Меню

Покупать ли детям квартиру? Баттл о извечном вопросе на постсоветском пространстве

ключи от квартиры
Фото: из открытых источников

Извечный вопрос на нашем постсоветском пространстве: должны ли родители покупать квартиру ребенку или нет? Наверное, это тот случай, когда единственного правильного ответа нет. Одни говорят, что квартира обеспечит ребенку хороший старт в жизнь, другие — что чаду ни к чему не захочется стремиться. А что думают корреспонденты МП?

Владимир Орехов: Кто бы что ни думал, но экономика сама принуждает сегодняшних родителей думать о том, чтобы приобрести хоть какую-никакую недвижимость для детей. С того момента, как проценты по валютным вкладам сошли на нет, народ довольно энергично переводит валютные депозиты в недвижимость. С вклада в условные 50 тыс. долларов под 0,1 % годовых за год можно 50 долларов заработать. А купив за те же 50 тыс. долларов однокомнатную квартиру или студию, можно затем ее сдавать за 200-500 долларов в месяц. И годовой «заработок», таким образом, составит 2,4-6 тыс. долларов. Никакой банк такого дохода не предложит.

А можно купить квартиру ребенку. Дальше сын/дочь — плывите сами. Образование и собственный угол вам дали. Так что в нашем случае, при подобных покупках, и речи не идет о каких-то моральных принципах. Ибо деньги сохранены и приумножены, дети — обеспечены. Даже если доллар обвалится или совсем будет отменен, квартира никуда не денется.

Шлапунов: Деньги сохранены и приумножены? Ха-ха-ха и еще раз ха! Годовой заработок в несколько тысяч у.е. у тебя будет только после того, как ты отобьешь вложенные 50 тыс.$. А если сдаешь квартиру за 300$, то это больше чем через 13 лет. А до этого, интересно знать, сколько тебе приходилось откладывать ежемесячно со своей зарплаты, чтобы на это жилье отложить? Простая арифметика подсказывает, что 13 лет так уж наверняка. В итоге, что мы имеем? 26 лет жизни, что согласно статданным продолжительности жизни мужчин Беларуси, — больше трети мужской жизни будут прожиты с хроническим ущемлением себя и своих детей.  

Орехов: Можно подумать, что, когда деньги лежат на депозите, ты шикуешь, как мажор. И в том и в другом случае живешь скромно. Как известно, скромность украшает человека. При этом твое «хи-хи» нисколько не умаляет желаний родителей приобрести для своих детей жилье. Это в СССР ты мог рассчитывать на бесплатное жилье от государства. А сегодня ничего бесплатного нет. Если ориентироваться на столичный рынок недвижимости, то средняя стоимость жилья в апреле составила около 1700 долларов за «квадрат» «однушки» и чуть меньше за «квадрат» «двушки». При этом средняя зарплата в Минске в том же месяце (номинальная) едва превысила 3000 рублей (по регионам почти на 900 рублей меньше). Отними от них подоходный налог и получится, что на руки среднестатистический работник получил около 2600 рублей (около 795 долларов) в Минске и около 1900 рублей (580 долларов), к примеру, в той же Минской области. При условной однокомнатной квартиры/студии в 60 тыс. долларов, с такими зарплатами человек (особенно молодой, который только-только начал свою трудовую деятельность), не скоро обзаведется. На это уйдет 75-100 месяцев, а это 7-10 лет. При условии, что ни на что другое — еда, одежда, коммуналка, транспорт и пр. — деньги больше не будут тратиться. И если ты пошел работать в 20 лет, то первую свою квартиру ты сможешь приобрести лишь к 30 годам. В идеале. Не в идеале — к 50. И средний вариант — к 40-а. Мне кажется, что при такой математике родители просто обязаны помочь своим детям с жильем. В противном случае их ребенок будет банально ждать, пока родители отправятся в мир иной. «Когда же черт возьмет тебя!».

Шлапунов: В СССР тоже ничего бесплатного не было. Всю жизнь работать на одном заводе, от которого ты стоишь в очереди на квартиру, не имея возможности уйти, получать среднюю зарплату рабочего — это не бесплатно получить квартиру, это заработать на нее своим трудом. «Помогать», как ты сказал, я считаю верным, но полностью покупать — нет. Интересный соцопрос был проведен в России в этом году. 13% респондентов уверены, что родители должны купить детям жилье, еще 50% — что они обязаны финансово поучаствовать в приобретении, не оплачивая недвижимость полностью.

