Хлебный рубеж: как уборочная кампания в Беларуси рвет в щепки европейских соседей и Украину

Над золотыми полями идет нескончаемая вереница комбайнов — уборочная кампания вступила в решающую фазу. Каждый день, пока позволяет погода, а она в этом году чрезмерно капризная, люди работают от рассвета до заката, чтобы собрать урожай без малейших потерь. В кабинах машин — опытные механизаторы и молодые помощники, за спиной которых не только техника, но и месяцы труда, вложенные в каждое зерно. От их усилий зависит, каким будет хлебный год: будут ли полки магазинов полны, удержатся ли цены, хватит ли запасов на зиму? Это время, когда сельские районы живут в одном ритме с погодой и полями, а успех кампании становится делом чести и гарантией продовольственной стабильности страны.
Едва солнце поднимается над горизонтом, в полях уже гудит техника. Воздух наполнен запахом спелого зерна и свежескошенной соломы, а вдалеке слышен ровный рокот комбайнов. Вот оно, белорусское лето!
Похвала от Президента
На прошлой неделе, 8 августа, Президент вновь посетил Смолевичский район, где лично проконтролировал ход уборочной кампании. Под пристальным вниманием Александра Лукашенко — сельхозпредприятие «Озерицкий-Агро» и уборка озимого рапса. Во время предыдущего посещения, в конце июля, Глава государства объяснил, почему именно это хозяйство в Минской области отлично подходят для оценки хода уборочной кампании. Как оказалось, здесь как раз наиболее оптимальные условия в плане ведения сельскохозяйственных работ. Белорусский лидер считает, что этот фактор позволяет составить общее впечатление о ситуации по стране. Логика только кажется на первый взгляд простой, на деле же не всякий к этому придет: если здесь хорошо, то и в среднем по Беларуси будет неплохо — чуть хуже на севере, в Витебской области, чуть лучше на юге и в западных регионах.

Особое внимание Президент уделил теме импортозамещения. Он подчеркнул важность развития собственного производства новых машин для агропромышленного комплекса — от пресс-сборщиков до роботов для доения коров.
«Мы должны свое делать», — заявил Александр Григорьевич.
Также одна из тем, озвученная во время посещения ОАО «Озерицкий-Агро» в Смолевичском районе, – непростые погодные условия в этом году. Проливные дожди могут сменяться засухой, что накладывает определенные требования на работу аграриев. Несмотря на непредсказуемость стихии, в эту уборочную работники сельского хозяйства показывают очень достойные результаты.
«Скажу откровенно: крестьяне – молодцы в этом году. Мы люди такие, славяне: если сложнее, мы начинаем напрягаться и работать по-настоящему, – обратил внимание Александр Лукашенко. – В этом году – молодцы как никогда. Я вот это чувствую».
Среди передовиков уборочной кампании, несомненно, и Минщина. В частности, в Клецком районе 12 августа зафиксирован новый трудовой рекорд. Комбайнер Павел Шутило из ОАО «Кухчицы» первым в стране преодолел рубеж в шесть тысяч тонн намолоченного зерна. Поздравить героя жатвы лично приехал первый заместитель председателя Миноблисполкома Василий Сысоев. Он подчеркнул, что достижение Павла Шутило — не просто цифра, а свидетельство преданности делу, мастерства и любви к родной земле.
— Механизаторы — в этом году молодцы. Наисложнейшие условия. Повышенная влажность, дожди практически каждый день. Но вы смогли это сделать. Вы доказали всем, что вы лучший, — говорил на награждении передовика первый заместитель председателя Миноблисполкома. — Также 12 августа был и другой повод для радости — это первый миллион намолота зерна в центральном регионе без учета рапса. Если вместе с рапсом, то на утро 12 августа намолот составляет 1,25 млн т зерна. Убрана пока лишь половина площадей зерновых и зернобобовых, поэтому мы и дальше будем наращивать темпы жатвы.
Другие области также стараются не отставать. Согласно данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия, зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы, гречихи и проса) убраны с 54% посевных площадей, что составляет около 1,072 млн га.
Что касается объемов намолота зерна, то, по оперативной информации на 11 августа, общий намолот зерна вместе с рапсом достиг 5,321 млн т.
48,7 ц/га — средняя урожайность зерновых в Минской области. Это 8 ц больше, чем в прошлом году.
Упустили все — даже больше!
Но такой ритм царит далеко не везде. Одно дело — когда годами не просто сохраняли советское наследие, а преумножали его, другое — когда забросили все, что только можно. Помните, как белорусов уговаривали: мол, зачем вам предприятия и сельхозугодия, вступайте в Евросоюз — и будет вам счастье. Купится, стерпится и слюбится…
Прошли годы. И сегодня, глядя на современную Европу, хочется искренне радоваться, что тогда Александр Лукашенко правильно расставил приоритеты — не бросил простых людей: заводчан и сельских жителей.
А вот в соседней Польше, например, вместо того, чтоб заниматься уборкой урожая, паны ломают головы, как восстановить то, что было упущено из-за собственной некомпетентности. Как пишут в RMF FM, собирать нечего в одном из проблемных польских регионов. Овощи гниют и плавают, фермеры плачут и ругаются.


