Меню
Мядельский райисполком

Мифы о флаге неудачников. Как БЧБ конструируют «многовековую историю»

картина
Фото: из открытых источников

12 мая наша Республика отмечает День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна. После попытки переворота в 2020-м эта памятная дата стала восприниматься нашим обществом гораздо серьезнее, ведь тогда, четыре года назад, нам попытались подменить национальную символику. Опорочить подлинную, внедрить чуждую самому духу и историческому пути белорусской нации. Неудавшийся мятеж проходил, как известно, под бело-красно-белым флагом. Многолетними стараниями медийной инфраструктуры агентов иностранного влияния часть белорусов удалось убедить в том, что БЧБ — действительно «национальный флаг», который нужно ценить и оберегать.

Было время, отдельные чиновники Министерства культуры РБ даже заявляли о теоретической возможности признания за бело-красно-белым полотнищем статуса историко-культурной ценности. Между тем, тщательный анализ истории БЧБ позволяет с уверенностью говорить о том, что флаг этот — подлинный символ неудачи. Все, кто выступал под этим знаменем, по итогу проигрывали и наносили Беларуси огромный ущерб. Попытки представить «знак бяды» национальным символом — нечто за гранью понимания. Давайте же разберемся, что не так с бело-красно-белым стягом, и какие мифы наплодили о нем «сьвядомыя дзеячы». Пройдемся по пунктам.

«БЧБ использовали в Грюнвальдской битве»

Это неправда. Польский хронист пятнадцатого столетия Ян Длугош оставил описание всех знамен, отметившихся в сражении. Причем как польско-литовских, так и тевтонских. Никаких бело-красно-белых нет в помине: «Знамена же, определенные таким хоругвям, были почти все одинаковы, ибо почти каждая имела на знамени воина в доспехах, сидящего на белом, иногда черном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле. Только десять из них имели другое знамя и отличались от остальных тридцати; на них на красном поле были нарисованы знаки, которыми Витовт обыкновенно клеймил своих коней, которых имел множество».

«БЧБ отметился в битве под Оршей»

Не будем вдаваться в рассуждения о том, насколько в принципе значимой была «перамога» в Оршанском сражении 1514 года (рекомендуем прочитать на этот счет компетентнейшие работы военного историка Алексея Лобина). Констатируем лишь, что никакого бело-красно-белого флага там не было. Обычно ссылаются на картину «Битва под Оршей», которая хранится в Национальном музее Варшавы, но там кавалеристы атакуют под стягом Святого Георгия. Красный крест на белом фоне — такой же изображен на флаге Англии или Грузии. Под этим крестом, если внимательно вглядеться в полотно, наступает польская кавалерия, через реку переправляется венгерский гусар… Увидеть здесь «истоки БЧБ» может лишь человек с буйной фантазией (нашим оппонентам ее не занимать).

«БЧБ являлся флагом Речи Посполитой»

 Флагом Речи Посполитой являлся красно-бело-красный флаг. Чтобы узнать это, необходимо сделать пару щелчков по клавиатуре, предварительно открыв поисковик. В принципе, даже если бы бело-красно-белый флаг и вправду являлся символом Польско-Литовской державы, это можно было бы записать ему в минус, поскольку итог пребывания в составе Речи Посполитой для наших предков являлся печальным. Дадим слово представителю крайнего течения белорусского национализма Вацлаву Ластовскому (для объективности). Вот что он писал в своей «Краткой истории Беларуси»:

«У Польскай Рэчы-Посполітай зараз пасьля Маскоўскіх воен загараецца ізноў змаганьне розных вер. Але цяпер гэтае змаганьне мае зусім іншы характэр, чым даўней пры панаваньні лініі князеў з Ягайловаго роду. Каталіцтво за гэты час зрабілося верай польскай і зусім злілося с паняцьцем польскай народнасьці, так што паляк і католік гэта пачапі лічыць ужо за адно. Каталіцтво ў тым часе пачынае кіравацца да таго, каб выціснуць у Беларускіх землях ужо ня толькі само праваслаўе, але уніяцтво, і гэтае апошняе часта-густа церпіць уціск католікоў – «палякоў». У другой палавіне XVII сталецьця беларуская шляхта без мала ўся ужо перэйшла ў каталіцтво і зусім адарвалася ад свайго народу, заглушыўшы ў сабе польскасьцю беларускае національнае пачуцьце».

«БЧБ — символ возрождения государственности после революции»

Имеется в виду деятельность активистов так называемой «БНР». И правда, первые сведения о бело-красно-белом флаге относятся к 1917 году. Автором БЧБ является Клавдий Дуж-Душевский. Никаких сведений о том, что он вдохновлялся «многовековой историей», нет. В воспоминаниях от 31 августа 1934 года сам создатель не скрывал: он создавал новодел. «Интересно отметить, что белорусы [националисты] считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы, т.е. белый всадник на красном фоне, но национального флага тогда еще не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы».

Есть ли поводы у нас гордиться «БНР»? Едва ли. Во-первых, этот проект изначально являлся мертворожденным, ведь он не имел ровным счетом никакой опоры в широких народных массах. На выборах в Учредительное собрание всего за несколько месяцев до «абвяшчэння незалежнасці» Белорусская социалистическая громада, в которой состояло большинство деятелей псевдореспублики, получила 0,5% голосов белорусских избирателей. За большевиков проголосовало в десятки раз больше. Во-вторых, «БНР» навсегда запятнана коллаборационизмом. Тут и печально знаменитая телеграмма кайзеру Вильгельму («Толькі пад абаронай Германскай Імпэрыі бачыць край сваю добрую долю у будучыні»), и последующее прислуживание «бэнээровцев» то польскому, то литовскому государству (оба претендовали на отрыв части белорусских этнических земель).

