Как Зинаида Степанова спасла своих боевых друзей, рискуя собственной жизнью

Говоря о роли советских женщин и девушек в достижении Победы в Великой Отечественной войне, Председатель Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаил Иванович Калинин писал: «Все предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом».
А Маршал Советского Союза А. И. Еременко подчеркивал:
«Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы».

Очень справедливо, ибо советские женщины и девушки–фронтовички наравне с воинами-мужчинами преодолели все тяготы долгой и суровой войны, и вместе дошли до Берлина.
Сегодняшнее повествование посвящено одной из них: москвичке Зинаиде Степановой, студентке института иностранных языков, она дошла до Берлина, будучи переводчицей разведывательного отдела 52-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии. Но ее боевой путь отмечен не только умением «вытащить» из захваченных «языков» важную информацию, но и мужеством на поле боя. А «главный женский подвиг», как назвала поступок Зинаиды Степановой писательница Вера Мурманцева, она совершила в Берлине, в самом конце Великой Отечественной войны.

Зинаида Степанова на поле боя
В 1942 году только что окончившая Московский учительский институт иностранных языков молоденькая девушка Зина Степанова добровольцем отправилась на фронт. Получив назначение в разведывательный отдел 52-й стрелковой дивизии, Степанова, как переводчица, принесла немало практической пользы, умея в ходе допросов вражеских пленных получать важную информацию о противнике, что было особо ценным для успешного выполнения дивизией боевых задач. Более того, Зинаида Степанова «не отсиживалась» в штабе, она ходила в разведку, и на передовых позициях, а то и на нейтральной полосе, допрашивала «языков», добывая ценные сведения для командования. За что и была награждена медалью «За боевые заслуги».

А еще, часто находясь непосредственно в боевых порядках пехоты, Зинаиде Степановой не раз приходилось брать в руки оружие и отражать немецкие атаки, или же вместе с бойцами подниматься в атаку. Так, 24 августа 1944 года, во время тяжелейших боев 4-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта, ее дивизия попала под контрудар войсковой группы немцев, а это было две вражеские бригады, усиленные 130 танками и самоходными орудиями, 50 бронетранспортерами. Враг тогда прорвался к расположению штаба дивизии, и Зинаида Степанова вместе с другими бойцами отражала контратаку врага. Получив тяжелое ранение, она продолжала вести огонь из автомата. Лишь после подхода резервов ее эвакуировали в полевой госпиталь.
И в наградном листе на старшего лейтенанта Зинаиду Степанову так и было сказано:
«При отражении контратаки противника получила ранение. Будучи раненой, не покинула поле боя, продолжая вести огонь из автомата».
Тогда и была Зинаида Степанова за смелость и проявленное мужество награждена орденом Красной Звезды.

Отличилась Степанова и в боях на заключительном этапе Великой Отечественной войны: в ночь с 31 марта на 1 апреля 1945 года переводчица разведотдела 52-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии гвардии старший лейтенант Степанова под шквальным огнем противника пробралась к группе наших разведчиков, захватившей контрольного «языка». И там, прямо на поле боя, под ураганным пулеметно-минометным и артиллерийским огнем врага, Зинаида Степанова, допросив языка, обобщила полученные важные данные о противнике и доложила командованию. Благодаря этим данным, дивизия сходу форсировала Одер и получила возможность успешно развивать дальнейшее наступление. Командование 52-й гвардейской стрелковой дивизии высоко оценило ее вклад в победные действия и представило переводчицу Зинаиду Степанову к еще одной награде — ордену Отечественной войны 2-й степени.

Но главный ее подвиг был впереди
2 мая 1945 года, когда война практически завершалась победой Советских Вооруженных Сил, на участке 52-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии враг продолжал оказывать яростное сопротивление. Окруженная там группировка немцев занимала на возвышенности выгодную и хорошо укрепленную позицию с зенитными вышками, подвалами-бункерами, ДОТами с круговыми пулеметными амбразурами. А главное — за стенами этой крепости было порядка 7 тысяч германских солдат и офицеров, решивших сражаться до конца.
Рискуя жизнью, переводчица Зинаида Степанова добровольно вызвалась поехать в штаб фашистской группировки войск в крепость Гумбольдтхайн, чтобы убедить гитлеровцев в необходимости немедленного прекращения бессмысленного сопротивления. Только благодаря настойчивости и храбрости гвардии старший лейтенант Зинаида Степанова проникла в подземный немецкий штаб и добилась встречи с немецкими генералами. Вручив одному из них письменное требование командования своей дивизии, Степанова стала горячо убеждать их в необходимости дать указание о прекращении огня, но поначалу ответ был отрицательным. И все же Степанова очень эмоционально продолжала убеждать сложить оружие, чтобы сохранить жизни, и ее настойчивость и здравый смысл победили, немцы пошли на капитуляцию. Всего же в плен сдались тогда около 7 тысяч солдат и офицеров противника.

Тогда-то и была гвардии старший лейтенант Зинаида Степанова награждена орденом Отечественной войны, но уже 1-й степени. И в представлении к награде подчеркивалось, что она:
«Проявила исключительную смелость в боях за Берлин. 2 мая, рискуя своей жизнью, тов. Степанова поехала к немецкому командованию и добилась, что немецкие генералы и полковники согласились сдаться в плен. Своими действиями тов. Степанова обеспечила быстрейшее прекращение упорного сопротивления немецких войск в Берлине».
А благодаря этому остались живы и немцы, и, самое главное, наши воины, которым не пришлось жертвовать собой для того, чтобы сломить абсолютно уже ничего не меняющее в войне сопротивление врага.

Точных ее слов история не сохранила, она то тихо рассказывала о чем-то, то плакала, то срывалась на крик. Но что-то она говорила такое, что немецкие генералы прислушались…
А еще и интрига в судьбе Зинаиды Степановой
О подвиге Зинаиды Петровны Степановой в мае 1945 года широко стало известно лишь в 1974 году, из книги писательницы Валентины Мурманцевой «Советские женщины в Великой Отечественной войне». Затем, но уже с некоторыми подробностями событие упомянул в своей книге воспоминаний «Гвардейцы в боях», гвардии генерал-майор Нестор Козин, который с сентября 1944 года по октябрь 1945 года командовал 52-й гвардейской стрелковой дивизией.

Но оказалось, что Великая Отечественная война закончилась, но не закончилась служба переводчицы, и… разведчицы Зинаиды Степановой. Об этом говорит тот факт, что в хранилищах Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации обнаружен наградной лист на Зинаиду Петровну Степанову, составленный штабом 3-й ударной армии Группы советских оккупационных войск в Германии. И ее представляли к ордену Красного Знамени.
Рекомендуем