Это говорит о том, что у молодежи смещается вектор приоритетов и ценностей. А если ребенок ждет, чтобы его родитель отдал богу душу, чтобы его чадо наконец получило ключи и самостоятельную жизнь, то извини, это родители так воспитали. Почему ты считаешь, что построить 30-40 квадратов в спальном районе многоэтажки лучше, чем дать образование, поддерживать хобби, покупая хоккейную форму или фортепиано, подарить ребенку эмоции в виде знакомства с новыми странами, укрепить его здоровье качественной едой? Наверняка совместное времяпрепровождение с родителями ребенок оценит и будет помнить всегда.

Орехов: Проживая в квартире родителей, «помнить» по-другому будет стыдно. Однако, у меня сомнения. Ты слишком идеализировал современную семью — детки с родителями вместе ходят в кино, в парки, решают задачки… забудь. Сегодня и взрослые, и молодежь сидят в телефонах. И друг о друге мало думают. Если вообще думают. Поэтому, чем раньше детей бросить в суровую реальность самостоятельной жизни, тем быстрее они начнут забывать телефоны и задумаются о собственном житье-бытье. Хочешь поесть? Вперед, в магазин за продуктами, потом — к кухонной плите… Нет денег на продукты? Вперед, работать! Поэтому, чем быстрее отправить отпрысков в самостоятельное плавание, тем быстрее они утонут… Нет, не так хотел сказать. Тем скорей они научаться плавать… Купил им квартиру — и пинка под зад: живите и размножайтесь.

Шлапунов: Это не я идеализировал, это ты описываешь такую модель отношений, которую, может быть, сам построил внутри своей семьи. Телефон в современном мире никто не исключает, но если нет желания и правил совместного времяпрепровождения, то телефон — это следствие, а не причина. У родителей с твоим категорическим взглядом на вопрос, после покупки детям квартиры, вопрос не закрывается, а только открывается. Дальше будут нравоучения: «А вот я из-за тебя себе во всем отказывал, а ты…» и в подобном духе. Если сын или дочь затеют ремонт, то это будут безостановочные непрошенные советы. А если вдруг захотят эту квартиру по каким-то причинам продать… так даже страшно представить, что случится с родителями, наверное, мир рухнет.

Орехов: Не вижу ничего плохого в подобных нравоучениях и советах. Но когда ты живешь отдельно от родителей, да еще и на другом конце города (либо вообще в другом населенном пункте), то их — нравоучений и советов — и не будет. В худшем случае, нравоучения от родителей можно выслушать по телефону и сказать «да» и сделать по-своему. В принципе, сегодня все именно так и происходит.

Кроме того, нравоучения по поводу того, что родители себе во всем отказывали, как раз из того и проистекают, что взрослые не хотят, чтобы их дети «не хлебали родительского горя», отказывая себе и ограничивая себя в самой простой банальщине. Все родители мечтают о лучшей доле для своих детей. И квартира для сына/дочери — это как фетиш, как подтверждение более высокого статуса ребенка. В конце концов, может, с собственной квартирой, ребенок раньше и замуж выйдет (жениться). А главное — осознанно. Потому что бывают случае (они массовые, а не единичные), что дети уходят от родителей (в брак) только для того, чтобы вырваться из-под опеки…

Шлапунов: Вот слушаю я тебя и понимаю, что между нашими мыслями пропасть из-за разницы поколений. Нравоучения в воспитании остаются где-то в прошлом, а лучший пример для подражания — ты сам. Можешь говорить сам сто раз, что курить плохо, но если тебя с сигаретой увидит ребенок, рухнет весь твой образ правильного отца-нравоучителя. Как раз от такой вот опеки и хочется сбежать в брак. Сегодня условия жизни и возможность заработать значительно выше, чем была в те годы, когда ты сам задумывался о собственном жилье. Мир меняется, у доброй части молодежи сейчас заветная мечта не квадратные метры, а путешествия, обучение в перспективных ВУЗах, занятие и развитие в любимой отрасли.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59