Насколько реалистична фискальная реформа Евросоюза
Еврокомиссия обнародовала давно обещанную реформу фискальных правил, цель которой —сократить сумму долга государств, входящих в Евросоюз, еще более возросшую в результате пандемии и обратного эффекта санкций против России.
В Евросоюзе давно задавались вопросом, как сократить госдолг и продолжать инвестирование в «зеленый» и «цифровой» переход, а события, начавшиеся полтора года назад, обозначили еще целый ряд финансовых дыр, которые необходимо закрыть для обеспечения устойчивого функционирования экономики наиболее бедных стран еврозоны.
Государственный долг ЕС достиг своего пика в пандемийном 2020 году, составив 90% ВВП. В прошлом году долг снизился до 84% ВВП. Несмотря на снижение, эти цифры все равно намного выше, установленных Еврокомиссией. Значит, самое время устранять бюджетный дефицит.
Планируется в течение достаточно короткого времени сократить долг до 60% ВВП. Что же будут делать в ЕС в рамках планируемой реформы?
Декларируется, в первую очередь, что каждое государство ЕС должно само решит, как будет сокращать собственный государственный долг, но при этом останется общее для всех требование, — снижать бюджетный дефицит не менее, чем на полпроцента в год, пока годовое снижение не достигнет 3%. Это делается потому, что половина стран Евросоюза, включая Италию, Францию, Румынию, Португалию и Мальту, не смогут в этом году выйти на трехпроцентное снижение. Странам этой группы дадут время от четырех до семи лет, чтобы они могли выйти на необходимые показатели, а программы снижения могут быть индивидуальными, специально разработанными в соответствии со спецификой отдельных стран.
Эти меры могли бы быстрее решить финансовые проблемы, если бы все риски были спрогнозированы. Только с прогнозами сейчас огромная проблема: рынки лихорадит, никому не известно, сколько еще средств предстоит вбухать в Украину, неизвестно что предпримут национальные правительства, не связывающие себя никакими обязательствами со своими гражданами. Как говорится, проблема не в том, что экономисты не могут спрогнозировать ситуацию, а в том, что политики требуют от них оптимистических прогнозов.
Поэтому изменение фискальных правил воспринято на «ура», национальные правительства довольны, что учтены интересы их государств, а чиновники в Брюсселе на всех перекрестках трубят, что наконец бюджетная политика Евросоюза будет существовать не только на бумаге. Только без сюрпризов и изменений, по всей видимости, не обойдется, потому что слишком уж много непредсказуемых факторов, и откуда прилетит очередной «черный лебедь», не может ответить никто.
Фактор резкой и неожиданной смены политических элит тоже никто не отменял, как это случилось с правительством Марио Драги в Италии, которому проводить разумную экономическую политику просто не дали.
Среди других факторов, способных провалить реформу, можно выделить рецессию, которая может наступить в еврозоне, а также снижение деловой активности, т.е. любое сокращение экономики неуклонно принесет бюджетные траты.
К тому же никто не знает, как будет себя чувствовать европейский экспорт, тем более, что американцы уже давно заявили, что не очень хотят видеть у себя продукцию из ЕС. Если же сюда добавить падение покупательной способности населения и снижения инвестиций, то любой проект реформ просто окажется фикцией, потому что любая недооценка экономических рисков приводит к недостатку фискальных поступлений, а значит, к увеличению государственных расходов.
Если добавить к этому инфляцию и безработицу, которые могут оказаться выше прогнозных цифр, то фискальная реформа в Евросоюзе вообще не выглядит реалистичной.