Вкус родного края. Как Копыльское райпо живет заботами сельчан
В эпоху широкого развития крупных торговых сетей встает вопрос: как не потерять вкус разных регионов Беларуси, если во всех магазинах будут продавать одинаковые продукты? На помощь приходят те самые райпо, которые для кого-то могут показаться пережитком прошлого.
Если вы тоже так считаете, рекомендует посетить Копыль и увидеть все своими глазами. Поверьте, таких сладостей, солений и колбас ни в одной торговой сети вы не найдете. Вот что значит собственное производство!
Нет промышленности без торговли
За каждым успешным предприятием всегда стоят люди, вкладывающие душу в свой труд. Копыльским райпо уже 8 лет руководит Виктор Смусенок, рассказывающий про деятельность общества с неподдельным интересом и уверенно утверждающий: «Потребкооперацию я бы ни на что не променял!»
– В Копыле проводили День письменности и областные «Дажынкi», и тогда встал вопрос, чем встретить гостей района. Мы уделили большое внимание модернизации, реконструкции, ремонту объектов общественного питания. Общепит – это тоже лицо района. Гости, после того как осмотрят все достопримечательности, задумываются о том, что надо бы где-то перекусить. В дальнейшем человек захочет еще раз приехать, а в другой раз, условно, купит дополнительно какую-то нашу продукцию в магазине. Так что все должно быть целостно. Не может быть промышленности без торговли, – подчеркивает Виктор Васильевич.
Да, сегодня Копыльское райпо живет потребностями населения. Причем обеспечивать объекты торговли кооперации готовы отнюдь не только товарами первой необходимости. Тут можно найти буквально все, вплоть до мебели и сложной бытовой техники.
– Чтобы жить, нужно конкурировать. У нас все-таки город небольшой, 10 тысяч населения, представлены многие сети, и «Санта», и «Евроопт», и «Хит», и «Ами мебель». Если просто стоять и не вкладывать деньги, что-то новое не запускать, не модернизировать, поверьте, завтра тебя уже проглотят. Потому на каждый год прорабатывается инвестиционная программа, продумываем, что будем закупать, изобретать, предлагать. Понимаете, люди хотят что-то новое, свежее, – верно подмечает собеседник.
Копыльское райпо также обслуживает часть населения Солигорского района (11 торговых объектов), имеет 34 торговых объекта, а также бар «Еда-кофе», кафе в д. Шищицы в Слуцком районе и 12 объектов плюс объекты общественного питания в Узденском районе.
Натуральность превыше изящества
Копыльское райпо занимается производством хлебобулочных изделий. Свежеиспеченная продукция сразу попадает в корзину копылян. Удобно и оперативно.
– Ночью выпекаем хлеб, а уже утром можем доставить его тепленьким в наши торговые объекты. И вечером, когда человек после работы возвращается домой, может зайти и купить наш «кирпичик», – говорит об удобстве наличия собственного цеха директор. – Кроме того, мы производим колбасные изделия и полуфабрикаты, имеем свой хороший скотоубойный цех, занимаемся солением, копчением рыбы.
Если на этом моменте вы подумали, что список уже и без того слишком длинный, то это вы зря. Копыльское райпо также производит кукурузные палочки, керамику, имеет свой швейный цех. И, конечно, есть своя лаборатория для проверки качества произведенной продовольственной продукции.
– В отделе заготовок мы открыли свой квасильно-засолочный цех, который занимается квашением, солением. Наша продукция имеет свой характер, – уверен Виктор Смусенок. – Сегодня люди просят чего-то попроще. Колбасы, кусочек сала, соленый огурчик, духмяный хлеб-кирпичик. Изящность уже не так интересна, главное, чтобы натурально было.
Сырье для изготовления продукции используется с «родной земли». Зерно поставляется местными сельскохозяйственными предприятием. А после оно отправляется на элеваторы и там превращается в муку.
