Летчик-легенда: история жизни и подвигов дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова

Виталий Иванович Попков: известный летчик–ас Великой Отечественной войны, один из десяти лучших летчиков-истребителей СССР и всей антигитлеровской коалиции. На его официальном счету — 47 сбитых самолетов противника, еще 13 были сбиты в групповых боях с его участием. 47 плюс 13! Его боевой счет говорит о многом.
Бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту авиации Виталию Попкову был установлен еще при его жизни, в 1953 году, на его малой родине, в Москве на Самотечной площади. Утверждать нельзя, но бытует рассказ, что однажды, когда однополчане Попкова собрались в сквере у его бюста и только разлили по фронтовых 100 граммов, как нагрянул милиционер. Быть бы неприятностям, но, узнав в одном из нарушителей правопорядка увековеченного в бронзе летчика, тот ограничился вежливой просьбой «не показывать дурной пример».

А на надгробном памятнике дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова, что на Новодевичьем кладбище Москвы, начертаны слова: «Будем жить!», очень памятные многим из нас по фильму Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Этот, столь оптимистичный, посыл на надгробии следует понимать, как своеобразный наказ потомкам, за жизнь которых сражались на фронтах Великой Отечественной: на земле, в небесах и на море — наши и столь прославленные, как герой нашего повествования, так и малоизвестные, и до сих пор безымянные герои…
И к дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту авиации Виталию Попкову это крылатое выражение, да и сам знаменитый фильм Быкова имеют непосредственное отношение, так как летчик Попков стал одним из прототипов сразу двух героев фильма: и молодого летчика, лейтенанта Александрова, по прозвищу «Кузнечик» и командира поющей эскадрильи капитана, затем майора Титаренко — «Маэстро».
Путь в авиацию был предопределен уже с детства
Уже в восьмилетнем возрасте Виталик Попков поступил в авиамодельный клуб, так тянуло его в небо. Через год родители, на время своей заграничной командировки, определили его в школу-интернат в город Гагры, где он продолжил заниматься авиамоделизмом, а еще и впервые совершил полет на планере.
В 1937 году Виталий окончил Гагринскую планерную секцию при Сухумском аэроклубе Осоавиахима, а затем, вернувшись домой, в Москву, он получил аттестат об окончании средней школы и одновременно стал выпускником местного аэроклуба.

После этого судьба Виталика Попкова была предопределена. Он мог стать только летчиком и уже не представлял себя кем-то другим. А когда на экраны страны вышел фильм «Истребители» с участием актеров Марка Бернеса и Николая Крючкова, его стремление быть летчиком, да еще и военным, переросло в убеждение, что настоящий летчик может быть только истребителем. И в 17 лет Виталий Попков поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, затем продолжил обучение в Батайской школе, и в марте 1942 года, в звании сержанта Виталий Попков был направлен в 4-й запасной авиационный полк, базировавшийся в городе Моршанске Тамбовской области.
А в мае 1942 года сержант Виталий Попков получил направление в подмосковный 128-й ближнеразведывательный полк, однако по его настоятельной личной просьбе был зачислен в 5-й гвардейский истребительный авиационный полк. В его составе до конца Великой Отечественной войны Виталий Попков и прошел путь от летчика до командира авиаэскадрильи и дважды удостоился звания Героя Советского Союза.
Первый сбитый вражеский самолет
Боевые будни летчика-истребителя, сержанта Виталия Попкова начались в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку на Калининском фронте. И в этом, уже прославленном истребительном авиационном полку, воевало много летчиков с богатым боевым опытом, поэтому новичков в воздушные бои брали далеко не сразу, давая возможность освоиться и набраться опыта от старших товарищей. Так что и название самого фильма Быкова «В бой идут одни «старики» — фактически не художественный вымысел, а взято из фронтовых реалий.
Свою первую победу в огненном небе Великой Отечественной войны сержант Попков запомнил навсегда, это произошло вскоре после прибытия в полк, в начале июня 1942 года в окрестностях города Холм на Новгородщине, тогда на истребителе ЛаГГ-3 он сбил немецкий бомбардировщик Do-217. Правда, произошло это при весьма курьезных обстоятельствах, но лучше приведем отрывок из воспоминаний самого Виталия Ивановича Попкова:
«Первый мой сбитый самолёт, это был «Дорнье-217», — целая история. Началось все с нарушения летной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: «…бой лихачей не терпит». Однажды ранним июньским утром над аэродромом внезапно появляются 2 «Дорнье»и 2 Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах «ЛаГГам».
И молодой, не имеющий боевого опыта, но горящий желанием сражаться с врагом в воздухе, летчик Попков принимает решение: взлететь навстречу вражеским самолетам!
«В самолет вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. «Дорнье «сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня — все равно что плюнуть. Командир полка кричит: «Что же ты тогда еще и «Мессеров» не прихватил?!».
В ответ, я возьми да и ляпни: «Так вы, товарищ командир, своим нижним бельем мне всех фрицев распугали! «Рубанул я правду — матку. Утро-то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл…»

