Меню

Военачальник со сложной судьбой. История об уроженце Беларуси и летчике Евгении Николаенко

николаенко
Фото: из открытых источников

Рассказывая о земляках — белорусах и уроженцах Беларуси, Героях Советского Союза, как правило, говорим о тех, кто заслужил это высшее звание в бывшей нашей общей великой стране в годы Великой Отечественной войны, и это закономерно и справедливо. И все же, согласитесь, уважаемые читатели, что не меньше заслуживают нашего внимания и наших почестей и те земляки, удостоившиеся звания Героя Советского Союза в советско-финскую войну, во время оказания интернациональной помощи республиканской Испании. Но если о них вспоминаем все же, то о двух белорусах, ставших Героями Советского Союза, будучи добровольцами на войне китайского народа с милитаристской Японией в 1938 году, знаем совсем мало.

Сегодняшний рассказ и посвящен памяти уроженца деревни Удога, ныне входящей в Чериковский район Могилевской области, Герое Советского Союза за бои в небе Китая — ЕВГЕНИИ МАКАРОВИЧЕ НИКОЛАЕНКО, и очень отрадно, что на малой родине славного земляка помнят и чтут!

Путь в авиацию и звезда героя в небе Китая

Женя Николаенко родился 30 сентября 1905 года, в семье крестьянина, после окончания начальной школы в родной деревне, с 1918 по 1924 год обучался в Чериковской средней школе. И по свидетельствам некоторых его современников, Евгений Николаенко был одним из лучших учеников выдающегося педагога Модеста Николаевича Лепешинского, увидевшего способности мальчика из крестьянской белорусской семьи в физике и математике. В июне 1924 года Евгений уехал в Ленинград продолжать учебу, и пришлось ему, чтобы учиться, одновременно работать грузчиком в порту, а заработанными деньгами он еще делился с больным братом.

В душе же у юноши Жени Николаенко была потаенная мечта — стать летчиком. И эта мечта осуществилась, когда в декабре 1927 года он поступил в военно-теоретическую школу ВВС Красной Армии, которую успешно и окончил. Продолжил путь в боевую авиацию Евгений Николаенко в военной авиационной школе летчиков, где стал одним из лучших курсантов, и не случайно, после окончания учебы, его оставили в школе летчиком-инструктором. За 6 лет инструкторской работы в школе Николаенко подготовил большую группу военных летчиков-истребителей, которые в тяжелую для Родины годину успешно воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Но летчик Николаенко просится в войска, и в июне 1937 года его назначают командиром 118-й авиационной эскадрильи 92-й авиабригады. А когда в начале 1938 года милитаристская Япония развязала захватническую войну против Китая, то группа советских летчиков, среди которых был и наш земляк Евгений Николаенко, оказала интернациональную помощь народу Китая.

николаенко

Одним из наиболее крупных воздушных боев, в котором принимал участие командир эскадрильи, а затем и всей советской авиационной группы в Китае, майор Николаенко, произошел 12 августа 1938 года над городом Уханем. Тогда 40 истребителей, ведомые им, вступили в бой со 120 японскими самолетами. По нашим данным, советские добровольцы сбили тогда 16 самолетов японцев, потеряв 5 своих машин.

В отчете о той командировке говорилось: «Майор Е. М. Николаенко имеет боевых вылетов 40, воздушных боев 5. Сбил 2 машины противника лично и еще одну в составе группы. Может быть использован начальником школы истребителей. Достоин досрочного присвоения звания полковник».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года наш земляк майор Евгений Макарович Николаенко был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. А 27 ноября 1939 года ему была вручена и учрежденная медаль «Золотая Звезда», под номером 122.

Высокую награду нашему земляку, белорусу Евгению Николаенко вручал в Кремле лично Михаил Иванович Калинин.

А после досрочного, да еще через одну ступень, присвоения воинского звания полковника, Евгения Николаенко назначают командиром авиашколы летчиков, а вскоре и командиром истребительной авиационной дивизии. И в 1940 году, в возрасте 35 лет, он уже генерал-майор авиации. Невиданный, но вполне заслуженный взлет летчика!

Взлеты и падения в судьбе военачальника Николаенко

Евгений Николаенко участник Великой Отечественной войны, с 24 июля 1941 года в должности Командующего ВВС 5-й Армии Юго-Западного фронта, в дальнейшем на высоких командных должностях Военно-Воздушных Сил Красной Армии на других направлениях. Проявил себя как умелый авиационный командир, о нем хорошо отзывался генерал армии Георгий Жуков.

В конце 1941 года генерал Николаенко был назначен Командующим ВВС Крымского фронта. Из воспоминаний офицера штаба ВВС Крымского фронта: «Все мы не без волнения ждали нового командующего ВВС фронта. За день до прилета генерала, комбриг Савельев предупредил меня: Готовьтесь к докладу командующему об обстановке на фронте, слышал, что Николаенко не любит незнаек. Всю ночь я просидел за подготовкой доклада. В кабинет командующего я пришел точно в назначенное время. Только переступил порог, как посыпались вопросы. Их задавал поднявшийся из-за стола широкоплечий, чуть выше среднего роста генерал с небольшим шрамом у правого глаза, вероятно результатом ранения. Голос твердый, с едва заметным белорусским акцентом. На кителе кроме «Золотой Звезды» Героя несколько боевых орденов.