– Помимо прочего, мы собираем у людей заготовки, излишки выращенной продукции. Также принимаем макулатуру, стекло, изношенную сложную бытовую технику за определенную плату. И люди с удовольствием сдают, – говорит начальник отдела заготовок. – Занимаемся закладкой стабилизационных фондов, чтобы зимой, весной мы имели возможность на прилавках видеть самый большой выбор продуктов. Ну и одна из важных функций состоит в том, что мы являемся в каком-то роде стабилизатором цен в районе. Мы не даем возможность другим формам собственности крутить ценой. Мы с осени стараемся закупить все по минимальной цене. Таким образом, сдерживаем цены в районе.
Имеется на балансе Копыльского райпо и 10 автомагазинов, которые стабильно, согласно графику, приезжают в сельскую местность и доставляют все необходимое. Если у местных жителей имеется потребность, скажем, в сложной бытовой технике или стройматериалах, они могут оставить заявку и быть уверенными, что все доставят в срок. Более того, такой услугой пользуются даже дачники! Просто представьте охват: в одном Копыльском районе более 140 деревушек, во многих из которых проживает от 10 до 30 человек. Тем не менее, не было еще такого случая, чтобы местные жители не дождались автолавки в назначенное время.
Объекты для молодежи
Деятельность райпо сегодня заключается в розничной торговле, где задействована основная масса работников. Далее идут объекты общественного питания в Копыле, среди которых ресторан, три кафе и столовая.
Столовая находится в центре Копыля, выглядит достаточно современно и при этом уютно. Блюда тут имеются на любой вкус: от ячневой каши игуляша из свинины до мягких, свежих булочек.
– Через нас проходит не менее 200 человек в день, – говорит буфетчица Нина Рыбак с 40-летним стажем работы. – В обед тут всегда очередь стоит. До ремонта, конечно, намного меньше народа приходило. У нас все очень вкусно, отзывы такие хорошие! Особенно приезжие нас всегда хвалят.
Согласна с этим и повар Александра Лазовская, которая работает в райпо и того больше – 46 лет:
– Не могу оставить эту профессию, нравится мне тут. У нас разнообразное меню, и людям всегда нравится. Филе в сыре, куриные ножки фаршированные, свинина, запеченная с грибами, гарниры картофельные и овощные… Всего хватает! Сейчас все механизировано, поэтому легче работать. И привычные беляши, пирожки остаются, люди их любят.
Тут же в столовой встретили местную жительницу Веронику. Девушка призналась, что они с мужем и сыном частенько приходят поесть в столовую Копыльского райпо.
– Дома так часто сам не готовишь, а тут очень удобно. Ребенку очень нравится и холодник, и шницель. Тефтели тут вкусные, всегда все свежее. И внешний вид помещения очень нравится.
В этом году магазин «Ласточка» заблистал свежим ремонтом, который сделали за один месяц, и новым оборудованием. По внешнему виду и продаваемой продукции «Ласточка» даст фору многим магазинам торговых сетей.
– Берут все! – заявляет заведующая магазином Наталья Мамчиц. – После ремонта прибавилось большое количество покупателей. Особым спросом пользуется мясная продукция, шашлык, куриные маринады. Охотно покупают овощи и фрукты. После ремонта мы стали торговать пирожными, чебуреками, тортами. Все хорошо идет. Расширился ассортимент, поменялся внешний вид. Раньше мы считались больше магазином для бабушек, а сейчас и молодежь сюда охотно ходит.
Не переживайте: так хорошо ситуация обстоит не только в самом городе. Например, в агрогородке Мажа в магазине сразу бросаются в глаза свежие фрукты и весь набор для пикника. А покупатели отмечают, что проблем здесь никогда не возникает: есть вся необходимая продукция.
Хотите проверить? Тогда приезжайте сами в Копыльский район и наведайтесь в любой магазин или объект общественного питания местного райпо. Поверьте, обязательно захотите вернуться.
Копыльское районное потребительское общество
223927, Минская обл.,
г. Копыль,
пл. Ленина, 21
тел. +375 17 19 50098
kopylkp@mail.ru
УНП 600311098