И еще из воспоминаний Виталия Попкова:
«Это потом мне трех снарядов на «мессер»хватало, а тогда я в него весь боезапас всадил, так что у Dо-217 хвост и крылья в стороны отлетели».
Те читатели, которые смотрели фильм «В бой идут одни «старики», уверен, вспомнили и аналогичную сцену в кино, и эту фразу «Кузнечика»: Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали! «Как видим, произошедшее летом 1942 года спустя три десятилетия воплотят на киноэкране именно по рассказам Виталия Попкова».
Не сразу, подчас приобретая горький боевой опыт, попков стал одним из лучших в полку
Попков, так удачно записав на свой боевой счет первого сбитого немца, рвался в бой, но отсутствие боевого опыта не могло быть заменено даже самым страстным желанием сбивать врага. Неумение разгадать вражеские уловки, а значит и не уметь применить правильный тактический летный приём, приводило к горьким ошибкам, на грани гибели. Вот как вспоминал об одном из своих первых воздушных боев Виталий Попков, честно признавая, что переоценивал тогда свое летное мастерство.
«Вдруг увидел пару «Мессеров». Они шли в правом пеленге ниже нас на попутно — пересекающемся курсе. Лучшего положения для атаки невозможно придумать… но произошло неожиданное. «Мессеры» словно наткнулись на какую-то преграду. Они разом рванули вверх и мгновение спустя одновременно веером разошлись.
Вот так фокус! Ведомый с крутым набором шел в нашу сторону. Мной овладел охотничий азарт… Резко двинув рычаг газа вперёд, до упора… Дальность между самолётами быстро сокращалась… В моём сознании не было ничего, кроме предвидения грядущей победы… И тут же последовал сильный удар. Скрежещущий звук металла резанул слух. Мотор остановился. Пахнуло едким дымом, а затем из — под приборной доски показались языки пламени…
«Видели ли нас тогда фашисты? Конечно, видели. Они же резко с набором высоты разошлись веером. Расчет был прост. Когда кто-то из наших бросится за одним из них, позарившись на легкую добычу, второй, выполнив маневр, нанесет удар сзади».
И лишь набираясь боевого опыта в напряжённых воздушных схватках, Виталий Попков становится опытным летчиком-истребителем, растет и число его побед. Так в одном воздушном бою, в котором сошлись 6 наших против 30 вражеских, ему удалось уничтожить еще один бомбардировщик, а в августе 1942 года, в боях под Ржевом, Виталий Попков сбивает 5 немецких самолётов.
Но война не состояла из одних побед, успехи и награды давались нелегкой ценой, и в воздушном бою 3 августа 1942 года его истребитель подбили на малой высоте. До удара о землю оставались не минуты, а считанные секунды. К счастью, фонарь кабины был открыт, и Попков успел отстегнуть привязные ремни и дернуть кольцо парашюта. Потоком воздуха парашют и за ним самого Попкова буквально вырвало из кабины, подбросив вверх. Раскрывшийся парашют лопнул, но замедлил падение, а затем зацепился за крону дерева…
И вновь, к счастью, падение происходило над болотом. С тяжелыми ожогами и осколочными ранениями ног Попков не утонул в болотной трясине лишь благодаря тому, что сумел, подтягиваясь по стропе разодранного парашюта, выбраться на твердую землю. Последовало несколько месяцев лечения.
И именно в госпитале 20-летний летчик-истребитель Виталий Попков познакомился с Раисой Волковой, лейтенантом медицинской службы. Несмотря на войну и боль утрат, молодые люди полюбили друг друга. А забегая вперед скажем, что Виталий и Раиса сыграют свою свадьбу в самый великий день — 9 мая 1945 года, в День долгожданной Победы.
А тогда, после излечения в госпитале, на исходе 1942 года, Попков, уже в звании младшего лейтенанта, вернулся в свой 5-й гвардейский авиаполк, который перебросили с Калининского фронта под Сталинград.
К первой золотой звезде героя и позывному «маэстро»
К августу же 1943 года, когда позади остались и бои на Калининском фронте, и в низовьях Дона, под Сталинградом, и на Курской дуге, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант Виталий Попков совершил уже 168 боевых вылетов, а участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника.
В боевой характеристике Попкова говорилось:
«Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток».
Первую правительственную награду, орден Ленина, получил 28.08.1942 года за 1 сбитый самолет противника. Вторую награду — орден Отечественной войны 1-й степени — получил 23.05.1943 года за 4 сбитых самолета противника. Третью награду — орден Красного Знамени — получил 30.07.1943 года за 5 сбитых самолётов противника. Четвертую награду — орден Александра Невского — получил 17.08.1943 года за 14 сбитых самолетов противника.
«Тов. Попков все задания в качестве ведущего выполняет грамотно, умело командует группой по радио в воздушном бою и при штурмовках. Своими действиями наносит большой урон противнику».
И Виталия Попкова представляют к присвоению звания Героя Советского Союза.
«Отважный, смелый, инициативный воздушный боец, бесстрашно навязывает бой врагу. Смело вступает в бой с любым численно превосходящим противником…» — это написанные в августе 1943 года строки из наградного листа на лейтенанта Попкова к званию Героя Советского Союза, а в родном полку он заработал еще и позывной «Маэстро». Как оказалось, будучи подростком, Виталик Попков увлекался не только авиацией, но и музыкой, в том числе и модным в ту эпоху джазом. А поскольку в 5-м гвардейском авиаполку оказалось немало летчиков, умеющих играть на разных музыкальных инструментах и хорошо петь, то сложился любительский джаз-оркестр и в перерывах между боями они играли под руководством лейтенанта Попкова. Исполняли и джаз, и русские народные песни.

