Какой внешнеполитический курс предлагают кандидаты-фавориты на пост президента Турции
В преддверии всеобщих выборов в Турции соискатели поста президента и депутатских мандатов в процессе своей предвыборной агитации большое внимание уделяют будущему внешнеполитическому курсу страны, который они видят по-разному. Действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и его главный оппонент Кемаль Кылычдароглу имеют разные подходы к отношениям с Евросоюзом, НАТО, Россией и Украиной.
Расширение сотрудничества между Турцией и Россией в последние годы, особенно в области энергетики и в военной сфере, неоднократно вызывали критику со стороны Запада. Кто бы не пришел к власти, отношения с Москвой по ряду вопросов останутся на прежнем уровне, не претерпев значительных изменений. Изменится только тон этих изменений, а не содержание. В Анкаре будут и дальше поддерживать взаимоотношения с Россией, так как Турция испытывает зависимость от России в той же энергетической сфере, не говоря о туризме. Последнее особенно важно для Турции сейчас, когда страна переживает масштабный экономический кризис.
Еще одним аспектом продолжения сотрудничества с Москвой останется Сирия. Проблема продолжающейся гражданской войны в Сирии, налаживание отношений с правительством Башара Асада, разграничение зон влияния в Сирии между Турцией и Россией по-прежнему останутся злободневными внешнеполитическими проблемами, для решения которых будет необходим диалог между Анкарой и Москвой.
Приоритетным для Турции остается вопрос о возвращении на родину 3,5 млн. сирийских беженцев, для чего необходимо восстановление отношений с сирийскими властями, чего любой президент Турции не сможет сделать без посредничества России и Ирана.
Турецкая оппозиция на протяжении длительного времени выступала за более прагматичный подход к отношениям с Сирией. При этом она постоянно критиковала вмешательство Эрдогана в сирийский конфликт, что нарушало давнюю традицию турецкой дипломатии, заключающейся в невмешательстве во внутренние дела соседних государств. Если на выборах победит Кылычдароглу, то традиция может вернуться.
Единый кандидат от шести оппозиционных партий Кемаль Кылычдароглу в случае своего избрания готов кардинально изменить внешнеполитический курс страны, направив его в сторону Евросоюза и НАТО. При этом отношения с Россией могут стать более прохладными, чем сейчас, а поддержка Украины более ощутимой. Если сейчас Турция даже под давлением США отказалась передавать Украине зенитно-ракетные комплексы С-400 российского производства, то в случае победы на выборах кандидата от оппозиции, эти и другие системы вооружений могут быть направлены Украине.
На таком фоне отношения Анкары с Западом значительно улучшатся, а напористый стиль внешней политики Эрдогана с ее неожиданными поворотами будет сглажен, т.е. поведение Турции на международной арене станет более устойчивым и предсказуемым.
В случае победы Кылычдароглу может быть изменено отношение Турции к санкциям, введенным против России, особенно в той их части, которые касаются вторичного экспорта технологий.
Следующая новация, которая точно произойдет, — это изменение риторики по вопросу вступления Швеции в НАТО. Шансы на вступление Швеции в НАТО значительно увеличатся, а значит, Турция получит возможность постепенно урегулировать разногласия с альянсом.
Если же президентом останется Эрдоган, то для него вопрос вступления Швеции в НАТО потеряет свою остроту, что будет означать определенную неясность: либо Стокгольму откроют путь в альянс, либо придется ждать дальше.
В целом, с приходом к власти кандидата от оппозиции, внешнеполитический курс Анкары развернется в сторону Запада, с Москвой будут продолжаться отношения только по наиболее важным для Турции направлениям.