Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Мирное небо – их заслуга. Рассказываем про летчика Владимира Сенченко, который освобождал Беларусь

Мирное небо – их заслуга. Рассказываем про летчика Владимира Сенченко, который освобождал Беларусь
Фото: предоставлено автором, из открытых источников

25 июля 1944 года гвардии старший лейтенант Сенченко вылетел ведущим шестерки «Як-1» на сопровождение 16 штурмовиков «Ил-2» в район города Орши.  В районе цели вражеские истребители несколько раз пытались атаковать наши «Илы», но все их атаки были успешно отбиты истребителями прикрытия. В том воздушном бою ведущий группы «Яков» Владимир Сенченко лично сбил два вражеских истребителя. Потерь его группа не имела.

Так начались воздушные бои старшего лейтенанта  Владимира Сенченко в небе Беларуси, когда советские войска приступили к операции  «Багратион» по полному освобождению республики от немецко-фашистских захватчиков.

Член Военного Совета 1-й Воздушной Армии 3-го Белорусского Фронта генерал-лейтенант авиации  Сергей Рамазанов сообщал в донесениях:

«Летчики прославленного 1-го гвардейского ордена Ленина Краснознаменного авиаполка особенно отличились в Белорусской операции».

И в качестве примеров называл ряд отличившихся  летчиков, в том числе и  Владимира Сенченко:
В районе цели 18 фашистских истребителей одновременной атакой с трех направлений атаковали наши штурмовики. И старший лейтенант  Сенченко, мгновенно оценив обстановку в воздухе, приказал летчикам Кремлякову и Кузьмину держаться около «Илов»,
сам с ведомым Юрьевым контратаковал восьмерку  «Ме-109» , а пара Сидоренко и Александрова связали боем шестерку «ФВ-190» .

В жаркой, напряженной схватке Сенченко сбил «Мессершмитт», поджег второй.
Ожесточенный бой закончился полной победой наших летчиков. Это лишь несколько боевых эпизодов с участием гвардии старшего лейтенанта Владимира Сенченко в горячем небе Беларуси и заслуженно тогда  на  его гимнастерке засверкал так ценимый советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны орден Красного Знамени (на летном жаргоне времен Великой Отечественной войны – «боевик» (Прим. авт).

А вот строки из наградного листа на гвардии старшего лейтенанта  В. Сенченко:
« … т. Сенченко произвел 10 успешных боевых вылетов. Смелый, инициативный, храбрый летчик. В боях настойчив и упорен. Дерется храбро и уверенно.»

Боевой же путь Сенченко пролег до самого Берлина              

Родившись в семье красного командира, Володя Сенченко свой жизненный путь определил однозначно: защищать страну!  Окончив Качинскую военную школу летчиков, он был оставлен в качестве летчика-инструктора, там и застало его начало Великой Отечественной войны. Рвался на фронт, но Красной Армии край нужны были новые летные кадры из-за больших потерь в начале войны и поэтому Сенченко получал отказ на свои рапорты. И все же он добился желаемого, и в октябре 1942 года прибыл на фронт, а в составе 1-го гвардейского авиаполка в ноябре, когда успешно освоил самолет «Як-7», уже участвовал в боевых действиях на Великолукском направлении Калининсого фронта.

 С первых же воздушных схваток Сенченко проявил себя мужественным и храбрым летчиком-истребителем, так, вылетев в составе группы в районе Синявино (в Ленинградской области) сбил своего первого врага. Будучи тогда ведомым ведущего группы старшего лейтенанта А. Молодчина, Сенченко вовремя заметил атаку двух немецких истребителей на командира, предупредил его по радио, одновременно сам атаковал немцев и длинной очередью сбил одного из них. так своим смелым маневром и атакой Сенченко прикрыл ведущего от большой беды. 

Когда же наши войска в июле 1942 года перешли в наступление силами Западного и Брянского фронтов, то летчикам полка пришлось совершать по 4, а порой и более боевых вылетов. В одном из них самолет Сенченко попал под сильный зенитный огонь немцев, мотор заглох, а сам летчик получил осколочные ранения и вынужден был покинуть свой неуправляемый «Як». Парашют летчика раскрылся, но скорость падения не уменьшилась, как оказалось в полотне парашюта зияли дыры от вражеских осколков. Сильный удар о землю, Сенченко потерял сознание, а очнувшись понял, что буквально в нескольких десятках метров от него фашисты… Спасли тогда летчика наши танкисты, совершив дерзкий бросок на танке к немецким позициям и вытянув Сенченко к своим, зацепив из нижнего люка танка крюком троса за стропы его парашюта.

Сильный пример боевого братства 

И в заключительных боях, уже на территории фашистской Германии, гвардии капитан Владимир Сенченко воевал смело и отважно. В одном из боевых вылетов в небе Берлина пара гвардии капитана Сенченко встретила большую группу немецких истребителей «ФВ-190», но первыми их атаковала. А когда Сенченко сбил их ведущего, немцы вышли из боя.

К концу войны на боевом счету гвардии капитана Владимира Сенченко было 238 боевых вылетов, 13 лично сбитых самолетов врага и еще 6 − в группе, до двух десятков уничтоженных автомашин и боевой техники, до трехсот солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитану Сенченко Владимиру Петровичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза!

Летчик чкаловского характера                     

Напомню читателям крылатые слова знаменитого на весь мир советского летчика Валерия Чкалова: «Я буду держать штурвал самолета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза видят землю.

Сколько раз их мысленно вспоминал Владимир Сенченко в тяжелые минуты воздушных боев, когда с чкаловской дерзостью, помноженной на мастерский расчет и ненависть к врагу, устремлял свой истребитель на врага!

Именно Чкалов пленил юного Володю Сенченко, благодаря Чкалову он стал летчиком, а волей военной судьбы воевал в том авиационном полку, в котором впервые прогремела слава летчика Валерия Павловича Чкалова.

В послевоенные годы Герой Советского Союза Владимир Сенченко продолжил свой ратный путь в Военно-Воздушных Силах, в 1955 году он окончил Военно-воздушную академию, дослужился до воинского звания генерал-майора авиации.

В 1979 году в приказе Министра Обороны СССР о его увольнении в запас было сказано:

«В послевоенный период генерал-майор авиации Сенченко В. П. с присущей ему энергией совершенствовал свое мастерство, осваивал новую авиационную технику и умело воспитывал на личном боевом опыте и боевых традициях Военно-Воздушных Сил молодой летный состав. За период летной работы освоил 25 типов самолетов, налетал свыше 3700 часов».

Таков был славный путь Героя Советского Союза генерал-майора авиации Сенченко Владимира Петровича, одного из советских воинов, отличившихся при освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59