Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Автомобиль как средство наживы… Два года на дорогах Минщины орудовал страховой мошенник

Автомобиль как средство наживы… Два года на дорогах Минщины орудовал страховой мошенник

Тюрьма для человека, попавшего за решетку по стечению обстоятельств, — серьезное испытание, а для рецидивиста, хорошо знающего тюремные законы, — это возможность расширить круг знакомств в криминальном мире, повысить свой авторитет, а заодно и «квалификацию», разработав очередной хитроумный план получения легкой наживы. Так случилось и с жителем Солигорска 1981 года рождения, который, пройдя несколько тюремных университетов, на путь исправления вставать даже не собирался. Имея непогашенную судимость, несколько ходок и вполне жизнеспособную схему по созданию быстрых денег, мужчина приступил к ее реализации.  
«Он любил деньги и страдал от их недостатка…»
Как и у Остапа Бендера, у солигорского мошенника, наверняка, была масса приемов обмана честных граждан, и практика покажет, что часть из них могли успешно работать, но обогащаться он решил другим путем. Таким, чтобы денег «срубить» много и сразу. Жить хотелось на широкую ногу, тем более что к тому моменту гражданин был совершенно «свободным художником» — от жены ушел, детьми не занимался, приют находил лишь в родительском доме, своего жилья не имея. Ну а с капиталом «вино, карты и женщины нам обеспечены».  Что еще нужно для условного счастья и жизненной эйфории? Парочка надежных подельников, стартовый капитал и уверенность в успешности предприятия.  
Так вот, схема (а она стара, как мир) была следующей. Где-нибудь на просторах великой России присматривался автомобиль представительского класса, скажем, BMW или Volkswagen, который у нас стоил немалых денег. Чем сложнее история у транспортного средства и чем больше в нем технических проблем, тем успешнее считалась покупка, ведь это серьезно влияло на ее цену. Покупатель, в роли которого выступал сам мошенник или его подставное лицо срочно совершали сделку купли-продажи и транспортировали товар в Беларусь.

— Привезти автомобиль могли даже на лафете, главное, чтобы потом он мог выехать на дорогу, — рассказывает следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против собственности управления Следственного комитета Республики Беларусь по Минской области, подполковник юстиции Павел Гришалевич. — Ну а по прибытии транспортного средства здесь на него оформлялись необходимые документы и обязательная страховка. А вот в ней-то и было все дело. Чем дороже машина и ее обслуживание, тем выше страховая сумма и, соответственно, выплата при наступлении страхового случая. И в этом вся суть схемы.

Следователь отмечает, что в деле зафиксированы факты, когда возмещение после ДТП в три и более раза превышало фактическую стоимость автомобиля.

«Можно вас попросить, как художник художника?»
Один, а уж тем более на криминальном поле, не воин. И без надежных людей здесь не обойтись. И где же их искать, как не в ближайшем окружении, которое хорошо знало и даже побаивалось нашего героя, считая его авторитетным товарищем?
Было у афериста и очень серьезное преимущество, которое привлекало к нему мужское (и не только) сообщество — гараж со всеми вытекающими последствиями. Кому подварить, подшпаклевать, подкрасить, но еще более ценными были консультации в области автомобилей, которые он созданием дела якобы бесплатно раздавал обращающимся. Словом, свой в доску товарищ, который «выручит, поможет, не подведет». А чем платить за такую несказанную доброту? Конечно, же доверием и ответной помощью.

— Таким образом в круг доверия мошенника были вовлечены до десятка человек, которые потом проходили по материалам дела как соучастники группового преступления, — отмечает правоохранитель. — Они-то и становились участниками самого инсценированного ДТП, где фигурировал заранее пригнанный автомобиль и вторая машина менее престижной марки. На дружеских, зачастую даже не подкрепленных финансово, началах люди давали показания сотрудникам ГАИ, прибывшим на место условной аварии. А ее могло и вовсе не быть, на картинку работали детали хорош подготовленной инсценировки.

Доходило даже до того, что машину вручную опрокидывали в кювет и вручную «доводили до ума», разбивая стекла и кузов. По их версии, машина в этом случае столкнулась на дороге с диким животным, и водитель не справился с управлением. И она тоже работала!

Только вот и «художник художника» может подвести.

— Орудовал мошенник с 2012 по 2014 годы, зарабатывая на страховых выплатах неплохие деньги, причем получая их от разных компаний, осуществляющих данную деятельность на территории страны, — говорит Павел Гришалевич. — Но однажды в милицию пришел обманутый им же приятель, который обратился к нашему гражданину с просьбой пригнать из России хороший автомобиль. На эти цели выдал ему и деньги. Но злоумышленник то ли нарочно, то ли по какой-то другой причине просьбу не выполнил, а доллары использовал на свои нужды. Процесс возврата затянулся, а конфликт обострился до того момента, пока рецидивист не попросил своего кредитора поучаствовать в преступной схеме. Мол, не только свое вернет, но и заработает сверху. Вот в этом месте история и дала сбой. Открылись факты, а за ними потянулась целая череда преступных эпизодов.
«Мы чужие на этом празднике жизни…»
В ходе следствия, которое затянулось на несколько лет, а приговор суда был оглашен в 2020-м, открывались все новые и новые фигуранты дела. Суммы, которые были получены в ходе афер, выражались в десятках и даже сотнях миллионов (неденоминированных) рублей или десятках тысяч долларов. На это и был расчет, ведь машины-участницы дорожно-транспортных происшествий были не только дорогими экземплярами, но и не менее затратными в обслуживании и ремонте. Как правило, запасные части официально приобретаются через дилерские центры, по их же расценкам работают и страховые оценщики, формирующие суммы выплат. А потому и маржа получалась солидная. На красивую жизнь хватало.

— Самое обидное для фигурантов дела — это то, что даже в случае оформления транспортного средства на каждого из них и условном участии в ДТП, которого могло по факту и не быть, деньги оставались у зачинщика. Иногда он отделывался небольшими поощрениями своим приятелям, — отмечает следователь. — Но поскольку выплата была положена тому, на ком числился по факту автомобиль, то и возмещать ущерб пришлось лицу, фигурирующему в документах. И чтобы не сесть в тюрьму, большинство из участников схемы так и сделало. Причем к страховой сумме добавился еще и назначенный штраф, который может быть кратным, а то двукратным размеру обязательной выплаты.

Если размер страховки составлял 15 тысяч долларов США в эквиваленте, то общая сумма возмещения могла составить 30, а то и более тысяч

Кстати, по делу проходила и девушка, которая вполне могла состоять в любовных отношениях с мошенником. Как говорится, «не будьте божьей коровой!».
«Ну, пока! Пишите письма!»
Приговор солигорскому мошеннику был оглашен в 2020 году. Поскольку преступления были квалифицированы по статье УК РБ 209 ч.3 «Мошенничество», срок главный фигурант дела получил максимальный — 7 лет лишения свободы.  К шести годам был приговорен и его основной подельник.
Нужно отметить, что в ходе следствия были установлены и факты повторной продажи автомобилей, участвовавших в инсценированных ДТП. И они сейчас колесят по дорогам. Примечательно, что продавал их мошенник в другие регионы страны, стараясь скрыть как можно дальше «помеченное» транспортное средство.
Как сказал бы Остап: «Деньги лежали на дороге, я просто их подобрал…».
 
Также на МЛЫН.BY
«Я их положил» — подробности жестокого убийства пенсионеров из-за ущемленного самолюбия

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59