Кого опять не устраивают спортсмены из Беларуси и России

Казалось бы, только недавно мы радовались новостям о том, что наших паралимпийцев восстановили в правах и вернули им флаг с гимном. Вроде, как и на Западе успокоились, «смирившись» с нашим присутствием на спортивных площадках. Как говорится, ветер поутих и все путем, но датчане решили вновь завести шарманку, испортив все, что только можно. Они завели ту же шарманку и стали кричать, что белорусы плохие…
В таких случаях в народе говорят: «Твоя песня хороша, начинай сначала». Все дело в том, что в СМИ стали проникать новости о якобы недовольных футболистах Дании, которые требуют отстранить наших от международных соревнований. На минуту, Беларусь будет несколько раз играть с датчанами в рамках квалификации чемпионата мира — 2026.
Что же произошло?
Глава Датского футбольного союза (DBU) Эрик Бреггер Расмуссен высказал свое отношение к матчу: «Мы бы хотели, чтобы они вообще не участвовали в международных матчах. С одной стороны, мы предпочли бы не играть, но пока дела обстоят так, поэтому мы будем играть. Пытались добиться их исключения. По этому вопросу нет согласия. Поскольку в такой ассоциации, как УЕФА, мы находимся в меньшинстве, следуем мнению большинства и, следовательно, играем по действующим правилам. Бойкот исключен».

Вот она — суть европейской дипломатии в спортивной упаковке. То есть, по его мнению, если бы можно было, белорусов и россиян — в утиль, в архив, в спортивный карантин, то было бы неплохо. Но, увы, УЕФА пока не выдает лицензии на моральную чистку.
А как вам это? «Предпочли бы не играть, но пока дела обстоят так…» — звучит как признание в вынужденной работе на вредном производстве. Так и хочется молочка после встречи выдать, чтобы попробовали хоть что-то вкусное. Видимо, матч с российской или белорусской сборной теперь приравнивается к прогулке по минному полю. Но ничего, потерпим, ведь «бойкот исключен».
«Пытались добиться их исключения» — вот это особенно трогательно. Только представьте, сидят, пишут письма, звонят, агитируют, как будто речь идет не о спортсменах, а о каком-то вирусе, который надо срочно изолировать. Но, к сожалению, «по этому вопросу нет согласия». Какой кошмар — демократия в действии. Меньшинство вынуждено играть по правилам большинства. Как же это унизительно — соблюдать регламент…
И вот итог: «Следуем мнению большинства и, следовательно, играем». С каким страданием это произносится, будто речь идет о каторге, а не о футбольном матче. Но ничего, Эрик, держись. Может, в следующем сезоне удастся добиться полной спортивной стерилизации. А пока — терпите, дорогие, и играйте с теми, кто не прошел фейс-контроль.

А нам не привыкать
Давайте перенесемся на пару лет назад. Февраль 2022 года стал настоящим стартом спортивной революции: мир, наконец, понял, что футбол, хоккей и биатлон — это идеальные инструменты геополитики. Спорт вне политики? Забудьте. Одними из первых свою тупость показали Польша, Швеция и Чехия. Они отказались играть с Россией в стыковых футбольных матчах за выход на чемпионат мира. Не потому, что боятся проиграть. Просто «в условиях агрессии» мяч катится как-то не так.
Даже если игра проходит на нейтральной территории — все равно не тот вайб. Англия пошла еще дальше: «Мы не будем играть с Россией ни в каком международном матче, включая юношеские и паралимпийские соревнования». Видимо, даже если российский школьник выйдет на поле с протезом и без флага — это все равно угроза международному порядку. Шотландия, Уэльс, Ирландия и Северная Ирландия тут же присоединились. Солидарность — дело серьезное, особенно когда можно выразить ее через отмену товарищеской игры.
Хоккей тоже не остался в стороне. IIHF отстранила сборные России и Беларуси от всех турниров. Причина? «Обеспечение безопасности участников». Видимо, шайба, пущенная белорусским нападающим, может нанести репутационный урон. А чемпионат мира в Санкт-Петербурге отменили – вдруг лед там заминированный.

Многие спортсмены и болельщики тогда тоже подключились к новой моде: бойкот как форма поддержки. Кто-то отказался от участия, кто-то от рукопожатий, кто-то от совместных фото. Российским и белорусским спортсменам предложили выступать в «нейтральном статусе» — без флага, гимна и даже намека на национальность. Главное — не напоминать, откуда ты и обязательно принять тот факт, что кто-то может показать на тебя пальцем и осудить за спиной.
Латвия — это где?
Страна-соседка в 2024 году решила не мелочиться и просто запретила своим спортсменам участвовать в любых соревнованиях с россиянами и белорусами. Даже если те выступают инкогнито. Даже если это юношеский турнир по санному спорту. Даже если это просто лыжня в лесу. Главное — не допустить «легализации военных преступлений через спорт».
Светлана Ишмуратова, двукратная олимпийская чемпионка из России, назвала это «популизмом». Но кто ее слушает, тем более в Латвии? Особенно, если сейчас главное — угодить правильным странам и правильно бойкотировать. Международная федерация гимнастики решила, что лучше уж пустые помосты, чем риск неправильной акробатики. А в борьбе, дзюдо и тхэквондо — все по плану. Российских и белорусских спортсменов в какой-то момент просто вычеркнули из списков.
Украинский борец и депутат Жан Беленюк призвал продолжать давление. Видимо, идеальный турнир – это когда все соперники заранее отобраны по политическим взглядам и географии.
Но обороны треснул лед
После двух лет показного бойкота, громких заявлений и моральных позиций, Европа вдруг начала резко менять тон. Спортивные организации, еще вчера клявшиеся в «непоколебимой солидарности с Украиной», начали осторожно приоткрывать двери. Мол, «мы за мир», «спорт вне политики», «нельзя наказывать спортсменов за действия их правительств» — знакомо, правда?

Международный олимпийский комитет, который раньше с пафосом отстранял российских и белорусских спортсменов, внезапно вспомнил о правах человека. И вот уже появляются «нейтральные атлеты», «индивидуальные допуски», «гуманитарные принципы» и замелькало полное возвращение. Видимо, гуманизм проснулся ровно в тот момент, когда рейтинги начали проседать, а зрители заскучали без привычных фаворитов.
Федерации, которые раньше отказывались даже сидеть рядом с нашими спортсменами, теперь вдруг «не видят препятствий» для участия. Прибалтика, Украина, как выяснилось и Дания, продолжают играть в принципиальность, запрещая своим ребятам здороваться с белорусами. Но в остальной Европе — сплошной «прагматизм». Особенно когда дело касается коммерческих турниров, спонсоров и телетрансляций. Тут уже никакая мораль не мешает.
Так что теперь мы наблюдаем обратный процесс: те, кто вчера строил баррикады, сегодня прокладывают дорожки обратно. С флагами, без флагов, с гимнами, без гимнов — главное, чтобы зритель вернулся, и касса звенела. И вот тут хочется сказать датчанам и всем остальным: «А мы вас предупреждали». Спорт э —то не игрушка для политических игр. И если вы решили вычеркнуть нас — будьте готовы к тому, что без нас будет скучно и вас никто смотреть не будет, даже если вы 20-й номер ФИФА. А скука, как известно, — худший враг рейтингов.