От краткого сообщения о наземной обстановке: я сразу же перешел к анализу сил вражеской авиации. Командующий нетерпеливо прервал меня вопросом: Давайте короче. Где базируется немецкая авиация, какова ее численность? Ответил на него коротко. Самолеты врага располагались в основном на аэродромах в Сарабузе, Симферополе и Саках. По материалам фоторазведки, там базировалось до 70 бомбардировщиков и примерно 40 истребителей. Кроме того, противник использовал для нанесения ударов по нашим аэродромам и для срыва снабжения войск Крымского фронта через Керченский пролив авиацию, базирующуюся на аэродромах Мариуполя, Херсона и Кировограда. Там было до 30 бомбардировщиков типа «Юнкерс» и примерно 70 бомбардировщиков других типов. — А чем богаты наши войска? — снова задал вопрос Николаенко. Названная мною общая цифра — 581 самолет — явно обрадовала Командующего. — Ведь это здорово! — воскликнул он. — На нашей стороне двойное превосходство. Просто отлично. Но когда я доложил, что новых типов самолетов фронт имеет всего лишь 164 единицы, в том числе 125 истребителей Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, 18 бомбардировщиков Пе-2 и 21 штурмовик Ил-2, а все остальные самолеты устаревшие, тихоходные, широкое лицо Евгения Марковича снова помрачнело, стало напряженно — задумчивым. Не порадовал я его своим сообщением и о том, что базируются наши авиационные части на Керченском полуострове скученно, по 4-5 авиаполков на каждом аэродроме. Командующий заметил: — Потому и глушат вас фашистские летчики на аэродромах».

николенко

И Николаенко предпринял ряд конкретных мер для того, чтобы авиация Крымского фронта более эффективнее осуществляла поддержку наших наземных войск, летчики воевали мужественно. Но из-за грубых просчетов руководства Крымского фронта, вмешательства в принимаемые решения представителя Ставки Мехлиса, которые лишь дезорганизовывали действия войск, Крымский фронт потерпел жестокое поражение. Немцы нанесли отвлекающий удар вдоль Черного моря, а затем главным ударом танковой дивизии под выступающие позиции 44-й армии прорвали ее оборону и прошли вдоль фронта до Азовского моря.

Сталин направил Мехлису телеграмму: «Вы держитесь странной позиции стороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта… Вы вместе с командующим отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым… Вы еще не поняли, что вы посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля, а как ответственный представитель Ставки… Дела у вас в Крыму несложные, и вы могли бы сами справиться с ними. Если бы вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронт и танки не прошли бы».

Но было слишком поздно, советские войска с тяжелыми потерями оставили Керченский полуостров, судьба Севастополя также была предопределена, и через полтора месяца ожесточенных боев он пал.

Вскоре Л. 3. Мехлис был отозван из войск, как один из прямых виновников неудачи Керченской операции, снят с поста заместителя Наркома обороны и начальника Главного политического управления Красной Армии, понижен в воинском звании до корпусного комиссара. Были также сняты с занимаемых постов и понижены в званиях другие военачальники Крымского фронта, не миновала сия горькая чаша и Командующего ВВС фронта генерал-майора авиации Николаенко, несмотря на звание Героя Советского Союза.

армия

Тогда, но теперь лишь полковник, Евгений Николаенко был назначен начальником Липецких курсов усовершенствования офицерского состава ВВС. Правда, весной 1943 года, Евгений Макарович был восстановлен в генеральском звании, а с ноября 1943 года вновь находился в действующей армии на должности заместителя командующего 1-й воздушной армии на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Белорусской и Восточно-Прусской наступательных операциях. Показал себя Николаенко с лучшей стороны и был повышен в воинском звании до генерал-лейтенанта авиации.

После войны Евгений Николаенко продолжил службу в ВВС на ответственных высоких командных должностях, снова были взлеты и неудачи. Но такова судьба военачальника, отвечающего за состояние дел в вверенных под его командование войсках, за каждого военнослужащего.

Ушел генерал-лейтенант авиации Евгений Макарович Николаенко в отставку в декабре 1955 года. Жил в Ленинграде, где и скончался 16 апреля 1961 года.

Благодарная память на малой его Родине

В городе Черикове есть сквер имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко, рядом с военным комиссариатом на пьедестале самолет МиГ- 29, с прикрепленной табличкой, что установлен в честь первого в Могилевской области Героя Советского Союза летчика Евгения Николаенко. Имя Евгения Макаровича Николаенко, Героя Советского Союза, присвоено СШ № 1 города Черикова, а в областном центре-кадетскому училищу.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59