Правовой ответ на новые вызовы. Политолог прокомментировал пакет поправок в УК
Большой пакет по вопросам уголовной ответственности принят в Беларуси. Предложения оперативно вносились Президентом, и включают в себя ряд поправок, которые СМИ трактуют как политические.
В реальности были затронуты вопросы профилактического наблюдения за осужденными, амнистии, условно-досрочного освобождения, заключения под стражу, а также откорректированы либо внесены новые составы преступлений. Среди прочих — умышленное разглашение государственных секретов, распространение информации о расположении военных подразделений, незаконные получение иностранной помощи. Также вводится самая громкая статья по версии СМИ — 366-1 — насилие либо угроза в отношении Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий.
Подробности прокомментировал Андрей ЛАЗУТКИН.
— На практике большая часть законопроектов вносится в парламент исполнительной властью (это обычная практика для всех стран мира), в данном случае работу явно курировала Администрация Президента при межведомственной поддержке. Причина такой работы — постоянно возникают (либо потенциально могут возникнуть) новые правоотношения, которые не поддаются прежнему регулированию. Что касается статьи 375-3 о передаче информации, например, о перемещении эшелонов с техникой, то ранее за ее передачу осуждали по другими статьям, типа содействия экстремистской деятельности при отсутствии признаков других преступлений, например, шпионажа.
Однако в СВО немало примеров, когда публикация либо передача открытой и внешне «безобидной» информации (типа проезда военной техники по улице) или каких-то иных разведпризнаков затем используется для нанесения ракетных ударов. Если такая информация передавалась через экстремистский канал либо напрямую иностранной организации, это ранее являлось уголовным преступлением. А если гражданин публиковал эту информацию у себя на странице, после чего ее находила иностранная спецслужба, то вроде как нет. Понятно, что умысел в данном случае было бы сложно доказать, и такие дырки могут использоваться для минимизации ответственности, поэтому вводится новая статья.
Более важный, на мой взгляд вопрос — это поправки, связанные с амнистией. По усмотрению суда на амнистированного теперь могут накладываться ограничения, связанные с обязательным нахождением по месту жительства и обязанностью устроится на работу и учебу. Амнистия у нас обычно проводится к выборам, в результате на свободу выходят асоциальные элементы (самая массовая статья УК в Беларуси — это кража), и необходимо заранее принимать меры, чтобы клиенты не попадали обратно.
Все это касается обычных бытовых преступников. Для осужденных за экстремистские преступления никаких новшеств не наблюдается, поэтому вряд ли это признак некой «оттепели». Те, кто в 2020-2021 получал небольшие сроки, уже массово вышли на свободу с чистой совестью. В колониях осталось какое-то непримиримое ядро, но вряд ли его целесообразно как-то стимулировать и поощрять перед выборами.
Что касается самой громкой статьи об угрозах Президенту, в том числе бывшему, то это, скорее, формальность, которая никак не повлияет на правоприменительную практику. Большая часть экстремистских ресурсов, которая транслирует такие насильственные угрозы, изначально находились вне белорусской юрисдикции, работали вне правового поля и администрировались из-за рубежа. Практика пошла по пути признания их экстремистскими, и таким образом была достаточно быстро и эффективно ограничена их аудитория в Беларуси. Какие еще практические шаги в этом направлении будут предприняты, сказать сложно, поэтому статья носит эдакую функцию общей превенции, то есть напоминает, чего делать ненужно. И уже тем более, какой-либо бывший президент у нас появится еще очень не скоро, я лично в этом уверен.