. Новая редакция Концепции национальной безопасности вырабатывает основные механизмы противодействия этим вызовам и угрозам.
Обстановка сегодня очень непростая, и Президентом дано конкретное поручение: силовой блок должен сделать все для того, чтобы наш народ, наша страна жили мирно и спокойно. Обеспечить безопасность и спокойствие наших граждан — основная задача, стоящая перед силовыми структурами.
Для защиты от угроз
Необходимо отметить, что при корректировке Концепции досконально изучен опыт США, Великобритании, Германии, других европейских государств, а также России и стран постсоветского пространства в сфере национальной безопасности. А обсуждение Концепции будет происходить на диалоговых площадках по принципу обсуждения Конституции. Это обеспечит участие наших граждан в управлении страной, покажет, что мы ни от кого ничего не скрываем. Услышим замечания, пожелания нашего народа, чтобы потом, как и написано в Конституции, вынести Концепцию национальной безопасности на утверждение Всебелорусского народного собрания.
Повторим, Александр Лукашенко подчеркнул, что Концепция 2010 года не утратила актуальности и продемонстрировала свою эффективность, также и в острейший период давления на Беларусь извне. Он пояснил, что все «провокации, санкции, политические ультиматумы и прочее» стали опытом для разработки стратегии дальнейшего развития. Поэтому адаптация Концепции национальной безопасности к современным реалиям стала логичным и своевременным шагом.
Также Президент указал на то, что сегодняшняя международная повестка связана с возвращением элементов холодной войны. Здесь он назвал гонку вооружений и ядерный шантаж со стороны лидеров отдельных государств Запада. Отметил рост угроз «агрессивного национализма и экстремизма» в различных их формах. Добавил, что «поднимает голову идеология неофашизма», а также не снижаются риски распространения наркотиков, торговли людьми, нелегальной миграции и др.
Есть и такой аспект: Беларусь и Россия пересмотрят Концепцию безопасности Союзного государства. Алгоритм работы госорганов для защиты от угроз. Задача по переработке Концепции безопасности Союзного государства поставлена на заседании ВГС в Москве президентами Беларуси и России Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Экономика и безопасность сегодня остаются в центре внимания глав наших государств.
Угрозы национальной безопасности для Беларуси существуют во всех сферах: политической, военной, социальной, научно-технической, миграционной, демографической, экологической и т. д.
Как рассказал госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович, при актуализации документа учтут опыт работы и над Концепцией национальной безопасности нашей страны: «Действующая Концепция безопасности Союза — на тот момент Беларуси и России — вышла за горизонт своего действия. Все положения, которые были заложены 25 лет назад, отработали свое. Поэтому, исходя из этого беспрецедентного переустройства мира, разрушения однополярного и строительства многополярного мира, разрушения той архитектуры безопасности, которая столько лет существовала, а сегодня разрушена, назрела необходимость определения интересов Союзного государства, выработки механизмов противодействия тем вызовам и угрозам и направлений прежде всего по сферам действия: как жить, развиваться, существовать и так далее».
Когда нет гарантий
Давайте вернемся к прошлому: наш Президент констатировал, что западные страны не выполняют договоренности о гарантиях безопасности: «Где-то после 1994-го года, известного Будапештского меморандума, где клялись все западные державы и Россия предоставить полную безопасность Казахстану, Украине и Беларуси. Естественно, вы знаете, что западные государства растоптали все эти договоры, соглашения и заявления, и никакой безопасности нет. Имелась в виду экономическая безопасность в том числе. Ну какая экономическая безопасность, если они вводят против нас, России санкции?! Поэтому я этот вопрос поднял в переговорах с Президентом России. Он абсолютно меня поддержал по всем направлениям. И, говорит, нам надо проревизировать все наши договоры и соглашения — Беларуси и России, — посмотреть, какой нормативный правовой акт межгосударственного характера надо принять сейчас, чтобы обеспечить полную безопасность Беларуси».
Как прозвучало на переговорах, в случае агрессии против Беларуси Российская Федерация защищает Беларусь как собственную территорию. Нам нужны вот такие гарантии безопасности.