По факту же первым реальным белорусским государством стала Советская Беларусь, провозглашенная 1 января 1919 года. И на решение о ее создании «БНР» не оказала существенного влияния. Как показал на основании фактов и документов историк Вадим Гигин, решение о государственном обособлении белорусских земель в составе России было принято большевистским руководством еще в ноябре 1917-го.

«Использование символики полицаями — не повод «отменять» БЧБ»

На самом деле, повод, ведь в сознании целого поколения людей бело-красно-белый флаг прочно запечатлелся в качестве стяга пособников гитлеровских оккупантов. Десятки, если не сотни, фотографий демонстрируют то, как злейшие враги нашего народа — предатели — маршируют под этим полотнищем. Контраргументов у «невероятных» обычно два. Первый: дескать, во всей Европе коллаборационисты использовали флаги своих стран. Это так, но эти же знамена были у Сопротивления. Французский триколор использовал Филипп Петен, однако данный флаг являлся символом движения де Голля. Где можно отыскать борьбу с гитлеризмом под БЧБ? Только в воспаленном сознании «сьвядомага панства».

Второй: «нет свидетельств расстрелов под БЧБ». Был бы очень признателен, если бы наши оппоненты привели фотографии и видеокадры того, как сотрудники НКВД расстреливают людей, обмотавшись флагом СССР. Не приведут — значит, и репрессий не было. Так, получается? Ведь это обыкновенная демагогия. БЧБ-шевроны носил 13-й Белорусский полицейский батальон при СД, отметившийся целым рядом омерзительных преступлений против гражданского населения. «Бел-чырвона-белы сцяг» был символикой практически всех белорусских формирований пособников Гитлера, которые вели вооруженную борьбу против собственного народа.

Спекуляции по поводу «власовского» российского триколора не выдерживают критики. Символом РОА был Андреевский флаг, а не дореволюционный бело-сине-красный. Частные употребления триколора, в основном среди небольших подразделений белоэмигрантов, фиксируются, однако руководство Третьего рейха решительно выступало против использования флага Российской империи. «Розенберг с интересом занимался вопросом о флаге. Романовский флаг с орлом и бело-сине-красные цвета были им, разумеется, отвергнуты… Исторические русские национальные цвета — бело-сине-красный — были под запретом», – писал в мемуарах Вильфрид Штрик-Штрикфельдт, офицер вермахта, приставленный к Власову в качестве немецкого начальника Дабендорфской школы РОА.

Почему, догадаться несложно. В планы нацистов, естественно, не входило воссоздание великой России. А триколор являлся именно ее символикой. В отличие от БЧБ, который с 1917 года был символом конкретного политического течения, а не страны, бело-сине-красный флаг известен с конца XVII века и отождествлялся с Россией как таковой. На начало XX столетия весь мир знал этот стяг как государственную символику Российской империи — огромного и могущественного государства. Под ним же сражалось Белое движение, большинство участников которого, по словам военного историка Евгения Норина, боролось на стороне Антигитлеровской коалиции — в основном, в рядах французской армии.

«Бело-красно-белый — первый флаг независимой Беларуси»

 Да, и при этом белорусов не спрашивали, хотят ли они такую символику. Спросили только в 1995-м благодаря инициативе Президента Александра Лукашенко, вынесшего вопрос о флаге на общенациональный референдум. О том, хотят ли белорусы распада СССР, людей все же спросили 17 марта 1991 года. На плебисците за сохранение Советского Союза высказалось 82,7% наших земляков (существенно больше, чем в России). Увы, «демократы» предпочли проигнорировать мнение народа и поставили на великой стране крест. История БЧБ в 1991-1995 годы — это не про «эйфорию от независимости», она отсутствовала — не было от чего «кайфовать», когда страну парализовала организованная преступность, а люди не знали, как прожить до следующей зарплаты (и выдадут ли ее вовсе). Это про распад, разлад и деградацию, которые были остановлены лишь после коренных реформ, последовавших после учреждения президентства.

Какую победную историю имеет бело-красно-белый флаг? Возможно, под ним мы чего-то достигли? Под Юнион-Джеком создана Британская империя, под красным знаменем КНР восстала из пепла китайская цивилизация, под зелено-бело-красным флагом объединен в едином государстве итальянский народ. История же БЧБ — обыкновенная смена иностранных хозяев представителями «сьвядомага кола». Служили кайзеру, полякам, литовцам, Гитлеру во время оккупации, американцам во время «холодной войны», США и Евросоюзу в постсоветский период. И всякий раз терпели разгромное поражение. БЧБ — флаг лузеров. Это не оценочное суждение, а исторический факт, спорить с которым невозможно.

Государственный флаг Республики Беларусь — напротив, несет в себе позитивный заряд. Принятый в 1951 году как флаг Белорусской ССР, он стал символизировать невероятные достижения белорусского народа после Великой Отечественной, восстановление, созидание, расцвет нашей культуры и науки, выход Беларуси на международную арену в качестве учредительницы ООН, успехи современной Республики. И с этим также едва ли можно поспорить.

Алексей Еловик, кандидат политических наук

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59