ООН управляла целыми регионами и странами. Возможно ли это с Украиной?

В конце марта президент России Владимир Путин, находясь на атомном подводном крейсере «Архангельск», говорил о введении на Украине временного «внешнего управления» ООН. Такое, по мнению Путина, возможно, поскольку нынешние украинские власти нелигитимны, и только временная администрация под эгидой ООН способна организовать проведение выборов, как это было в Западной Новой Гвинее, Восточном Тиморе и государствах бывшей Югославии.
Это было раньше, но в настоящее время миротворческие контингенты ООН контролируют две демилитаризованные зоны, и формально под управлением ООН находится Косово. Демилитаризованные зоны, охраняемые контингентами ООН, — это так называемые «Зеленая линия» на Кипре и «Пурпурная линия», разделяющая Голанские высоты и Сирию.

Но в ХХ веке временная администрация ООН управляла целыми странами и регионами. Так, в октябре 1962 года перешла под контроль временной исполнительной власти ООН территория, которая называлась Западной Новой Гвинеей, бывшая колония Нидерландов. Это был первый случай в истории, когда ООН приняла под свое прямое правление территорию целого региона, чтобы передать его Индонезии.
Нидерланды этому сопротивлялись, но под международным давлением согласились, Индонезия же не принимала такого решения, поскольку опасалась создания на подконтрольной ООН территории независимого государства. После окончания Второй мировой войны Нидерланды действительно планировали предоставить Западной Новой Гвинее независимость, в том числе и от Индонезии. Но последняя, пользуясь поддержкой со стороны СССР, предъявила свои права на эту территорию, ссылаясь на то, что, как и Индонезия, она входила в состав бывшей Голландской Ост-Индии.
Внешнее правление ООН продолжилось в этом случае семь месяцев вместо запланированных двух лет. Расходы на эту миссию ООН разделили между собой Нидерланды и Индонезия, а в мае 1963 года Западная Новая Гвинея перешла под суверенитет Индонезии.
Второй пример действия прямого правления ООН имел место в нынешней Камбодже, где с 1978 по 1989 год бушевала Кампучийско-Вьетнамская война. В 1991 году Камбоджа вместе с другими приграничными государствами подписала в Париже соглашение, в соответствии с которым управление страной передавалось Временному органу ООН в Камбодже. Главная задача этого органа, как и в предлагаемом случае с Украиной, — организация и проведение справедливых парламентских выборов, принятие конституции и возвращение камбоджийских беженцев из других государств. Временный орган ООН столкнулся с отказом красных кхмеров от разоружения, поэтому их оппоненты также сдали оружие лишь формально.

Выборы были организованы и прошли с 23 по 28 мая 1993 года при 90- процентной явке избирателей. Победил на выборах Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную Камбоджу, стоявший на монархических и умеренно правых позициях. Второе место заняла Народная партия Камбоджи, поэтому в сентябре того же года власть была передана местному правительству под руководством двух премьер-министров, — Хуна Сена от Народной партии и Нородома Ранарита от Национального объединенного фронта.
Временному органу ООН, несмотря на некоторые усилия, так и не удалось стабилизировать ситуацию в Камбодже, поскольку в 1997 году Хун Сен отстранил от власти своего соправителя, совершив государственный переворот, да и красные кхмеры сложили оружие только в 1999 году, шесть лет спустя после окончания мандата ООН.

В настоящее время формально действует мандат ООН в Косово, но там с 2008 года действует свое собственное правительство.
Если предложение Путина по Украине когда-нибудь найдет поддержку в ООН, то его реализация столкнется с серьезными проблемами. Во-первых, согласно 78-й статье Устава ООН, система внешнего правления не может распространяться на членов организации, а тем более, на государство-учредителя. Во-вторых, Совет по опеке ООН, занимающийся вопросами внешнего правления, прекратил свою работу в 1994 году. Возобновить его деятельность можно только по решению Генеральной Ассамблеи ООН или изменив устав организации, да и то после согласия Совета безопасности. К тому же предложение Путина отвергли генсек ООН Антониу Гутерриш, США и Евросоюз. Поэтому введение мандата ООН для Украины является не меньшей проблемой, чем быстрое заключение мира.
Рекомендуем