Удостоился чести быть дважды Героем Советского Союза
8 сентября 1943 года, в дни сражения за Донбас, Виталию Попкову было присвоено звание Героя Советского Союза. А обстановка на фронте оставалась напряженной, и все внимание летчиков было обращено к небу, где каждую минуту мог появиться противник. Вот с командного пункта взвивается сигнальная ракета. Радио дублирует: «Взлет дежурной восьмерке!»
Пока стремительные «Лавочкины» один за другим взмывали в высоту, к границам аэродрома уже приблизилась большая группа фашистских самолётов: 9 бомбардировщиков и 18 истребителей. Вражеские бомбардировщики шли острым клином, истребители прикрывали их сверху и по бокам.
Ведущий нашей группы Виталий Попков первым бросается на противника, атакуя со стороны солнца. В прицеле — несколько маленьких крестообразных силуэтов. Они быстро растут, и вот уже один фашистский самолет в светящемся поле прицела. Чуть довернув свою машину, Попков жмет на гашетки. Огненные трассы пронзили цель, самолет врага вспыхивает, и перевернувшись, камнем несется к земле…
Моментально и резко отвернув в сторону, Попков уже ищет новую цель, и все повторяется: стремительное сближение, черный крест в прицеле, огонь. Фашист валится на крыло, пытается восстановить горизонтальный полет, но, получив, дополнительную порцию свинца, падает в отвесное пике, волоча за собой хвост дыма… Попков огляделся. Небо то тут, то там прорезалось пушечными и пулеметными трассами, на землю падали все новые «Юнкерсы» и «Мессершмитты».
10 машин не досчитался противник после этого боя. Попков и Семёнов сбили по 2 вражеских самолёта, по одному записали на свой боевой счет и их боевые товарищи: Беликов, Долгов, Игнатьев, Сивцов, Кучеренко и Глинкин.

Фашистская армада была рассеяна на подходе к аэродрому. Ошеломленные дерзкой атакой советских летчиков, экипажи немецких бомберов побросали бомбы куда попало и еле ушли от преследования. По результатам этого боя Командующий фронтом Р. Я. Малиновский издал специальный приказ, начинавшийся такими словами:
«В последние дни вражеская авиация пыталась несколько раз нанести удары по коммуникациям и аэродромам фронта. Все попытки нападения дорого обходятся фашистским стервятникам. Наши лётчики — истребители зорко несут воздушную вахту, смело атакуют и уничтожают воздушных бандитов, вгоняя их в землю».
В этом приказе всем участвовавшим в том бою летчикам объявлялась благодарность, а пара Попков и Семенов, кроме того, была награждена и именными часами.
Много десятилетий спустя, вдова Виталия Ивановича вспоминала:
«Однажды его эскадрилья в небе над Днепропетровском устроила немцам самый настоящий «небесный джаз». Тогда сбили десять немецких самолетов, и три из них — Виталий. Его заместитель, Герой Советского Союза Сережа Глинкин, прямо в воздухе обратился к нему: «Командир, можно мы запоем?» — «Давай!» И вот в боевом эфире небесный хор эскадрильи запел: «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…» Пропели песню от начала до конца. И вдруг в радиоэфир врывается земля, вспоминал Виталий Иванович, и таким милым женским голосом говорит: «Большое спасибо, маэстро!» Он пошутил в ответ: «Это за что — за концерт или за бой?..»
16 июня 1944 года шестёрка Ла-5 под командованием Виталия Попкова нанесла успешный удар по вражескому аэродрому, но на обратном пути группа была обстреляна зенитной артиллерией противника. Прямым попаданием снаряда самолет Попкова получил повреждения обеих плоскостей а сам летчик был ранен осколками в правую руку и правую ногу. Несмотря на это, он продолжал вести самолет левой рукой, руководя группой по радио, после чего успешно посадил Ла-5 на своем аэродроме.
К 27 февраля 1945 года командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Виталий Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, сбил лично 37 самолетов противника.
Всего же Виталий Попков совершил 345 боевых вылетов, а по некоторым данным — 358, провел 85 воздушных боев, в которых сбил лично 47 самолетов противника, и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года он был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

И справочно: понятие «дважды, трижды, четырежды Герой Советского Союза», на мой взгляд, кажется несколько неудачным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей, советской, истории.
Впервые дважды Героями Советского Союза за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое наших воинов, двое летчиков, а именно майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября).
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями Советского Союза стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». А 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой Советского Союза, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.

После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться, так в 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека.
Рекомендуем