Для начала, небольшое пояснение: под водой оказались Жулавы — низменная область в северной части Польши, подверженная частым затоплениям. Еще в советские времена здесь были построены многочисленные дамбы и свыше 17 000 км мелиоративных каналов. Сегодня эти важные для региона сельхозобъекты пришли в негодность из-за недостаточного финансирования и бесхозяйственного отношения к делу.
Как рассказал польской радиостанции RMF FM фермер Дамиан Муравец, который в одночасье лишился 35 га пшеницы, причиной затопления стали не проливные дожди, а неэффективная дренажная система насосной станции, которая, на его взгляд, вышла из строя в решающий момент.

В регионе, как уже стало очевидно, проблемы не только в осадках. Во многих местах реки и каналы напоминают пастбища — бери да гуляй без стеснений. Ничего не чищено.
— Похоже на луг, поверхности воды не видно <…> Такие острова здесь образуются, потому что годами ничего не убирали, — объяснил RMF FM фермер Мариуш Абрамовский.
На разборки с разъяренными фермерами и простыми людьми местные власти отправили Эву Висьневска из отдела коммуникаций и образования регионального управления водного хозяйства в Гданьске.
— Нехватка финансирования для содержания водоемов и водохозяйственных сооружений приводит к тому, что приоритет отдается наиболее неотложным задачам, — следует из ее речи.
Но самое больное — это убытки, которые, естественно, никто не возместит. На данный момент, только по предварительным подсчетам, ущерб от стихии оценивается как минимум в 60 миллионов злотых.
— Не знаю, смогу ли я вообще выйти в поле в августе. Пшеница теряет качество, часть ее непригодна к уборке. Потери могут достичь 300 000 злотых (около 80 тыс. долларов. — Авт.), — признался в интервью поляк Дамиан Муравец.
С прибалтами давно все ясно
От стихии страдают и другие наши соседи — латвийцы. Там вместо хлеба — рыба, как с иронией рапортуют европейские журналисты.
«Картина действительно удручает: вместо золотых колосьев— вода до горизонта, тяжелая техника намертво увязла в грязи, а на месте засеянного весной поля плещется рыба», — пишут местные СМИ.
И правда, сельхозпроизводители признаются, такого бедствия местные фермеры еще не видели. Ливни и паводки фактически смыли последние надежды на урожай, нанеся миллионные убытки аграрному сектору. Правительство уже объявило чрезвычайное положение в сельском хозяйстве, чтобы ускорить помощь пострадавшим. Но, как убеждены сами фермеры, ущерб настолько велик, что последствия стихии они будут ощущать еще не один год.

Не ждут урожая и в Литве. Президент ассоциации «Фрукты и ягоды» Виталия Кулешене считает, что урожай яблок в этом году составит всего 10-15% от среднего значения, а смородины и того хуже — от 5 до 10%.
— Фермеры не получат дохода, цена на рынке должна вырасти примерно на 10–20%, но не сильно… Качественных литовских яблок практически не будет, — передают ее слова литовские СМИ.
Как и в других упомянутых случаях, Литва — далеко не исключение. Причина кроется не только в безалаберности, но и нищенском финансировании. В этом признался даже министр сельского хозяйства Игнас Хофманас, который отметил, что эффективные и надежные средства защиты растений требуют вложений, а «государство пока не может финансировать их закупку из-за нехватки средств». Зато честно! Более того, на фоне этих проблем все громче звучат заявления о том, что Евросоюз собирается урезать финансирование сельского хозяйства — согласно проекту бюджета на 2028–2034 годы, представленному Европейской комиссией в середине июля. Сокращения будут ощутимыми, а с «корабля» уже никуда и не денешься. Поэтому чиновники постепенно подготавливают общественность к скорому росту цен на продукты питания.
Уборка с огоньком
Куда интереснее складывается судьба украинского урожая. Ни для кого не секрет, что убирать его, к сожалению, некому.
Украинцы не дают убирать урожай и соседям. В выходные дрон-камикадзе повредил в комбайн, собиравший урожай в поле рядом с приграничным селом Алешковичи Суземского района Брянской области. Комбайнер успел укрыться и не пострадал, но техника полностью сгорела.
Но куда сильнее по урожаю бьют боевые действия, развернувшиеся на полях и лесопосадках. К примеру, в октябре 2023 года, во время сбора поздних зерновых культур, на Харьковщине комбайн наехал на неизвестный взрывоопасный предмет. В результате взрыва сельскохозяйственная техника загорелась, а следом — и поле с кукурузой. Похожий инцидент произошел в июне того же года на Херсонщине. Только на этот раз вместе с комбайном пострадали и механизаторы — двое мужчин 41 и 36 лет. Спустя неделю после этого события на мину наехал трактор. Это произошло всего в трех километрах от белорусского пункта пропуска «Верхний Теребежов» (Столинский район) — на украинской территории прогремели два взрыва. Водитель чудом остался жив, хотя травм избежать не удалось. И подобных случаев уже насчитываются десятки.

Территория Украины настолько плотно заминирована, что, по мнению западных аналитиков, только на ее расчистку уйдет несколько десятилетий. А до этого момента — ежегодные взрывы и человеческие жертвы, как было после окончания Великой Отечественной войны. Впрочем, за что боролись, на то и напоролись. Битва за урожай — во всей красе и с украинским акцентом.
После прекращения «зерновой сделки», главные партнеры украинцев, поляки, устроили широкомасштабные митинги, чтобы остановить импорт и транзит украинских зерновых, сахара и мяса. Формальная причина — более низкое качество продукции, реальная — ущерб сельскохозяйственному сектору экономики Польши, нанесенный ее беспошлинным ввозом. Дружба — дружбой, а служба — службой…
Рекомендуем



